Религия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:23, реферат

Описание работы

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

Работа содержит 1 файл

Религия Древней Индии.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Религия Древней Индии

Одной из самых  величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в  самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя  культурная традиция Индии сложилась  в тесной связи с развитием  религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был  индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность. (2 слайд)

Историю религии  Индии делят обычно на три периода: ведический, брахманский и индуистский.(3)

Ведический  период.

По представлениям самих индусов религия Вед зародилась 6 тыс. лет назад. Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э.     Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы — девов и асуров. 
    Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.(4)

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений; Индра — бог грозы и могущественной воли(5);                        Варуна-бог мирового порядка и справедливости; (6)                                                              Агни бог огня и домашнего очага; (7)                                                               Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.(8)

В целом религия ведического периода отличается сравнительной простотой и несложностью. Центральный момент этой религии – принесение жертвы. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их – олицетворения явлений природы; но в каждом случае исполнитель обряда имеет дело лишь с одним определённым богом. Образы богов суть в значительной степени лишь различные олицетворения одного и того же явления; поэтому они нередко сливаются и легко переходят один в другой. Вначале многие из них были, вероятно, племенными богами.        Полное преобладание мужских божеств и почти отсутствие женских отражают, видимо, господство патриархального строя общества.        В ведах не упоминается ни святилища, ни храмы. Жертвы приносятся или в доме, или на открытом воздухе, на особом жертвеннике. Не было, очевидно, и изображений богов. 
Это сравнительно простая религия отражала переходный, родо-племенной общественный строй.(9)                                                                        
Брахманский период.                                                                      Господствующее место в государствах Северной Индии, особенно в Магадхе, заняли брахманы – наследственное кастово обособленное жречество, приносители жертв, знатоки священных Вед. Брахманы монополизируют в своих руках всю область культа и, обладая священными знаниями, приобретают чрезвычайно большой общественный вес.                           Наряду с ними важное место занимает другая из господствующих каст – каста воинов – кшатариев. Из их среды выходили князья и цари. Третью касту – вайшьев – земледельцев, скотоводов и торговцев – составляло свободное население, принадлежавшее в основном к племенам арийцев – завоевателей. Четвёртая, бесправная каста рабов, включавшая потомком покоренных аборигенов Индии, - шудры(слуги). (10)

В Брахманский  период происходят изменения в религии. Прежде всего усложняется пантеон древних богов. На первый план выдвигаются новые божества, в значительной степени кастовые. Одним из главных, а впоследствии главным богом становиться Брахма.(11)

Из других божеств  главное значение получают  Вишну и Шива. (12)

Также видное место  занимают женские божества, которые  почти отсутствовали в ведической религии.

Культ  в брахманский  период стал строго аристократическим. Публичных обрядов и жертвоприношений не было. Принесение жертвы, считавшееся главным культовым действием, составляло частное дело.

В эту эпоху  выдвинулась одна из важных религиозных  теорий, которая позже сделалась  краеугольным камнем индусской религии: идея перевоплощения. Согласно брахманским представлениям, душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотиться, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил.(13)

Индуизм.

Это религия, возникшая на основе древних ведических знаний, которые изменялись по мере того, как брахманы теряли свое главенство, и в силу контактов со своими и чужими народными верованиями. Это породило множество новых символических элементов, так что каждая божественная функция была представлена многими формами и именами , но она не теряла при этом свои изначальные метафизические корни.

Характерные  явления этой эпохи состояли в том, что культ стал более демократическим; были разработаны методы воздействия на широкие массы. Для этого прежде всего необходимо было дать возможность народу учувствовать в культе, необходимы были общественные публичные церемонии, обряды, храмы и т.д.(14)

На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Сектантство делается существенной чертой религии Индии вплоть до настоящего времени. Во главе сект стоят святые мужи – учители, так называемые гуру.

Развивается культ божеств – покровителей отдельных каст, профессий, отдельных местностей. Каждая каста, а их стало огромное количество, имеет своих богов-покровителей. Эти покровители заимствованы отчасти из древнего пантеона. Каждая сельская община чтит своих местных богов.(15)

В настоящее время картина религиозной жизни Индии, несмотря на неоднократные попытки объединения, чрезвычайно пестра, и это отражает пестроту и национального и классового состава Индии.

Но в чём больше всего сказывается вред, приносимый народу индуистской религией, это в освящении и закреплении несправедливого кастового строя. Особенно страдают от него до сих пор «низшие», наиболее угнетённые касты Индии. К этим кастам принадлежат сейчас около 65 миллионов человек – шестая часть всего населения страны. «Низшие» подчинены множеству унизительных ограничений и запретов. Индуизм рассматривает эти порядки, варварские и оскорбительные для человеческого достоинства, как божественное установление.

Информация о работе Религия Древней Индии