Автор: U*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:17, реферат
В 1891-1892 гг. в России произошел страшный голод. От неурожая пострадали 29 из 97 губерний и областей России. От голода и сопутствовавшей ему холеры умерло более 500 тыс. человек. Но не только природа, но и фискальная политика министерства финансов спровоцировали бедствие. Предыдущий министр Бунге добился отмены подушной подати, поэтому считал естественным и отказ от получения недоимок с крестьян, но уже не существующему налогу
Введение------------------------------------------------------------------------------------3
Реформы Витте---------------------------------------------------------------------3
Первое падение---------------------------------------------------------------------------7
Портсмутский мир-----------------------------------------------------------------------10
Во главе Совета министров. Конец карьеры---------------------------------------11
Заключение--------------------------------------------------------------------------------15
Литература---------------------------------------------------------------------------------17
Наконец
17 января 1905 г. Николай II, несмотря на
всю свою неприязнь, все-таки обращается
к Витте и поручает ему организовать совещание
министров по «мерам, необходимым для
успокоения страны» и возможным реформам.
Сергей Юльевич явно рассчитывал на то,
что это совещание ему удастся преобразовать
в правительство «западноевропейского
образца» и стать во главе его. Однако
в апреле того же года последовала новая
царская немилость: Николай II совещание
закрыл. Витте вновь оказался не у дел.
Портсмутский мир
Час Витте пробил, когда Россия потерпела унизительное поражение в русско-японской 1904-1905 гг. Витте был назначен первым уполномоченным на переговорах с японцами, проходивших в американском городке Портсмут. Японскую делегацию возглавлял министр иностранных дел барон Ютаро Комура, получивший, как и Витте, четкие инструкции относительно требований к России.
С.Ю.Витте оказался в споре с бароном значительно сильнее, стараясь использовать японские аргументы для подкрепления доводов российской стороны. Особенно это показательно при обсуждении вопроса о Сахалине. Переговоры шли с «большим перенапряжением нервов», не раз грозя или затянуться, или прерваться. Сахалин становился камнем преткновения на мирной конференции. Скорее всего, Витте не ожидал, что для воздействия на позиции России в этом вопросе американская, а затем французская дипломатия предпримут настойчивые шаги давления. В итоге имевший до этого твердую позицию Николай II дал согласие на уступку южной части Сахалина «в вечное и полное владение».
Ему пришлось проявить большое дипломатическое искусство, чтобы свести к минимуму потери России. В сущности, за столом переговоров Витте даже вернул часть потерянного на полях сражений. И, тем не менее, ему пришлось согласиться на уступку южной части Сахалина, уже захваченной японцами. В последнюю ночь перед заключением Витте размышлял об исходе переговоров: "С одной стороны, разум и совесть мне говорили: "Какой будет счастливый день, если завтра я подпишу мир", а, с другой стороны, мне внутренний голос подсказывал: "Но ты будешь гораздо счастливее, если судьба отведет твою руку от Портсмутского мира, на тебя все свалят, ибо сознаться в своих грехах, своих преступлениях перед отечеством и Богом никто не захочет, и даже русский царь, а в особенности Николай П". Витте как в воду глядел.
23 августа 1906 года около 3 часов 45 минут дня в зале переговоров в «Неви-Ярде» состоялась церемония подписания договора между Россией и Японией о мире. Она завершилась рукопожатием СЮ. Витте и барона Ю. Комура.
После подписания мира Сергею Юльевичу был дарован графский титул, но недоброжелатели тут же окрестили его "графом Полусахалинским" (обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина). Сам же Витте в своих мемуарах писал: «Единственную существенную уступку в смысле инструкции Государя, мне данной, которая бьша сделана, это уступка южного Сахалина, и ее сделал сам Государь. Эта честь принадлежит лично его величеству...».
Портсмутский
мир, давший передышку самодержавию,
значительно упрочил влияние Витте.
Во
главе Совета министров.
Конец карьеры
Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику, разрабатывает проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает необходимость «сильного правительства», убеждает царя, что именно он, Витте, сможет сыграть роль «спасителя России».
9 октября 1905 г. Витте представил Николаю II записку, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме как-либо учредить в России диктатуру, либо — премьерство Витте и сделать рад либеральных шагов в конституционном направлении.
Вечером 17 октября Николай II подписал манифест в редакции Витте. В своем дневнике он сделал запись: "После такого дня голова стала тяжелой и мысли путаются. Господи, помоги нам, усмири Россию!".
Манифест 17 октября, начинавшийся скорбными словами, "Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше", даровал верноподданным "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". На правительство возлагалась обязанность "привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности соответствующей краткости остающегося до созыва думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав". Манифест также провозглашал: "Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей".
Таким образом самодержавная власть ограничивалась выборным представительным учреждением и впервые за много веков население получало политические свободы. Буквально на следующий день после появления манифеста возник вопрос, можно ли рассматривать его в качестве конституции. Поначалу Николай II признавал, что дарует конституцию и писал Д. Ф. Трепову: "Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло. Всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей и в конце концов свершилось неизбежное!". Но после того как миновал период паники и растерянности, в царском окружении возобладало мнение, что государь всего лишь внес незначительные изменения в порядок принятия законов и что манифест никоим образом не превратил российского самодержца в конституционного монарха. В самом скором времени большинство из торжественных обещаний подверглись пересмотру и произвольному истолкованию. Поскольку военно-административный аппарат оставался в полном распоряжении прежней власти, многие из обещанных свобод оказались фикцией. Тем не менее манифест 17 октября оказал огромное влияние на внутреннюю политику. Основные положения манифеста уже нельзя было отменить. Россия вступила в новую фазу своего политического развития.
