Реформы Петра Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.

Содержание

Введение..3
Глава 1. Реформаторская деятельность Петра I в области просвещения.4
1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения.4
1.2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия.
1.3. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков.11
1.4. Цифирные (арифметические) школы.15
1.5. Архиерейские школы.17
1.6. Учебная литература.19
Заключение23
Библиографический список используемой литературы.25

Работа содержит 1 файл

Reformy-Petra-Pervogo.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     В «меньших школах» ученики заучивали  сначала букварь Ф. Прокоповича, а затем учили часослов и псалтырь. Обучение грамоте шло по обычному для того времени буквослагательному методу. В Каргопольской школе сверх того обучали славянской грамматике, в Новоторжской - греческому языку, а в Великолукской - риторике.

     В 1721—1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ, а всего к началу второй четверти XVIII в. их имелось около 45 с 3 тысячами учащихся. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. Многие из этих школ сначала помещались вместе с цифирными и как бы дополняли друг друга. После издания «Духовного регламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).

     В 20-х гг. некоторые архиерейские школы  стали превращаться в средние духовные учебные заведения — семинарии, в которых кроме духовных дисциплин изучались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Духовные семинарии возникали в большинстве епархий, из них выходило не только подготовленное новое духовенство, но и ряд светских деятелей.

1.6. Учебная литература.

     Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педагогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического содержания.

     Большая учебная литература тех лет во многом определила содержание образования и методы обучения в школах. В типографиях печатались книги по различным отраслям знаний (математике, механике, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковнославянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение. Астрономические знания излагались и в печатных календарях.

     В 1700-1725 гг. издано около 600 названий переводных и оригинальных книг, в том числе много букварей, учебников, словарей. Переиздавались буквари, известные в XVII в., составлено несколько новых книг для обучения грамоте. Управляющим Московской типографией Федором Поликарповым издан его «Трехъязычный букварь» - «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся» (1701). В нем помещены буквы, склады и избранные слова на славянском, греческом и латинском языках, а также молитвы, заповеди, статьи и стихи религиозного и нравоучительного характера.

     В 1704-1708гг. в Москве напечатан «Букварь языка словенска» неизвестного автора. Он во многом сходен с букварем Симеона Полоцкого. В этой книге было новым «увещевание к родителям о воспитании детей», в котором автор доказывал необходимость и важность правильного их воспитания.

     В 1717г. издана своеобразная книга для  чтения - «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В ее первой части помещены азбука, склады, цифры и краткие нравоучения из священного писания. Вторая, основная часть книги содержала правила «хорошего тона» - внешней культуры и поведения дворянина в обществе. Они были собраны из разных литературных источников, русских и зарубежных.

     Самым популярным и интересным в педагогическом отношении был напечатанный в 1720г. в Петербурге букварь Феофана Прокоповича под названием «Первое учение отроком...». До 1725г. книга выдержала 12 изданий и на протяжении первой половины XVIII в. применялась почти во всех светских и духовных школах. Букварь был проводником новых взглядов на воспитание детей. Детей, по мнению автора, далеко не достаточно научить только читать и писать: суть учения заключается в их правильном воспитании. Они должны получить доброе наставление, привыкнуть читать только полезные книги и понимать прочитанное. Автор стремился излагать материал просто и понятно.

     После букваря учащиеся переходили к чтению часослова и псалтыря, а затем обучались письму. При обучении письму детей сначала учили писать буквы по порядку алфавита, потом списывать образцы слов по прописям и наконец шли упражнения по списыванию разнообразных текстов. Такой порядок «словесного обучения» имел место во всех государственных и церковных школах.

     Обучение  грамматике славянского языка велось по учебнику Мелетия Смотрицкого. В первой четверти XVIII в. было издано несколько вариантов этой книги. В 1723г. учитель Новгородской архиерейской школы Ф. Максимов, пользуясь трудом М. Г. Смотрицкого, издал свое пособие по грамматике, в котором изложил материал более кратко и доступно. Он сделал первую попытку объяснить правила русского языка не только книжного, но и разговорного.

     При обучении латинскому и греческому языкам пользовались названным выше «Трехъязычным букварем» Федора Поликарпова, а также написанным им в 1704г. «Лексиконом трехъязычным...» (славянских, греческих и латинских слов), в предисловии к которому автор подчеркнул культурное и практическое значение изучения греческого и латинского языков. В 1724г. в Москве был напечатан латинский словарь, составленный Иваном Максимовичем. Были изданы также специальные книги для изучения немецкого, французского, голландского и других языков.

