Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:39, реферат
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Введение
Реформы Салона
Плутарх о реформах Солона
Значение реформ Солона
Реформы Клисфена
Заключение
Список литературы
План
Введение.
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон
Реформы Солона
Солон был избран архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных слоев населения. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных, что называют сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя.
Солон установил эти законы на сто
лет и дал государству
Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных, которых намечала каждая из фил. Намечала же в коллегию девяти архонтов каждая десятерых, и между ними бросали жребий. Вследствие этого еще и теперь остается за филами свой порядок, что каждая избирает по жребию десятерых, а затем из этого числа баллотируют бобами 1. Что касается фил, то их было четыре, как и раньше, и четыре фелобасилевса. Каждая фила разделялась на три тритии и, кроме того на 12 навкрарий. Во главе навкрарии стоял «навкрар»; эта должность была установлена для приема поступающих взносов и для введения текущих расходов.
Видя, что в государстве часто происходят смуты, а из граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал относительно их особый закон: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, не за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав».
Итак, что касается высших должностей, то дело обстояло таким образом. По-видимому, вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное – отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; далее – предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особую силу народная масса, - апелляция к народному суду.
Плутарх о реформах Солона
Солон был первым, кому принадлежало изобретение назвать отмену долгов сисахфией. Эту политическую меру он пустил в ход первой, предложив отменить существующие в данное время долги, а впредь запретив обеспечивать ссуду личной кабалой.
Солон не угодил ни той
ни другой стороне: богатых
он озлобил тем, что упразднил
долговые обязательства, а
Итак, прежде всего он отменил все законы Драконта, кроме законов об убийствах. Во-вторых, Солон, желая оставить все высшие должности за состоятельными людьми, как это и было раньше, а остальное управление, в котором простой народ не участвовал, распределить между всеми, ввел оценку имущества граждан. Далее, считая необходимым оказывать помощью большинству народа, Солон предоставил каждому право выступать в защиту пострадавшего и привлекать виновных к ответственности.
Солон образовал совет на
Аресовом холме из ежегодно
сменяющихся архонтов и в этом
совете стал принимать участие
и сам как бывший архонт. Видя,
однако, что народ становится
кичливым и дерзким под
Странным и смешным кажется
закон, который женщине-
Значение реформ Солона
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов. Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.
Реформы нанесли удар по
родовой организации власти и
привилегиям родоплеменной
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права.
Реформы Клисфена
После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг. до н.э.), обещавший народной массе политические права. Он начал свои реформы с того, что распределил всех граждан между 10 филами(новыми общинами) вместо старых четырех. Он обосновывал это желанием предоставить больше возможностей согражданам для участия в делах государства. Затем он учредил совет пятисот (50 граждан от каждой филы). Он разделил страну по демам на 30 частей: 10 взял из демов пригородных, 10 – из внутренней полосы и 10 – из прибрежной полосы. Назвав эти части тритиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили часхи из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа». В то же самое время роды, фратии – содружества родов и жречества – располагали прежней возможностью «жить по отеческим заветам».
Законы Клисфена в гораздо большей
степени учли интересы народа. Через
восемь лет после этой реформы
была установлена присяга для
совета пятисот, а на 14 году афиняне
впервые применили задуманный Клисфеном
закон об остракинизме. Он предусматривал
возможность изгнания – после
процедуры голосования
По определению Плутарха «остракизм не был наказанием за какой нибудь низкий проступок. Благопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательства находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилетнем изгнании того, кто это чувство вызвал». Характерно, что остракизм не считался состоявшимся, если при подсчетеголосов архонты обнаруживали черепков меньше 6 тыс. (необходимое число участников). Имя гражданина писали на самом черепке. Того, чье имя повторялось наибольшее число раз, обвиняли изгоняем на 10 лет без конфискации имущества.
После реформы Клисфена
Заключение
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. А реформы Клисфена завершили длительный процесс становления гос-ва в Древних Афинах.
Список литературы
1 Жеребьевка бобами. Черные и белые бобы находились в сосуде. Тот, кто вытягивал из него белый боб, считался избранным.