Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 23:53, реферат
Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
1. Введение
2. Военные реформы Петра I
3. Администаривные преобразования
4. Церковная реформа
5. Изменения в области культуры, науки и быта
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией.
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.
Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать. Таким образом, роль Сената, как органа государственной власти была резко снижена.
Рассматривая эту реформу. Как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.
В 1712г. У Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715г. – только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717-начале 1718гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований, он определили число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.
Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721г. Была образована Духовная коллегия – Синод, который был выведен из подчинения Сената.
Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составляющий подавляющее большинство городского населения.
Наряду с разделением городского населения. Были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса некрепостного населения – оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.
Новая
система органов управления создала мощный
слой чиновничьего дворянства в России,
сложился разветвленный дворянско-бюрократический
аппарат. После полного уравнения земельных
владений дворян (поместий) и бояр (вотчин)
дворянское землевладение окончательно
превратилось в господствующее.
Церковная
реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Андриан (1690-1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная
политика Петра, как и его политика в других
сферах государственной жизни была направлена
прежде всего на как можно более эффективное
использование церкви для нужд государства,
а если конкретнее - на выжимание из церкви
денег на государственные программы, прежде
всего на строительство флота. После путешествия
Петра в составе Великого посольства его
занимает еще и проблема полного подчинения
церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха. Поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701г. Образуется Монастырский приказ – светское учреждение – для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Сложившиеся
отношения между церковью и властью требовали
нового
юридического оформления. В 1721 г. видный
деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович
составляет Духовный регламент, который
предусматривал уничтожение института
патриаршества и образование нового органа
- Духовной коллегии, которая вскоре была
переименована в "Святейший правительственный
Синод уравненный в правах с Сенатом. Президентом
стал Стефан Яворский, вице президентами
- Феодосии Яновский и Феофан Прокопович.
Создание Синода явилось началом абсолютистского
периода русской истории, так как теперь
вся власть, в том числе и церковная, была
сосредоточена в руках Петра.
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо – Обер-прокурор
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводился учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад.
В
результате церковной реформы церковь
потеряла огромную часть своего влияния
и превратилась в часть государственного
аппарата, строго контролируемую и управляемую
светской властью.
Изменения
в области науки, культуры и быта
Процесс европеизации Росси в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в России постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит в допетровскую эпоху. В 1687 г. Была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.
В.Я.Уланов писал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу, но и по отношению к широким массам народа».
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается школа математических и навигационных наук во главе с профессором Абердинского университета шотландских наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий – автор «Арифметики…». В 1711 г. В Москве появляется инженерная школа.
Петр стремится к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г. Петр переводит Россию на новый календарь – 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года с 1 сентября на 1 января.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство «по образу и подобию»европейского. В 1717г. Существовали Ассамблеи – дворянские собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных пусть даже самых прогрессивных начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелки деталям процесса.
Заключение
Главным всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. Титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено, к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государства не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – «военному кораблю», где все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценивать. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
В заключении можно привести слова современника Петра-Нартова:
«…и
хотя нет более Петра Великого с нами,
однако дух его в душах наших живет, и мы
имевшие участие находиться при сем монархе,
умрем верными ему и горячую любовь нашу
к земному богу погребем вместе с собой.
Мы без страха возглашаем об отце нашем
для того, что благородному бесстрашию
правде учились от него».
Список
использованной литературы