Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:50, реферат
Цель данной работы – проследить за уровнем развития ремёсел и хозяйства в Древне –Шумерском и Аккадском государствах путём анализа текста «эпоса о Гильгамеше. В тексте «эпоса о Гильгамеше», действительно, очень часто встречаются упоминания о ремёслах, начиная от строительства стен Урука и заканчивая описанием оружиея Гильгамеша и Энкиду.
Реферат по предмету «История древних цивилизаций »,
Студента 1 курса ЛИ им.Горького
Александра
Штефана
Ремёсла и хозяйство в
«эпосе о Гильгамеше».
Цель данной работы – проследить за уровнем развития ремёсел и хозяйства в Древне –Шумерском и Аккадском государствах путём анализа текста «эпоса о Гильгамеше. В тексте «эпоса о Гильгамеше», действительно, очень часто встречаются упоминания о ремёслах, начиная от строительства стен Урука и заканчивая описанием оружиея Гильгамеша и Энкиду.
I)Ремёсла
1Строительство
Древнейшее из ремесел, которыми владели шумеры — строительство и все, что с ним было связано. Строительные рабочие очень быстро разделились на опытных мастеров и разного рода низкоквалифицированных подмастерьев. Одни подносили на строительство глину, другие лепили кирпичи, третьи клали стены, четвертые обтесывали камень, привезенный издалека. Вот как строительство в Уруке отражено в первых строках «эпоса»:
«Стеною обнес Урук
Светлый амбар Эаны
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар
Даже будущий царь не построит такого, —
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли…»
Мы видим,
что город был достаточно
Интересным фактом является то, что в Уруке амбары с зерном находились непосредственно близко к храму и тоже считались священными зданиями.
Это ремесло в Уруке было на первом месте, ведь сам город в «эпосе» многократно называют «ограждённым».
2Обработка дерева и плотницкое дело.
С давних
пор были в Шумере и плотники.
Дерево было в большом
Изделия и мебель из дерева были большой редкостью. Если в семье имелась деревянная утварь, ее очень берегли и перевозили за собой из дома в дом. Жилые дома строились без единой деревянной детали, все дерево приносил и устанавливал хозяин дома. Если же ему приходилось покинуть дом, он забирал деревянную мебель с собой.
В тексте «эпоса» мы также видим этому подтверждение:
«Кедровым те горы покрыты лесом,
Живет в том лесу свирепый Хумбаба
Давай его вместе убьем мы с тобою,
И все, что есть злого, изгоним из мира!
Нарублю я кедра,
Вечное имя себе создам я!»
Кедр – столь редкое для Шумеров дерево, что если «нарубить кедра», можно создать себе «вечное имя». Хумбаба, как пишут многие учёные – монстр, главная роль которого в шумерской мифологии – охрана кедрового леса от людей, т.е. для объяснения дефицита древесины был создан мифический персонаж: «Чтоб кедровый лес оберегал он,
Ему вверил Эллиль страхи людские»
3 Кузнечное дело. Оружейное дело.
Довольно быстро шумеры освоили обработку металлов и кузнечное дело. Основным материалом для шумерских кузнецов являлась медь. Из нее изготавливали охотничье оружие, вооружение и доспехи, сельскохозяйственную утварь и рабочие инструменты. Среди кузнецов с самого начала существовала иерархия — во главе мастерской стоял “симуг галь” — “большой (главный) кузнец”, в подчинении у которого находились менее опытные мастера. В эпосе процесс приготовления к изготовлению и ковка оружия была проиллюстрирована сценой перед походом против Хумбабы «Друг мой, мастерам я дам повинность:
Оружие пусть отольют перед нами».
Повинность
Сели мастера, обсуждают.
