Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:48, контрольная работа
Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Законы Хаммурапи
А) Общая характеристика
Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком - свод клинописных знаков...".
Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр - национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права - Законник царя Вавилона Хаммурапи.
Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.
Своим
законодательством Хаммурапи
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.
Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.
Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.
Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.
Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.
Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.
Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.
Все
государство было разделено на области,
во главе которых были поставлены
царские наместники. Главной заботой
наместников было поддержание в
порядке ирригационных
Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.
В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.
Аккадцы — это семиты, которые на несколько веков позже шумер поселились в северной части Двуречья. Потом они подчинили своему влиянию юг Двуречья, объединили эти земли, создав «царство Шумера и Аккада». Позже, с возвышением Вавилона, эти территории стали называться Вавилонией.
ШУМЕРЫ, первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.
Обязательное
право
Источником обязательств являлись договоры. Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены. Для действительности договора было необходимо соблюдение трех условий: 1) продавец должен быть действительным собственником вещи. 2) отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота. 3) сделка должно совершенно при свидетелях (чтобы последние в случае необходимости могли подтвердить ее законность).
Купля-продажа
наиболее важных вещей (земля,
постройки, рабы, скот) оформлялась
письменно, по определенной
Договор личного найма заключался на год или меньший срок. Он распространялся на врачей, архитекторов, сельскохозяйственных работников, кораблестроителей и ветеринаров. Заработная плата сельскохозяйственных работников выдавалась хлебом или деньгами и имела значительные сезонные колебания. За невыполнение условий договора наемный рабочий нес строгую ответственность: оставление работы раньше оговоренного срока приводило к потере оплаты. Наемному работнику доверялись материальные ценности, он нес ответственность за их сохранность. Гибель или изнурение скота, кража семян компенсировались хозяину высокими штрафами в десятикратном размере. Если у наемного рабочего не было денег на уплату штрафа, его подвергали мучительной смертной казни.
Достаточно редким был договор товарищества. В нем речь идет о распределении убытков или прибыли между членами товарищества. Главным условием договора была солидарная ответственность товарищей перед третьими лицами.
В имущественный найм могли входить дома, скот, транспортные средства (повозки и лодки) . также в договор входила и аренда земли, оформляемая на 1 год, аренда сада на 5 лет. Условия аренды были весьма тяжелыми потому, что пахотных земель не хватало, и спрос на аренду значительно превышал предложение.
Договор займа отличался большей суровостью. процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до33; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Должник был защищен от самоуправных действий кредитора. Допускалось перенесение долговых обязательств на другое лицо. Кредитор имел право принимать в залог землю и движимое имущество должника. Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи. Срок кабалы был ограничен 3- мя годами по истечении которых заложник покидал дом кредитора. Иногда
6
долговое обязательство обеспечивалось залогом имущества или его части.
Если долг не возвращался в срок, кредитор мог удовлетворить свои требования из доходов с заложенного имущества или от его продажи.
Существовал и
договор хранения и поклажи.
Зерно, документы, деньги и
рабы могли сдаваться на
Кодекс Хаммурапи
имеет и другой источник