Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:32, контрольная работа
Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого, тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.
Богам приносились жертвы, жрецы учили, что для этого человек и создан.
Почитание богов и жертвоприношения
Изображения богов
были подлинной и адекватной реализацией
божественного присутствия, являемого
в традиционном человеческом облике.
Изображения божества играли в культе
и в частном богослужении центральную
роль, что подтверждается широким
распространением дешевых копий
изображений. Если изображение выносили
из святилища, с ним удалялся и
бог, выражая свой гнев против города
или страны. Только в мифологическом
плане считалось, что боги обитают
в космологических
Изображения богов
создавались в специальных
Храм играл определенную роль в принесении клятв и в процедуре "божьего суда". Он контролировал меры веса и ставку процента. В храм посылались лучшие с/х продукты.
Богов в храме Урука кормили два раза в день (утром и вечером). Два блюда, "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд приближаются к человеческим меркам. Он отражает обычаи вавилонского двора.
Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю (возможно, что и жрецам). Еда для жрецов шла отдельно.
В трапезе своих почитателей божество Месопотамии участия не принимало. Прислуживающие богу питались с его стола, но за одним с ним столом не сидели.
В существовании идола критическим моментом было его изготовление, в жертвенной трапезе критическим моментом был акт поглощения пищи. Идол поглощал ее, глядя на нее. Бога, поглощающего пищу, скрывали занавесями от людей (и жрецов тоже). Изображения жили реальной жизнью (еда, общение, секс, охота).
Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения") Ведьмы изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т.д. и прокалывали их, ломали или жгли.
Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты – колдовство.
Злые богини: Лилит ("Ночная") и Лабарту.
Если человек оскорбил богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.
По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных (например две головы). Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы - счастье, черные – неудачу и т.п.
Литература
Основная
1. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. – М., 1992.
2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2003.
3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. – М., 2004.
4. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.
5. Энциклопедия для
детей. Т.6. ч.1. Верования древности.
Религии Ирана и Индии.
Дополнительная
1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.
2. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – Т.1. – М., 2004.
3. Малерб М. Религии человечества. – М. - СПб, 1997.
4. Религиоведение. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М., 2000.