Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:26, контрольная работа
Цехи (нем. единственное число Zunft, Zeche), в городах феодального общества организации по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями.
Цехи в странах Западной Европы. Наиболее развитые формы организаций городских ремесленников сложились в странах Западной Европы, где население средневековых городов добилось широких прав самоуправления. Завоёванные горожанами права облегчили, как объединение ремесленников в цеха, так и развитие уже сложившихся цехов. Появились цехи во Франции, Германии, Англии в 11—12 вв. (в Италии, возможно, ещё раньше) и достигли полного развития в 13—14 вв.
Введение ……………………………………………………………
Возникновение цехов …………………………………………….
Цеховая иерархия…………………………………………………
Регламентация производства и ее цели………………………..
«Замыкание цеха» и разложение цехового строя…………….
Борьба цехов ……………………………………………………..
Роль цехов в развитии производительных сил и в жизни
ремесленников…………………………………………………….
Используемая литература……………………………………….
Содержание
Введение ……………………………………………………………
Возникновение цехов …………………………………………….
Цеховая иерархия…………………………………………………
Регламентация производства и ее цели………………………..
«Замыкание цеха» и разложение цехового строя…………….
Борьба цехов ……………………………………………………..
Роль цехов в развитии производительных сил и в жизни
ремесленников……………………………………………
Используемая
литература……………………………………….
Введение
Цехи (нем. единственное число Zunft, Zeche), в городах феодального общества организации по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями.
Цехи
в странах Западной Европы. Наиболее развитые
формы организаций городских ремесленников
сложились в странах Западной Европы,
где население средневековых городов
добилось широких прав самоуправления.
Завоёванные горожанами права облегчили,
как объединение ремесленников в цеха,
так и развитие уже сложившихся цехов.
Появились цехи во Франции, Германии, Англии
в 11—12 вв. (в Италии, возможно, ещё раньше)
и достигли полного развития в 13—14 вв.
В это время в большей части городов Западной
Европы ремесленники разных специальностей
объединились в цеха. Возникли цеха ткачей,
сукноделов, красильщиков сукон, сапожников,
кожевников, ремесленников, изготовлявших
различные изделия из металла, плотников,
пекарей, мясников и т.д. Образование цехов
было связано с характерной для западноевропейского
феодального общества тенденцией к корпоративной
обособленности отдельных социальных
групп. В цехах организовывались не только
ремесленники, но и другие слои городского
населения: розничные торговцы различных
специальностей, рыбаки, садовники, врачи,
музыканты и т.д.; в особые корпорации,
близкие цеха, объединялось и купечество.
Возникновение
цехов
Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,— а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...»1 являлось целью труда ремесленника.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии — с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).
Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества.
Цеховая иерархия.
В цехи входили мастера, владевшие мастерскими и торговыми лавками, подмастерья (наемные рабочие) и ученики. В делах гильдии подмастерья имели ограниченное право голоса, ученики вообще не имели права голоса. В период расцвета цехов мастера придавали большое значение воспитанию смены, поэтому способный и трудолюбивый ученик мог рассчитывать на то, чтобы со временем стать мастером.
Любой желающий мог поступить в ученики, чтобы овладеть определенным ремеслом. Но по установившимся правилам в цех принимали только того, кто прошел этап ученичества. Даже сын мастера, имевший право унаследовать дело своего отца, был обязан пройти через этап ученичества, обучаясь ремеслу у своего отца либо другого мастера. Позже сын мастера стал пользоваться преимуществом при вступлении в цех. Ученик жил и работал вместе с мастером на условиях контракта, подписанного родителями или опекунами мальчика. Обычно ученик обязывался быть трудолюбивым и преданным, беспрекословно подчиняться мастеру, хранить его добро и секреты ремесла и во всем соблюдать его интересы. Он также обещал не жениться, пока не окончит обучения, не становиться завсегдатаем таверн и прочих увеселительных заведений и не совершать неблаговидных поступков, способных бросить тень на репутацию мастера. Со своей стороны мастер обязывался обучить мальчика ремеслу, предоставляя ему пропитание, жилище, одежду и карманные деньги, а также осуществлять руководство его нравственностью, прибегая в случае необходимости к наказаниям. Иногда родители ученика платили мастеру за эти услуги. Если случалось, что подросток ударялся в бега, его возвращали в мастерскую и строго наказывали. С другой стороны, сам мастер подлежал наказанию за злоупотребление властью или пренебрежение своими обязанностями.
Как цехи, так и городские власти были заинтересованы в том, чтобы ученики, которые нередко отличались буйством и иными пороками, со временем стали мастерами и добропорядочными обывателями, и поэтому совместно устанавливали правила приема в ученики. Внимание при этом обращалось на факторы различного рода – моральный облик, возраст, срок обучения, количество учеников у одного мастера и т.д. Обычно учениками становились юноши в возрасте от 14 до 19 лет, а срок обучения сильно разнился от места к месту и от эпохи к эпохе. В Англии и в некоторых других странах юноша обычно поступал в ученики на 7 лет. Позже цехи стали намеренно затягивать сроки обучения, чтобы ограничить количество претендентов на место мастера. По тем же причинам мастерам запрещалось держать одновременно больше определенного числа учеников. Делалось это также и для того, чтобы за счет дешевого труда подростков одни мастера не получили преимущества перед другими.
Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй 2. Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями.
Достойный кандидат не встречал особых препятствий при вступлении в цех. Таковым считался ремесленник в возрасте 23–24 лет, прошедший полный курс обучения, готовый открыть свою мастерскую и отчислять взносы в казну цеха. Позже от претендента требовалось создать нечто выдающееся (т.н. «шедевр», франц. «произведение мастера»). Если претендент проходил обучение в другом городе, он должен был найти себе поручителей в том цехе, куда собирался вступить. Подмастерье, женившийся на дочери своего наставника, часто становился полноправным партнером своего тестя, а иногда с его помощью заводил собственное дело. Не имея таких преимуществ, подмастерье, чтобы скопить капитал, необходимый для обзаведения собственной мастерской, должен был работать по найму, скитаясь по городам и весям в поисках лучшего заработка. По мере развития производства требовался все больший начальный капитал, и этап подмастерья стал неизбежным, а со временем и обязательным. В Англии, чтобы стать мастером, было необходимо 2–3 года отработать подмастерьем.
С 14 в.
цехи стали избегать переизбытка конкурирующих
мастеров на ограниченном рынке. А поскольку
и подмастерья не были в состоянии откладывать
из своего нищенского жалованья сколько-нибудь
значительную сумму, многие из них так
никогда и не переходили в разряд мастеров.
В то же время самые предприимчивые мастера
начали обходиться без длительного взращивания
учеников, предпочитая нанимать подмастерьев,
которым поручались особые операции, не
требовавшие усиленной подготовки. В результате
возник класс постоянных наемных работников
и одновременно с ним – наследственная
промышленная аристократия, основанная
на владении имуществом, возникшим вследствие
вложения в производство значительных
капиталов. У последней обнаруживается
немало сходства с наследственной аристократией,
уже возникшей в среде старинных купеческих
гильдий. Этот слой ремесленников-капиталистов
поначалу заявил о себе в экспортных отраслях,
а затем, по мере развития торговли, выделился
во всех сферах производства.
Регламентация
производства и ее
цели
Процесс
производства, от первичной обработки
сырья до получения конечного продукта,
был строго регламентирован: все детали
оговаривались, на все устанавливались
стандарты, ограничен был и объем выпуска
продукции. В целях соблюдения равенства
и единообразия запрещались любого рода
новшества (кроме тех, которые пошли бы
на пользу всем членам) – касались ли они
инструментов, сырья или технологии. Всякий
имел возможность подняться до определенного
уровня благосостояния, но не выше того.
Такая установка отвечала средневековой
концепции общественного устройства,
согласно которой каждый должен был удовлетворяться
своим положением в социальной иерархии.
Эта установка поддерживалась также понятием
«справедливой цены» и религиозными догматами.
Огромные усилия предпринимались для
того, чтобы сохранить в неприкосновенности
эту сложившуюся жесткую экономическую
структуру. Всякого нарушившего правила
ожидало строгое наказание – штраф, тюремное
заключение и даже запрет на занятие ремеслом.
Само по себе обилие разного рода правил
и ограничений свидетельствует о том,
к каким хитроумным приемам прибегали
некоторые ремесленники, чтобы выйти за
рамки регламента.
«Замыкание
цеха» и разложение
цехового строя
Широкое распространение цехов в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономического подъёма стран Западной Европы в 12—14 вв. Однако в 16—18 вв., в условиях генезиса капитализма, цеха становились тормозом на пути экономического развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесленное производство, они препятствовали развитию новых капиталистических форм хозяйства. Ведущая роль в техническом и экономическом развитии перешла к новым формам производства — домашней капиталистической промышленности и мануфактуре. В этот период существенно менялись организация цехов и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами промышленности мастера стремились сохранить своё положение путём превращения в замкнутое привилегированное сословие и всё более затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха увеличивая размер вступительных взносов, предъявляя строгие требования к изделиям, которые должен был сделать ремесленник при вступлении в цех (т. н. шедевр) и т.д.; происходил процесс «закрытия» или «замыкания» цеха. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Всё это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (франц. компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически становились наёмными рабочими, которые имели всё меньше реальных шансов стать мастерами, разбогатевшие цеховые мастера — предпринимателями раннекапиталистического типа. Цеха в значительной степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства и городских властей.
С установлением
развитых капиталистических отношений,
повлекшим за собой признание принципов
свободного капиталистического предпринимательства
и конкуренции, цеховая система разрушалась
даже в тех отраслях промышленности, где
ещё сохранялось мелкое ремесленное производство.
Борьба цехов
Во второй половине
14 в. по многим областям Европы прокатилась
волна городских революций. Во Флоренции
низшие цехи производителей, которых
в тот момент поддержали массы
неорганизованных рабочих, подняли
восстание против купеческих гильдий,
обладавших властью в городе. В
ряде случае эти восстания привели
к власти тиранов (в античном значении
этого слова), бравших на себя роль
поборников народного дела, вроде
флорентийских Медичи. Во фламандских
городах восстания горожан 1323–1328
привели к власти графов Фландрии,
а в конечном итоге – французского
короля.
Роль цехов в развитии производительных сил и в жизни ремесленников
Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла»3. Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся.