Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:43, доклад
Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, – сыном-первенцем. Накануне Петровского поста это событие было отмечено очень скромно: колокольным звоном и обедом в Царицыной Золотой палате. 29 июня, в день Святых Петра и Павла, ребёнка окрестили в Чудовом монастыре и нарекли Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» – измерить длину и ширину его тельца – и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины императора её повесили над царским надгробием.
Пётр, по его собственному мнению, стремился к тому, чтобы Россия как можно скорее преодолела появившуюся ещё во времена ордынского ига разобщённость с Европой. С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю – от «сотворения мира», а по-европейски – от Рождества Христова, и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января. Так 7208 год по старому стилю стал 1700 годом по новому.
Для расширения кругозора подданных Пётр задумал издавать газету, где помещались бы заграничные новости. В январе 1703 г. появился первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». В редактировании его участвовал сам царь. Так родилась первая русская газета (хотя и у неё был предшественник в XVII в. – рукописные «Вести» или «Куранты», составлявшиеся в Посольском приказе). Церковнославянский шрифт, которым печатались «Ведомости...», в 1708 г. был заменён «гражданским», латинизированным – этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во всех типографиях России. Шрифт был выбран лично Петром I.
Просветительским целям должен был служить и театр. В 1702 г. царём была приглашена странствующая немецкая труппа под руководством актёра и драматурга Куншта. В отличие от закрытого придворного театра времён царя Алексея Михайловича новый театр должен был стать общедоступным. Здание для него построили на Красной площади. В театре ставили пьесы сугубо светского содержания (например, комедию о Дон Жуане и даже «Лекаря поневоле» Мольера). Кроме того, Пётр обязал Куншта обучать россиян «комедиантским» (т.е. театральным) наукам. Действовал также театр при дворе сестры царя Натальи Алексеевны.
По инициативе Петра происходили важные изменения и в быту российских подданных (прежде всего дворян). Царь стремился переделать русское дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов». Для этого в 1717 г. был переведён и издан специальный учебник – «Юности честное зерцало», где просто и доходчиво излагались самые элементарные правила поведения в обществе и, в частности, на ассамблеях. Ассамблеи – вольные собрания для дворян – были учреждены в 1718 г. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время (карты, шахматы, западноевропейские танцы). Обстановка на ассамблеях должна была быть непринуждённой, лёгкой. За нарушение установленных полушутливых правил провинившийся, ко всеобщему веселью присутствующих, был обязан выпить «большого орла» – кубок с изображением российского государственного герба, до краёв наполненный крепким вином.
Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху», нередко путём навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали подданных. Бритьё бороды не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и, тем более, никогда не носил париков.
Список
используемой литературы:
Энциклопедия для детей «История России»