Религиозная политика Российской империи и Российской Федерации

Автор: d************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 19:08, доклад

Описание работы

К началу XIX века Россия сформировалась как многонациональное государство, в котором проблема межконфессиональных отношений была связана с интеграцией присоединенных народов в состав империи. Насколько их вхождение будет болезненным и конфликтным зависело от корректности официальных властей в религиозном вопросе. Опыт также показал, что государственная опека над православным духовенством вряд ли была ему на пользу. Она привела к стагнации церковной жизни, снижению религиозности православного населения. Эти проблемы убеждали власти в необходимости пересмотра традиционной линии политики.

Работа содержит 1 файл

Общественное проявление религиозности.docx

— 15.52 Кб (Скачать)

   Религиозная политика Российской империи и Российской Федерации.

   К началу XIX века Россия сформировалась как многонациональное государство, в котором проблема межконфессиональных  отношений была связана с интеграцией  присоединенных народов в состав империи. Насколько их вхождение  будет болезненным и конфликтным  зависело от корректности официальных  властей в религиозном вопросе. Опыт также показал, что государственная  опека над православным духовенством вряд ли была ему на пользу. Она привела  к стагнации церковной жизни, снижению религиозности православного  населения. Эти проблемы убеждали власти в необходимости пересмотра традиционной линии политики.

   В условиях России первой четверти XIX века религиозная политика была важнейшим  и кардинальным элементом внутренней и внешней политики. Она определяла смысл и направление многих правительственных  решений. Произошло это в силу нескольких факторов.

   Прежде  всего потому, что российское общество (в том числе и верховная  власть) того времени - это общество религиозное по своим мировоззренческим  установкам. И политика правительства  исходила кроме всего прочего  из господствующих в обществе представлений  политических, богословских, бытовых  о характере взаимодействия светской и духовной власти, о степени допустимости государственного вмешательства в  вероисповедные дела населения.

   Кроме того, значимость религиозной политики обуславливалась намерением верховной  власти провести модернизацию российской государственности, желанием приспособить ее к буржуазным отношениям Запада. Религиозная политика мыслилась  как средство установления социально  стабильных отношений внутри страны и как средство интеграции России в европейское сообщество. Потому в основу официальной идеологии  легла не православная идея, а утопическая  мечта об общехристианском, "евангельском" государстве.

   Изначально  правительство не имело четкого  представления о том, какими должны быть отношения государства с  церковью. Это представление формировалось  и изменялось в контексте политических событий, с ростом осведомленности  светской власти о религиозной ситуации в стране, в борьбе официального курса с оппозицией. Большое значение имело установление сотрудничества с религиозными просветителями, знакомство с их идеями. Причем впервые это  касалось не только христианского духовенства, но и последователей ислама, иудаизма. Сохранилось наследие этих мыслителей (А.Курсави, Лейб Иегуда и др.), но оно плохо изучено.

   Основные  категории религиозной  политики в настоящее  время.

         «Российская Федерация - светское  государство. Никакая религия  не может устанавливаться в  качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и  равны перед законом» (Конституция  РФ, ст. 14).

          Светскость государства означает, что государство: не использует  в качестве официальной никакую  религиозную идеологию; обеспечивает  равные права граждан на реализацию  свободы совести и вероисповедания,  так как не ассоциирует себя  ни с какой религией.

           Общественное проявление религиозности - это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.

          Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.

   Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.

   Светское (секулярное) - это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.

   Методологические  основания религиозной  политики

   Государственная религиозная политика вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического.

   Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные  объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности  в социальной, политической сфере  и религиозную составляющую культурных традиций народов России. 

   Задачи  религиозной политики

         В правовой сфере:

   -обеспечение  конституционного права личности  на свободу совести и свободу  вероисповедания; 

   -совершенствование  законодательства в области реализации  свободы вероисповедания; 

   -приведение  в соответствие федерального  и регионального законодательств  с учетом особенностей религиозной  ситуации в субъектах Российской  Федерации; 

   регистрация религиозных объединений и контроль за их уставной деятельностью.

          В культурной сфере:

   -религиозную  политику, этнокультурного и религиозного  многообразия России;

   -защита  духовно-нравственного и культурного  наследия народов России, исторических  религиозных традиций;

   -осуществление  мер, направленных на наиболее  полную реализацию духовного,  нравственного и миротворческого  потенциала религиозных традиций  народов России.

         В социально-политической сфере:

   -осуществление  мер по утверждению в обществе  уважительного отношения к чувствам  верующих и неверующих, толерантности  и веротерпимости;

   -создание  условий для социализации религиозности  и религиозных сообществ; 

   -осуществление  социального партнерства государства  и религиозных объединений в  целях содействия общественно  значимой деятельности конфессиональных  сообществ; 

   -реализация  эффективных мер по "противодействию  проявлениям религиозного экстремизма  и культурно-религиозной экспансии" (в соответствии с Концепцией  национальной безопасности РФ), осуществляемой  с территорий иностранных государства; 

   -предотвращение  распространения в информационной  сфере материалов, направленных  на разжигание межрелигиозной  розни, пропаганду идей религиозного  экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Информация о работе Религиозная политика Российской империи и Российской Федерации