     В обучении использовались первые печатные математические книги. В 1699г. И. Ф. Копиевским в Голландии, где нередко в те годы печатались книги по заказу из России, было издано «Краткое и полезное руководство во арифметику», содержавшее нумерацию и четыре действия с целыми числами. Главным же математическим руководством в первой четверти XVIII в. стала упомянутая ранее нами «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого (1703), изданная, как писал автор, «ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей». «Арифметика», по словам автора, явилась творческим обобщением «многих разноязычных книг, греческих, латинских и немецких». В ней содержалось много новых, ранее неизвестных в русской математической литературе сведений: о десятичных дробях, прогрессиях, извлечении корней и др. Новым было и возведение нуля в ранг числа, освещение математических знаний, относящихся к астрономии и навигации. «Арифметика» составлена в характерной для того времени вопрос - ответной форме. В ней давались указания о правилах производства различных математических действий. По сложившейся традиции теоретических обоснований при этом почти не давалось. Сильной стороной в изложении материала было стремление Л. Ф. Магницкого показать на конкретных, взятых из самой жизни примерах практическое значение математики, а также развить интерес к ее изучению при помощи занимательных задач.

     В 1723г. изданы переведенные с голландского А. Д. Фарварсоном и Л. Ф. Магницким таблицы по морской астрономии («Таблицы горизонтальные северныя и южныя широты восхождения солнца...»). В 1708г. переведена с латинского «Геометрия славенски землемерие».

     Издано  несколько переводных учебных книг по географии и истории. В 1710г. вышла книга неизвестного автора «География, или Краткое земного круга описание». Федор Поликарпов в 1718г. по распоряжению Петра I перевел с латинского «в пользу учащихся и читающих» большой труд Бернарда Варена «География генеральная...».

 

Заключение

     Политика  государства  при Петре I была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания, идеал святого - идеалом знающего, просвещенного человека. Недаром Петр I запретил церкви открытие мощей новых святых. Богословские предметы в школе уступали место естественно научным и техническим : математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Это соответствовало господствовавшему в то время в Европе умонастроению, определившему целую эпоху Просвещения второй половины семнадцатого - восемнадцатого веков.

     При Петре I в России создается система  гражданского образования, которое  было преимущественно государственным  и бесплатным. Оно делилось на начальное  и профессионально-техническое. К начальному относились цифирные школы, в которых обучали грамоте, арифметике и геометрии. Профессионально-техническое образование было представлено рядом специализированных школ. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), школа математико-навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях.

     Кроме того, созданы 46 епархиальных (духовных) школ. Открыт первый русский музей - кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. Издавались буквари, учебные пособия, учебные карты. В 1700 г. введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летоисчисление от «рождества Христова», а не от сотворения мира. С 1703 г. выходила первая русская печатная газета - «Ведомости». В 1708-1710 гг. вместо полуустава был введен близкий к современному «гражданский» шрифт. В 1725 году, уже после смерти царя, была открыта Петербургская академия наук, устав которой он успел утвердить. Петр намеревался учредить при академии и университет, в котором академики читали бы лекции студентам, но не успел осуществить этот план.

     К концу царствования Петра I каждый город  имел примерно по две школы - гражданскую и духовную. Однако лишь дворянству вменялось в обязанность получение образования. Обучение других сословий носило бессистемный, эпизодический характер.

     Но  реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились, прежде всего, в интересах укрепления власти дворян. Петр I стремился поднять образованность помещиков, создать квалифицированный административный аппарат, подготовить специалистов для армии и флота.

     Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и  культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны  видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени.

 

Библиографический список используемой литературы

     1. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История  Отечества: люди, идеи, решения. Очерки Буганов В.И. Петр Великий и его время/ отв. ред. А. А. Новосильцев. АНСССР - М., Наука 1989

     2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII - ХIХв. Учебник для 10кл. под ред. А. Н. Сахорова - М., Просвещение. 1995

     3. Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях -М.,СП «КВАДРАТ» 1993

     4. Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк/ ред.: А. А. Преображенский - М., Мысль 1992

     5. История России — М.: 1998

     6. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I.:М., Планета. 1991

     7. Пыляев М.И. Старый Петербург. С.П.,1989 
 
 
 

Информация о работе Реформы Петра Первого