Секиры отлили большие, —
Топоры они отлили в три таланта;
Кинжалы отлили большие, —
Лезвия по два таланта,
Тридцать мин выступы по сторонам у лезвий,
Тридцать мин золота, – рукоять кинжала, —
Гильгамеш и
Энкиду несли по десять
Из приведённых выше строк можно предположить, что технологии кузнечного дела государства Шумер были на высоком уровне – талант – мера веса, а значит, если оружие взвешивалось, то скорее всего оно было и сбалансированным – баланса клинка легко достичь при применении современных технологий, но тогда это было более чем проблематично. Также видно, что самые крупные мастерские располагались при дворце правителя
«Было положено пред ним снаряженье,
Секиры, кинжалы большие,
Лук и колчан – их дали ему в руки.
Взял он топор, набил колчан свой,
На плечо надел он лук аншанский,
Кинжал заткнул он себе за пояс»
Очевидно, что
у шумер широкое применение имеи
разные виды оружия – тяжёлое(топоры,
секиры), лёгкое(лёгкое не считая утрирования
в тексте - кинжалы) и дальнобойное(лук).
4Ювелирное дело.
Об ювелирных изделиях шумерских мастеров стоит поговорить особо. Золото и серебро, драгоценные и полудрагоценные камни — все это привозили в город купцы, чтобы затем увезти на продажу в виде восхитительных украшений. Храмы и дворцы правителей украшали ритуальные топоры, сделанные из электрона.
Электрон — сплав золота и серебра, распространенный в древности.
Из царских могил, которые дошли до наших дней неразграбленными, археологи извлекли массу головных украшений, подвесок, серег и ожерелий из золота, серебряные ленты, которыми шумерские женщины скрепляли прическу, множество бусин из золота и лазурита — самого распространенного в шумерском ювелирном деле камня. Из захоронений мужчин-царей были извлечены прекрасно сохранившиеся золотые кинжалы в золотых ножнах. У одного из этих кинжалов, найденного в гробнице царя Мес-калам-дуга, золотые ножны покрыты чрезвычайно реалистичным рисунком, точно имитирующим плетение тростниковых ножен, в каких хранили кинжалы простые горожане. Основным товаром, выходившим из ювелирных мастерских, были украшения попроще — для простых горожан. Наряду с серебром и золотом, на бижутерию шла медь и различные полудрагоценные камни. В тексте упоминание о ювелиром деле встречается нечасто. Одно из упоминаний – в контексте проклятия, которое выкрикивает Энкиду в адрес Шамхат:
«Пусть отнимет твои красивые бусы!», а также «Надела ожерелье, достойное груди»
5Ткацкое дело.
«Облачилась в одеянья, достойные тела,
Надела ожерелье, достойное груди,
Опоясана лентой, увенчана тиарой» - Это говорит о том, какое большое значение предавали шумеры предметам одежды и, в особенности, женской.
Огромных, по тогдашним меркам, масштабов приобрели в Шумере ткацкое и прядильное ремесло. С древнейших времен горожане получали в храме все необходимое, включая и одежду. Одеяния первых обитателей Шумера можно было бы назвать “одеждой” лишь с натяжкой — несложные прикрытия наподобие юбок из травы или тростника.
С ростом благосостояния городов в обиход вошли одежды из пряжи. Прядение шерсти вообще было одним из первых ремесел, развившихся при городских храмах. Это ремесло традиционно считалось женским, чаще всего прясть шерсть заставляли рабынь. Первые упоминания о ткацком ремесле встречаются в шумерских глиняных табличках лишь в середине III тысячелетия до н.э. Эти данные подтверждают и результаты археологических раскопок — в частности, найденные в одном из шумерских городов тяжелые глиняные или каменные круги, являвшиеся, судя по конструкции, деталями ткацкого станка.
Ткацкое искусство развивалось в Шумере довольно быстро — уже в конце III тысячелетия до н.э. архивы упоминают о ткачах различной квалификации. В это же время происходят серьезные перемены в шумерской моде. Простые юбки и накидки из шерстяной пряжи сменяются разнообразными, зачастую весьма замысловатыми одеяниями. Люди разного социального статуса носят разные одежды. Не только жрецы и правители, но и зажиточные горожане имеют совершенно различные по виду одежды для повседневного ношения и для храмовых или городских праздников. Особняком стояли одеяния жрецов и жриц.
