Реформы Салона и Клисфена

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Содержание

Введение
Реформы Салона
Плутарх о реформах Солона
Значение реформ Солона
Реформы Клисфена
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по игпзс =).docx

— 26.05 Кб (Скачать)

План 

  1. Введение
  2. Реформы Салона
  3. Плутарх о реформах Солона
  4. Значение реформ Солона
  5. Реформы Клисфена
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для Смягчения этих противоречий и  сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались  глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил  Солон

 

 

 

 

Реформы Солона

Солон был избран архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных слоев населения. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных, что называют сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя.

Солон установил эти законы на сто  лет и дал государству следующее  устройство. На основании оценки имущества  он ввел разделение на четыре класса: пентакосиоменидов, всадников, зевгитов и фетов. К каждому  классу он предоставил должность  сообразно с величиной имущественной  оценки, а тем, которые принадлежат  к классу фетов, дал участие только в народных собраниях и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто со своей земли получает 500 мер в сосокупности сухих и живых продуктов; к всадникам – получавшие 300 или, по утверждению некоторых, которые могли содержать коня; к классу зегитов – получавшие 200 мер; а феты – это все остальные люди.

Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию из числа  предварительно выбранных, которых  намечала каждая из фил. Намечала же в коллегию девяти архонтов каждая десятерых, и между ними бросали жребий. Вследствие этого еще и теперь остается за филами свой порядок, что каждая избирает по жребию десятерых, а затем из этого числа баллотируют бобами 1. Что касается фил, то их было четыре, как и раньше, и четыре фелобасилевса. Каждая фила разделялась на три тритии и, кроме того на 12 навкрарий. Во главе навкрарии стоял «навкрар»; эта должность была установлена для приема поступающих взносов и для введения текущих расходов.

Видя, что в государстве часто  происходят смуты, а из граждан некоторые  по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал  относительно их особый закон: «Кто во время смуты в государстве  не станет с оружием в руках ни за тех, не за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав».

Итак, что касается высших должностей, то дело обстояло таким образом. По-видимому, вот какие три пункта в солоновском  государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и  самое важное – отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; далее –  предоставление всякому желающему  возможности выступать истцом за потерпевших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особую силу народная масса, - апелляция к  народному суду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плутарх о реформах Солона

  Солон был первым, кому принадлежало изобретение назвать отмену долгов сисахфией. Эту политическую меру он пустил в ход первой, предложив отменить существующие в данное время долги, а впредь запретив обеспечивать ссуду личной кабалой.

  Солон не угодил ни той  ни другой стороне: богатых  он озлобил тем, что упразднил  долговые обязательства, а бедных  – еще больше тем, что не  произвел передела земли, как  они надеялись, и не уравнял  совершенно, как Ликург, всех по  образу жизни. Будучи приверженцем  народа и человеком среднего  положения, своим государственным  устройством этого не ощущал, но он сделал все, что мог,  в пределах бывшей у него  власти, руководствуясь только желанием  и доверием сограждан. 

Итак, прежде всего он отменил все  законы Драконта, кроме законов об убийствах. Во-вторых, Солон, желая оставить все высшие должности за состоятельными людьми, как это и было раньше, а остальное управление, в котором  простой народ не участвовал, распределить между всеми, ввел оценку имущества граждан. Далее, считая необходимым оказывать помощью большинству народа, Солон предоставил каждому право выступать в защиту пострадавшего и привлекать виновных к ответственности.

  Солон образовал совет на  Аресовом холме из ежегодно  сменяющихся архонтов и в этом  совете стал принимать участие  и сам как бывший архонт. Видя, однако, что народ становится  кичливым и дерзким под влиянием  отмены долгов, он учредил еще  второй совет, предоставив выбирать  для этого по сто человек  от каждой из четырех фил.  Этому совету он поручил составлять  предварительные решения для  народа и не допускать вносить  в народное собрание каких  либо предложений без предварительного  обсуждениях в его составе.

  Странным и смешным кажется  закон, который женщине-наследнице, в случае если человек, ставший по закону ее властелином и главою, окажется неспособным к сожительству, дает право вступать в связь с ближайшими родственниками мужа. Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде нельзя было делать завещания, так как имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роду умершего; он же предоставил право всякому отдавать свое имущество, кому хочет, если только у него нет законных детей; он дружбу почтил высшее, чем родство, и и личное расположение выше, чем обязанность, и сделал имущество достоянием собственников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение реформ Солона

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов. Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и  привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал  разрешению острых противоречий. Реформы  вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью  демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое  время к установлению тирании  Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили  успехи демоса в борьбе с аристократией  и упрочили политический строй, созданный  Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно  устанавливающий жестокий режим. Писистрат  облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя  политика и создание военного флота  привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства  общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования  бедноте. Немаловажную роль играло и  соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия  требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось  на богатых афинян, что в конце  концов вызвало их недовольство. При  поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

После смерти Солона, еще  долгое время политики обращались к  его конституции, используя ее в  качестве авторитетного источника  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к  власти пришел Клисфен (510-507 гг. до н.э.), обещавший народной массе политические права. Он начал свои реформы с  того, что распределил всех граждан  между 10 филами(новыми общинами) вместо старых четырех. Он обосновывал это  желанием предоставить больше возможностей согражданам для участия в  делах государства. Затем он учредил  совет пятисот (50 граждан от каждой филы). Он разделил страну по демам на 30 частей: 10 взял из демов пригородных, 10 – из внутренней полосы и 10 – из прибрежной полосы. Назвав эти части тритиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили часхи из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа». В то же самое время роды, фратии – содружества родов и жречества – располагали прежней возможностью «жить по отеческим заветам».

Законы Клисфена в гораздо большей  степени учли интересы народа. Через  восемь лет после этой реформы  была установлена присяга для  совета пятисот, а на 14 году афиняне  впервые применили задуманный Клисфеном  закон об остракинизме. Он предусматривал возможность изгнания – после  процедуры голосования остраконами (черепками для голосования) –  лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого  претендентом на тиранство. Предусматривался определенный скор изгнания, и в случае опасности для отчечества всез изгнанных, как это было во время похода Ксеркса, возвращали.

По определению Плутарха «остракизм не был наказанием за какой нибудь низкий проступок. Благопристойности  ради он назывался «усмирением и  обузданием гордыни и чрезмерного  могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть, и  средством довольно милосердным: чувство  недоброжелательства находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилетнем изгнании того, кто это чувство вызвал». Характерно, что остракизм не считался состоявшимся, если при подсчетеголосов архонты обнаруживали черепков меньше 6 тыс. (необходимое число участников). Имя гражданина писали на самом черепке. Того, чье имя повторялось наибольшее число раз, обвиняли изгоняем на 10 лет без конфискации имущества.

  После реформы Клисфена афинское  государственное устройствопережило  еще несколько перемен – правление  тиранов, затем аристократии, - прежде чем демократические тенденции достигли наивысшей фазы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в  Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. А реформы  Клисфена завершили длительный процесс  становления гос-ва в Древних  Афинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Всеобщая история права и государства: учебник В.Г. Графский. – 3-е издание. 2010 год
  2. Хрестоматия по истории древней Греции. Под редакцией Д.П. Каллистова. 1964год

1 Жеребьевка бобами. Черные и белые бобы находились в сосуде. Тот, кто вытягивал из него белый боб, считался избранным.

 

 


Информация о работе Реформы Салона и Клисфена