Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Осенью 1689 г. кончилось правление Софьи. Цари стали править без опеки или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр со своими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, не чувствует вкуса к власти и по этому он отдает ее другим. В эти годы он окончательно сблизился с иноземцами. Прежде они являлись около него как учителя и мастера, необходимые для устройства потех, и только. Ближе к Петру были шотландец Патрик Гордон, в то время уже генерал русской службы, и швейцарец Франц Лефорт, полковник русской службы.

Содержание

Введение
Предпосылки реформ Петра 1.
Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.
Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" и "Табель о рангах".
Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.
Судебная реформа.
Военные реформы.
Церковная реформа.
Культура при Петре 1.
Внешняя политика
Значение реформ Петра 1.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 68.44 Кб (Скачать)

Юстиц-коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

Тайная  канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые  другие находились в ведении специальных  приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим  регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное  устройство и порядок деятельности.

Всю пирамиду государственной  власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

    Власть  императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал  сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны  монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском  уставе 1720г. провозглашалось: "Его  величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах  ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли  яко христианский государь по своей  воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

    Система государственного управления, созданая в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра I. Во второй четверти XVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра I были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

    Реформы местного управления проводились с  целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических  учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

    На  первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.

    Губерния  делилась на провинции (во главе –  обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов – органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства – поддержании и укреплении господства дворян. Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа – дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания, контролировать городское управление.

    Провинциальные  воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном  они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом  и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.

    Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в., было то, что они  наряду с административными исполняли и полицейские функции. В ХVП в. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.

    В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.

    Однако  в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

 

  1. Расширение  дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о  рангах”.

    В первой четверти XVIII в. произошло слияние  двух форм феодальной земельной собственности  – вотчины и поместья. В 1714 г. был  издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья  должны были идти в военную или  гражданскую службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна сократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости от преступления.

    Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый  закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.

 

  1. Политика  в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.

    В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение  развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных”  с точки зрения государства видов  производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.

    Война со Швецией особенно остро поставила  вопрос о развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились.

    Развитие  металлургического производства стало  жизненной потребностью страны. Правительство  предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивали заказы армии и флота.

    Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод.

    Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию  обмундированием, а флот – парусиной.

    К1725 г. в стране имелось 25 текстильных  предприятий, канатные и пороховые  мануфактуры. Впервые были построены  бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.

    Рост  промышленного производства сопровождался  усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного  труда на мануфактурах: использование  крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (черносошного) крестьянства, которые  приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы.

    Но  далеко не все изделия, необходимые  стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное  производство. Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В  городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.

    Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. мастера каждой ремесленной  специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые  наблюдали за качеством изделий  и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после  чего они переводились на два года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с одной  стороны, отразило высокий уровень  развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников  в особое сословие феодального общества.

    В области внутренней и внешней  торговли в Петровские время большую  роль играла государственная монополия  на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно  пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

    В общем в первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политика характеризовалась активным вмешательством государства в экономику. К концу правления Петра изменений в области экономической политики почти не наблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-х годов государство воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину.

Информация о работе Реформы Петра I