Одновременно с обнародованием манифеста 17 октября Витте был назначен первым в истории России председателем Совета министров. Тут необходимо сделать уточнение. Формально Совет министров в виде нерегулярно созываемого совещания высших сановников под председательством царя существовал и раньше, фактически же в октябре 1905 г. учреждался совершенно новый орган власти — так называемое объединенное правительство. Витте добился согласия Николая II на привлечение в правительство общественных деятелей и вступил в переговоры с делегацией только что сформировавшейся кадетской партии Ф. А. Головиным, Ф. Ф. Кокошкиным и князем Г. Е. Львовым. Он говорил, что готов поддержать кадетов, "но при одном непременном условии, чтобы они отрезали революционный хвост".
За
несколько месяцев после
Новая редакция Основных государственных законов была введены императорским указом Сенату 23 апреля 1906 г, за три дня до открытия I Государственной думы. Оппозиционные силы были возмущены тем, что правительство как "тать в нощи" украло у народа власть. Действительно, Основные законы сохранили самодержавную власть и оградили привилегии правящей верхушки. Государство по-прежнему превалировало и над обществом и над отдельной личностью. Основные законы являлись документом переходной эпохи, отпечаток противоречивости лежал на каждой статье. Но как бы ни критиковали эти законы, каким бы антидемократическим ни было их содержание, они все же стали определенным шагом в направлении к правовому государству.
Витте и его кабинет подали в отставку сразу после публикации Основных государственных законов. Уход Витте вызвал бурю восторга справа и слева. Для правых отставка премьер-министра символизировала долгожданный отказ от реформаторского курса, левые, наоборот, видели в этом признак слабости царского самодержавия. Таков был финал шестимесячного премьерства Витте, пытавшегося примирить политические крайности.
Карьера Витте была закончена. Правда, он долго этого не осознавал, устраивая разные комбинации, интриговал, даже пытался использовать Г. Е. Распутина, чтобы вернуться к власти. Но в этом ему не смог помочь даже фаворит царской четы, сетовавший на то, что "папаша и мамаша" на дух не переносят "Витю". 25 февраля 1915 г. Витте умер в своем доме на Каменноостровском проспекте. Согласно его посмертного желания Сергей Юльевич был похоронен скромно на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В
ту же ночь его кабинет и бумаги
были опечатаны. Полиция искала его
воспоминания, державшие в трепете всю
правящую верхушку. Однако Витте принял
меры предосторожности. Рукописи хранились
за границей в сейфе одного из банков.
Воспоминания Витте впервые были опубликованы
уже после революции в 1921-23 гг. Они до сих
пор остаются, наверное, самым популярным,
многократно переиздававшимся и наиболее
часто используемым историческим источником,
рассказывающим о событиях этого времени.
Заключение
Я считаю, что Сергей Юльевич Витте сыграл огромную роль в истории и развитии России. Несмотря на то, что очень много критики было направлено от современников в адрес Витте. Я думаю, что его действия соответствовали той экономической и политической обстановки в России конца XIX - начала XX века, которая его окружала. Поэтому Витте достиг значительных успехов в своей политике экономического реформирования российского общества.
Когда речь идет о деятельности Витте на посту министра финансов, то в первую очередь вспоминаются винная монополия и золотой стандарт. Между тем при всей важности данных реформ они являлись лишь частью политики, известной как "система Витте". Эта система представляла собой комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, при помощи которых государство стимулировало развитие промышленности. Витте использовал протекционизм, то есть защиту российских производителей от иностранных конкурентов. Однако защита не означала закрытие рынка. "Создание своей собственной промышленности, - подчеркивал министр финансов, - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольный камень нашей протекционной системы". Ограничивая ввоз иностранных товаров в Россию высокими таможенными пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и премиями. Витте не побоялся начать настоящую таможенную войну с Германией, добившись равноправных торговых отношений с этой страной. Варьируя ставки налогов, министерство финансов создавало наиболее благоприятные условия то в одной, то в другой отрасли, направляя поток капиталов в нужное русло.
В 1894 году доходная часть бюджета составляла 1153 млн. рублей, а в 1903 году - около 2032 млн. золотых рублей. То есть на лицо были все материальные доказательства успешной деятельности виттевского ведомства.
Особое внимание обращалось на привлечение иностранных капиталов, частных и государственных.
Любимым детищем Витте было железнодорожное строительство. Начав свою государственную деятельность, он принял 29 157 верст железных дорог, уйдя в отставку, оставил 54 217. Предшественники Витте всячески способствовали развитию акционерных обществ, покрывая убытки частных владельцев за счет казны. В сущности, на железнодорожных магнатов, каковы бы ни были результаты их коммерческой деятельности, постоянно изливался золотой дождь. От Витте, как представителя частного капитала, ждали продолжения той же политики. Однако он, вопреки, а быть может, благодаря многолетнему опыту частной службы, считал казенные дороги более эффективными. Если к моменту появления Витте в Петербурге частным акционерным обществам принадлежало более 70 % российских железных дорог, то к концу его министерства соотношение изменилось в прямо противоположную сторону, и уже почти 70 % дорог были казенными.
Литература
1. Витте С. Ю. Избранные воспоминания. — М.: Прогресс,2001.
2. Игнатьев А. В. С. Ю. Витте — дипломат. — М.: Изд-во ЛГУ,2004.
3. Клейнов Г. М. Граф С. Ю. Витте. (Пер. с нем. Ф.К. Шмидт.) — Спб. Интерэксперт, 2002.
4. К.Ф. Шацило. Книга для чтения по истории Отечества, начало XX в. Русский Бисмарк - С.Ю.Витте. - М.: Просвещение, 2003.
5.
Шишов А. В. Витте. Финансовый гений последних
Романовых. М.: Вече, 2004.