Шерстяная пряжа изготовлялась из козьей и овечьей шерсти. Она шла на повседневную одежду горожан и на тонкие шерстяные ткани, которые носили правители и жрецы. Для ткацкого производства шумеры выращивали лен. Из него делали все — и грубое сукно, и легкие материи. После того, как ткань сходила со станка, ее обрабатывали, возможно, красили, и лишь затем отправляли на склады.
6Камнерезное ремесло.
(Его пересечения с другими ремёслами – ювелирным, кузнечным.)
Наряду с тонким мастерством ювелиров и мастеров по металлу значительного уровня достигли шумеры и в обработке камня. Особо следует отметить изготовление печатей. Археологи, занимавшиеся раскопками шумерских городов, обнаружили огромное количество круглых или цилиндрических камней с вырезанными на них рисунками — фигурами людей, животных, сценками или надписями. Оттиски этих печатей использовались в качестве подписи, так как у каждой печати был свой владелец, заказывавший мастеру-резчику печатей особый рисунок. Самые древние из найденных печатей — очень простые, с двумя-тремя примитивными фигурками. Впоследствии искусство изготовления печатей совершенствовалось, и на печатях позднего периода можно видеть уже сложные многофигурные сцены — эпизоды охоты, земледелия, а также сцены из различных шумерских мифов. На печатях впервые появляются изображения животных с человеческими головами, которых унаследовало позднее искусство Вавилона и Ассирии. Чем знатнее был обладатель такой печати, тем сложнее был рисунок на ней. Нередко печати правителей вырезались из полудрагоценных камней и могли служить украшениями сами по себе
Каменные статуи, наравне с фигурами из терракоты, украшавшие городские улицы и залы храма или дворца — особая статья в шумерском искусстве. Статуи правителей, найденные при раскопках городов Шумера, поражают своей реалистичностью — не тем специфическим реализмом, отличающим шумерскую культуру, а точной, даже по современным меркам детальной передачей внешности.
«Гильгамеш по стране созывает кличем
Ваятелей, медников, кузнецов, камнерезов.
Друг мой, сделаю кумир твой,
Какого никто не делал другу:
Друга рост и облик в нем будет явлен, —
Подножье из камня, власы – из лазури,
Лицо – из алебастра, из золота – тело.»
На примере этого отрывка, можно сделать вывод, что представители разных ремёсел находились в тесном контакте и порой работали совместно. Также фраза «Друга рост и облик в нем будет явлен» говорит о том, что искусство было развито на серьёзном уровне – реалистичность изображения – результат многовекового опыта
7Другие ремёсла, упомянутые в тексте.
«Где кимвалов и арф раздаются звуки»
Очевидно, что в Шумере производились арфы. Конечно, в то время они отличались как от сегодняшних инструментов, так и от Древне-греческих собратьев. В любом случае, производство арфы – сложное задача, требующая абсолютно точного расчёта, ведь инструмент должен держать строй.
Также определенное развитие получило изготовление струн – ремесло вытягивания жил животных.
Кожевенное производство.
«набил колчан свой».
Колчаны были сделаны из твёрдой кожи,
которую было тяжело обрабатывать. Также
из кожи производились доспехи, ей обтягивались
щиты.
II)Хозяйство.
1Выработка масел.
«Умастился елеем, уподобился людям», «Шесть мер елея, что вошло в оба рога», «Я дам тебе платьев, елея для тела… ».
ЕЛЕЙ – символ сохранения. Возлитый на избранника, он означает постоянное пребывание на нем божественного посвящения. По сути своей, елей – не что иное, как оливковое масло ( готовился из наиболее чистой его фракции). Можно сделать вывод, что маслоотжим вУруке был популярным направлением хозяйства. Елей очень ценился в Уруке.
2 Мукомолы и пекари
Информация о работе Ремёсла и хозяйство в «эпосе о Гильгамеше»