Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:38, контрольная работа
Петр I является одной из самых ярких личностей в истории российской государственности. Существует масса мнений относительно правления Петра Великого : от самых лестных, до практически полного неприятия. Одно остается бесспорным, период Петровских реформ стал переломным моментом в Российской истории.
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к любому служащему – как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725 гг.) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что именно армия – наиболее совершенная общественная структура. Воинская дисциплина – это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность и христианскую нравственность
Содержание контрольной работы:
Введение.
Предпосылки реформ Петра I.
Реформы государственного управления.
Административно - территориальное устройство.
Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.
Военная реформа.
Судебная реформа.
Церковная реформа.
Внешняя политика.
Значение реформ Петра I.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История отечественного
государства
и права»
Реформы
Петра I
Дата представления работы
« » 2009г.
Казань
2009
Содержание контрольной
работы:
Петр I является одной из самых ярких личностей в истории российской государственности. Существует масса мнений относительно правления Петра Великого : от самых лестных, до практически полного неприятия. Одно остается бесспорным, период Петровских реформ стал переломным моментом в Российской истории.
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к любому служащему – как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725 гг.) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что именно армия – наиболее совершенная общественная структура. Воинская дисциплина – это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность и христианскую нравственность.
В целом реформы Петра были направлены
на укрепление Российского государства
и приобщение правящего слоя к западноевропейской
культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления
Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император,
обладавший абсолютной властью. В ходе
реформ было преодолено технико-экономическое
отставание России от ряда других европейских
государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования
во всех сферах жизни российского общества.
В то же время, народные силы были крайне
истощены, разросся бюрократический аппарат,
были созданы предпосылки для кризиса
верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых
переворотов».
2.
Предпосылки реформ
Петра I.
Перемены в государственном
Тем не менее, в силу неблагоприятных
внешнеполитических условий (постоянная
борьба с внешними врагами, отсутствие
выхода к открытым морям) в XVII в. стала
особенно сказываться отсталость Русского
государства в сравнении с наиболее развитыми
государствами Западной Европы, вступившими
на путь капиталистического развития
(Англия, Голландия, частично Франция).
Монархия с Боярской думой, рыхлым
аппаратом приказов и воевод не могла
разрешить сложные внутри- и внешнеполитические
задачи. Необходимо было укреплять государственный
строй путем преобразования высшего, центрального
и местного аппарата и армии, превращения
главы государства - самодержавного царя
- в носителя абсолютной (неограниченной)
власти. Иностранный
капитал стремился захватить российские
рынки, что вело к столкновению с интересами
русских купцов. Купечество России требовало
от государства оградить их от конкуренции
с иностранными торговцами. Так же можно
отметить, что во второй половине XVII в.
в России развивается тенденция перехода
от сословно представительной монархии
к монархии абсолютной. В стране усиливается
власть царя (изменение состава Боярской
думы, в сторону дворянства; победа Алексея
Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося
активно вмешиваться в управление государством;
практическое прекращение созывов Земских
соборов; отмена местничества, принцип
занятия государственной должности в
зависимости от знатности рода и служебного
положения предков). Остро стоял вопрос
о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие
полки утратили свою боеспособность. Для
большинства дворян военная служба стала
тоже обременительной. Что касается внешней
политики. То Россия потерпела поражение
с Польшей, также были предприняты, в1687
и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского
ханства.
3. Реформы государственного управления.
Петровские реформы были
В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала ближней канцелярией, а затем «Консилией министров», был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно - распорядительным органом, действовавшим по указанию царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенате: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.
В составе Сената оформились два отделения: расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления. Кроме того, Сенат имел вспомогательные органы: рекетмейстерскую службу, осуществлявшую прием жалоб на коллегии и канцелярии в случаях волокиты, неправедных решений и т.п., герольдмейстерскую контору, занимавшуюся составлением списков всех дворян, регистрацией служебных назначений, перемещений.
Отдельное
место в системе сенатских
учреждений занимали институты
фискалитета и прокуратуры,
В 1718-1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления – коллегии. Важнейшими «государственными» являлись три коллегии : Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс- контр- коллегия – за расходы и Ревизион- коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословных коллегии – Вотчинная и Главный магистрат – управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Особое место в системе
Главным
отличием новой системы от
старой - приказной являлось четкое
разграничение сфер управления,
высокая степень централизации
и специализация деятельности
чиновников при коллегиальной
проработке наиболее важных
4.
Административно
– территориальное
устройство.
В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний (позже их количество увеличилось до 10). Во главе каждой губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть и подчинявшийся только коллегиям, Сенату и царю.
Губернатор
опирался на вспомогательный
орган – губернскую канцелярию.
В ее состав входили : ландрихтер,
или губернский судья (с 1719г.
В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, при которых образовывалась земская канцелярия. В свою очередь провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из местных дворян, или отставных офицеров. Таким образом, оформилось трехуровневое административно – территориальное деление страны.
Изменилось управление в
Реформы Петра I привели к появлению бюрократии – социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела табель о рангах, принятая в 1722г.
Табель о рангах ввела иерархическую
лестницу государственных должностей
из 14 чинов (рангов). Она предоставляла
возможность служащему в зависимости
от проявленных способностей, знаний и
усердия подняться от низших до самых
высоких ступеней служебной карьеры. Кроме
того, Табель о рангах открывала доступ
к дворянским титулам для служащих из
низших сословий.
5. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.
В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.
Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились. Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод. Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот – парусиной.