Реформы в области науки и образования, культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.

Работа содержит 1 файл

история отечества.docx

— 17.42 Кб (Скачать)

    Реформы  в области науки и образования,  культуры 

Слово “учиться”  стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением  относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить  морское судно. Во время второго  заграничного путешествия в 1717 г. Ему  было присвоено звание почетного  члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о  ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также  прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время  как иностранные академии вынуждены  были сами изыскивать средства для  существования.  Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год  и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе  были ученые с мировым именем –  математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор  более 800 работ,  признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской  Академии”. В состав Академии помимо научно-исследовательской части  входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический  университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому  образованию в России.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы –  навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал  план создания морской школы в  России. В 1701 г. его указом открывается  в Москве Навигацкая школа. В составлении  программы принимал участие сам  царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное  заведение поступали неохотно, поэтому  приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы  получали ”кормовые деньги”, а те,  кто победнее, еще и одежду. Школа  просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В 1703 г. открылась  Немецкая школа, которую можно считать  первой российской гимназией. Обучались  в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время  Северной войны. Любопытно, что до его  пленения в его доме в Мариенбурге  воспитывалась Марта Скавронская,  будущая русская императрица  Екатерина 1 – жена Петра.

В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали  создаваться цифирные школы, где  помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время  от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших  и неслуживших взрослых дворян и  недорослей, и нередко сам распределял  их по полкам и школам, а также  определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре  появился обычай посылать дворян учиться  за границу. Для многих это было тяжелым  испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться  в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины  голодали, т.к.  жалованье приходило  с большим опозданием. Царь был  тверд  в своем намерении заставить  дворян учиться.

В петровское время  юноши,  закончив учебу к пятнадцати годам,  обязаны были поступить  на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в  армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.

В 1722 г. была введена  “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три  вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или  классов. На военной службе низшим чином  считался фендрик, позже прапорщик  или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской  – коллежский регистратор  и действительный тайный советник,  или канцлер. Петр стремился пополнять  ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин,  дослужившийся  до прапорщика в армии, автоматически  получал потомственное дворянство. “Табель о рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим  происхождением, и новую, безродную  знать.

При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили  различные древние предметы и  редкости, собранные царем во время  заграничного путешествия. Во время  второго путешествия царь приобрел в Данциге  для Кунсткамеры  коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей  и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую  коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось  также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к  населению доставлять “ каменья  необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие , какие у нас ныне есть…  старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”.  Присылавших  диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые  была открыта для обозрения в  палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для  Кунсткамеры на Васильевском острове  выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчает высокая  башня, где размещалась одна из самых  первых российских обсерваторий. По сей  день в ней хранится Готторпский  глобус диаметром в три с половиной  метра. Сделан он был в Германии и  подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а  внутри – небесную сферу. Есть в  нем дверца, через которую зрители  проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В  движение глобус приводился водяным  двигателем. Один оборот, как и в  природе, совершался за сутки.  Понимая  значение музея для просвещения  россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным, “…если кто придет с  компанией смотреть редкости, то угощать  их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели из казны  выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.

      “  Я хочу, чтобы люди смотрели  и учились”   - говорил Петр 1. 

В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие , значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской  печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для  своего времени,  тиражом – около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская  печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные  в тетрадь,  размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной  площади каждого прочитавшего номер  “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

В  1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который  с некоторыми изменениями по сей  день используется. Петр 1 лично отобрал  окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые  буквы – омега, пси, ижица и  другие. Числа , писавшиеся  буквами,  стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими  цифрами, среди них был и первый русский учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.

Петр прекрасно  понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому  всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута  целая программа  издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести  на русский язык. При этом он давал  такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять  по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и  иллюстрации. Тексты стали разбивать  на абзацы. Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные  книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше,  чем за 150 предшествующих лет.

Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям  стимулировали и развитие библиотечного  дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г.  библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая  древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и  у самого Петра. В основном это  были издания необходимые царю в  повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели  отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и  садово-парковому делу.

В центре внимания светской  культуры Петровского  времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению  с богами или святыми. Особенно это  проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью  небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев – умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список использованной  литературы 

1. Ю.С. Рябцев   учебное пособие  “История  русской культуры 18-19 веков”

2. А.Н. Сахаров   учебник   “История России  с древнейших времен до конца  17 века”

3.  В.И.  Пилявский       История Русской архитектуры.

Информация о работе Реформы в области науки и образования, культуры