Религия
Древней Индии
Одной из самых
величественных и оригинальных культур,
существовавших на нашей планете, является
индо-буддийская философия, сформировавшаяся
главным образом на территории Индии.
Достижениями древних индийцев в
самых различных областях — литературе,
искусстве, науки, философии вошли в золотой
фонд мировой цивилизации, оказали немалое
воздействие на дальнейшее развитие культуры
не только в самой Индии, но и ряда других
стран. Особенно значительным было индийское
влияние в Юго-Восточной, Центральной
Азии и на дальнем востоке.
Тысячелетняя
культурная традиция Индии сложилась
в тесной связи с развитием
религиозных представлений ее народа.
Главным религиозным течением был
индуизм (ему сейчас следует более
80 % населения Индии), Корни этой религии
уходят в глубокую древность. (2 слайд)
Историю религии
Индии делят обычно на три периода:
ведический, брахманский и индуистский.(3)
Ведический
период.
По представлениям
самих индусов религия Вед зародилась
6 тыс. лет назад. Ведический период берет
свое название от Вед, являвшихся основным
священным текстом и религиозным авторитетом
индусов не только ведического периода,
но и по сей день. Иногда этот период индийской
религии называют ведизмом, он представляет
синтез учений арийских племен, пришедших
в Индию по официальным данным в середине
II тысячелетия до н.э.
Основу писания составляет извечная борьба
добра и зла, созидательного и разрушительного
начал Природы — девов и асуров.
Богов называли дева («сияющий»,
«светлый», это слово родственно нашему
слову «день»). Многие из них связаны с
принципом солнца и света в разных его
проявлениях и воплощают силу порядка
и гармонии. Не менее сильные существа,
враждующие с богами, назывались асурами,
от слова асу (особая магическая жизненная
сила). Это древние божества хтонической,
темной природы, часто описываемые как
змееподобные.(4)
Для ведизма характерным
было обожествление природы как целого
(сообществом богов-небожителей) и отдельных
природных и социальных явлений; Индра
— бог грозы и могущественной воли(5);
Варуна-бог мирового порядка и справедливости;
(6)
Агни бог огня и домашнего очага;
(7)
Всего к высшим ведийским божествам принято
относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли
весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну
(пространство между ними), и с каждой из
этих сфер ассоциировались определенные
божества. К богам неба относился Варуна;
к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии
богов не существовало; обращаясь к конкретному
богу, ведийцы наделяли его характеристиками
многих богов. Творьцом всего: богов, людей,
земли, неба, солнца — было некое абстрактное
божество Пуруша. Всего вокруг- растения,
горы, реки — считалось божественным,
чуть позже появилось учение о переселение
душ. Ведийцы верили, что после смерти
душа святого отправляется в рай, а грешника
в страну Ямы. Боги как и люди способны
были умереть.(8)
В целом религия
ведического периода отличается
сравнительной простотой и несложностью.
Центральный момент этой религии – принесение
жертвы. Образы богов довольно многочисленны,
и большинство их – олицетворения явлений
природы; но в каждом случае исполнитель
обряда имеет дело лишь с одним определённым
богом. Образы богов суть в значительной
степени лишь различные олицетворения
одного и того же явления; поэтому они
нередко сливаются и легко переходят один
в другой. Вначале многие из них были, вероятно,
племенными богами.
Полное преобладание мужских божеств
и почти отсутствие женских отражают,
видимо, господство патриархального строя
общества.
В ведах не упоминается ни святилища, ни
храмы. Жертвы приносятся или в доме, или
на открытом воздухе, на особом жертвеннике.
Не было, очевидно, и изображений богов.
Это сравнительно простая религия отражала
переходный, родо-племенной общественный
строй.(9) Брахманский
период.
Господствующее место в государствах
Северной Индии, особенно в Магадхе, заняли
брахманы – наследственное кастово обособленное
жречество, приносители жертв, знатоки
священных Вед. Брахманы монополизируют
в своих руках всю область культа и, обладая
священными знаниями, приобретают чрезвычайно
большой общественный вес.
Наряду с ними важное место занимает другая
из господствующих каст – каста воинов
– кшатариев. Из их среды выходили князья
и цари. Третью касту – вайшьев – земледельцев,
скотоводов и торговцев – составляло
свободное население, принадлежавшее
в основном к племенам арийцев – завоевателей.
Четвёртая, бесправная каста рабов, включавшая
потомком покоренных аборигенов Индии,
- шудры(слуги). (10)
В Брахманский
период происходят изменения в религии.
Прежде всего усложняется пантеон древних
богов. На первый план выдвигаются новые
божества, в значительной степени кастовые.
Одним из главных, а впоследствии главным
богом становиться Брахма.(11)
Из других божеств
главное значение получают Вишну
и Шива. (12)
Также видное место
занимают женские божества, которые
почти отсутствовали в ведической
религии.
Культ в брахманский
период стал строго аристократическим.
Публичных обрядов и жертвоприношений
не было. Принесение жертвы, считавшееся
главным культовым действием, составляло
частное дело.
В эту эпоху
выдвинулась одна из важных религиозных
теорий, которая позже сделалась
краеугольным камнем индусской религии:
идея перевоплощения. Согласно брахманским
представлениям, душа человека после его
смерти не погибает, а переселяется в другое
материальное тело. Во что именно она воплотиться,
это зависит от поведения человека в теперешней
жизни, и прежде всего от соблюдения им
кастовых правил.(13)
Индуизм.
Это религия,
возникшая на основе древних ведических
знаний, которые изменялись по мере того,
как брахманы теряли свое главенство,
и в силу контактов со своими и чужими
народными верованиями. Это породило множество
новых символических элементов, так что
каждая божественная функция была представлена
многими формами и именами , но она не теряла
при этом свои изначальные метафизические
корни.
Характерные
явления этой эпохи состояли в том, что
культ стал более демократическим; были
разработаны методы воздействия на широкие
массы. Для этого прежде всего необходимо
было дать возможность народу учувствовать
в культе, необходимы были общественные
публичные церемонии, обряды, храмы и т.д.(14)
На почве почитания
божеств-спасителей складываются многочисленные
секты. Сектантство делается существенной
чертой религии Индии вплоть до настоящего
времени. Во главе сект стоят святые мужи
– учители, так называемые гуру.
Развивается
культ божеств – покровителей отдельных
каст, профессий, отдельных местностей.
Каждая каста, а их стало огромное количество,
имеет своих богов-покровителей. Эти покровители
заимствованы отчасти из древнего пантеона.
Каждая сельская община чтит своих местных
богов.(15)
В настоящее время
картина религиозной жизни Индии, несмотря
на неоднократные попытки объединения,
чрезвычайно пестра,
и это отражает пестроту и национального
и классового состава Индии.
Но в чём больше
всего сказывается вред, приносимый народу
индуистской религией, это в освящении
и закреплении несправедливого кастового
строя. Особенно страдают от
него до сих пор «низшие», наиболее угнетённые
касты Индии. К этим кастам принадлежат
сейчас около 65 миллионов человек – шестая
часть всего населения страны. «Низшие»
подчинены множеству унизительных ограничений
и запретов. Индуизм рассматривает эти
порядки, варварские и оскорбительные
для человеческого достоинства, как божественное
установление.