Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

Личность Петра I (1672 - 1725 гг.) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Исторические условия и предпосылки реформ Петра I………………….....5
2 Военные реформы ……………………………….……………………………..7
3 Реформа государственного управления……………………………………….9
3.1 Реформа центрального управления …………………………………...12
3.2Реформа местного управления ………………………………………...16
3.3 Реформа городского управления ………………………………………18
3.4 Результаты реформы государственного управления………………...19
8 Реформа сословного устройства………………………………………...……23
4.1 Служивое сословие………………………………………………….…..23
4.2. Городское сословие (посадские и городские люди)…………….…..24
4.3 Крестьянство………………………………..……………………….…..24
5. Церковная реформа………………………………………………………..….26
6. Экономические преобразования……………………………………..….…..28
7. Реформы в области культуры и быта………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Контрольная госуправление.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       В результате Петровской политики в экономической  области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная  полностью обеспечить военные и  государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. 

7. Реформы в области  культуры и быта 

       Главным содержанием реформ в этой области  было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

       Важные  изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого  не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

       Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому  полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

       Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. В 1703  г.  в  Москве  выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты

       Важнейшим этапом  в  проведении  реформ стало посещение Петром в составе  Великого посольства ряда европейских  стран.  По возвращении Петр направляет  много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии  образования   в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во  главе  с  профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

       Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

       Петр  стремился к тому, чтобы как  можно скорее преодолеть возникшую  еще со времен татаро-монгольского ига  разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит  Россию на новый календарь - 7208  год  становится 1700-м, а  празднование  Нового  года переносится с 1 сентября на 1января.

       С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

       В это время появились крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной  области.

       В этот период написан ряд важных работ  по истории, а созданная Петром  Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и  редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии  летописей, грамот, указов   и других актов. Это было началом музейного дела в России.

       С первой четверти XVIII в. осуществлялся  переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

       Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

       С 1718 г. Петр учредил ассамблеи с  обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

       Необходимо  отметить, что все эти преобразования исходили исключительно сверху,  а потому были достаточно болезненны как для высших,  так и для  низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел  к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех  смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

       Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Заключение 

       Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования  - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

       Россия  стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

       Сложность и противоречивость развития России в этот период определили  и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный  исторический смысл, так  как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе  дальнейшего развития  страны  выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия  быстро догнала те  европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но  она  не  могла  догнать  те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

       Преобразовательная  деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.

       Роль  Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

       В заключение хочется привести слова  современника Петра - Нартова: "... и  хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

       1. Анисимов Е.В. Время петровских  реформ. - Л.: Лениздат, 1989.

       2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.: МИРОС, 1994.

       3. Буганов В.И. Петр Великий и  его время. - М.: Наука, 1989.

       4. История государственного управления  в России: Учебник для вузов  /  Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

       5. История СССР с древнейших  времён до конца XVIII века. / Под  ред. Б.А.Рыбакова. - М.: Высшая школа, 1983.

       6. Мальков В.В. Пособие по истории  СССР для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1985.

       7. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990.

       8. Соловьев С.М. Об истории новой  России. - М.: Просвещение, 1993.

       9. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы  по истории России. - М.: Правда, 1989. 
 
 
 

Информация о работе Реформы Петра I