Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Петр I является одной из самых ярких личностей в истории российской государственности. Существует масса мнений относительно правления Петра Великого : от самых лестных, до практически полного неприятия. Одно остается бесспорным, период Петровских реформ стал переломным моментом в Российской истории.
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к любому служащему – как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725 гг.) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что именно армия – наиболее совершенная общественная структура. Воинская дисциплина – это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность и христианскую нравственность

Содержание

Содержание контрольной работы:

Введение.

Предпосылки реформ Петра I.

Реформы государственного управления.

Административно - территориальное устройство.

Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.

Военная реформа.

Судебная реформа.

Церковная реформа.

Внешняя политика.

Значение реформ Петра I.

Работа содержит 1 файл

Контрольная1.doc

— 106.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История отечественного

государства и права» 

Реформы Петра I 
 
 
 

                                                       Выполнила:

                                                                           

                                                                           _____________________                                         

            
 
 

Дата  представления работы

«     »                             2009г.

Казань

2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание контрольной работы: 
 

  1.  Введение.
 
  1.  Предпосылки реформ Петра I.
 
  1.  Реформы государственного управления.
 
  1.  Административно - территориальное устройство.
 
  1.  Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.
 
  1.  Военная реформа.
 
  1.  Судебная реформа.
 
  1.  Церковная  реформа.
 
  1.  Внешняя  политика.
 
  1.  Значение  реформ Петра I. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.   Введение.

  

   Петр I является одной из самых ярких личностей в истории российской государственности. Существует масса мнений относительно правления Петра Великого : от самых лестных, до практически полного неприятия. Одно остается бесспорным, период Петровских реформ стал переломным моментом в Российской истории.

   Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к любому служащему – как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725 гг.) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что именно армия – наиболее совершенная общественная структура. Воинская дисциплина – это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность и христианскую нравственность.

   В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов». 

2. Предпосылки реформ  Петра I.  

   Перемены в государственном строе  в первой четверти XVIII в. были  подготовлены всем предшествующим  развитием страны: ростом производительных  сил в области сельского хозяйства  и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т.п.  
   Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция). 
   Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального и местного аппарата и армии, превращения главы государства - самодержавного царя - в носителя абсолютной (неограниченной) власти.        Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тоже обременительной. Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

3.  Реформы государственного  управления.

   Петровские реформы были направлены  на  максимальную централизацию  управления государством при  его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно- административная система, в отличие от предшествующей строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала ближней канцелярией, а затем «Консилией министров», был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно - распорядительным органом, действовавшим по указанию царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенате: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.

 В  составе Сената оформились два  отделения: расправная палата  по судебным делам и Сенатская  канцелярия по вопросам управления. Кроме того, Сенат имел вспомогательные органы: рекетмейстерскую службу, осуществлявшую прием жалоб на коллегии и канцелярии в случаях волокиты, неправедных решений и т.п., герольдмейстерскую контору, занимавшуюся составлением списков всех дворян, регистрацией служебных назначений, перемещений.

  Отдельное  место в системе сенатских  учреждений занимали институты  фискалитета и прокуратуры, выполнявшие  функции государственного надзора.  В обязанность фискалов, должности  которых были учреждены в 1711г. как на местном, так и на центральном уровне, входило «проведывать и доносить про все то, что во вред государственному интересу быть может». Институт прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената должен был предупреждать возможные и выявлять состоявшиеся нарушения законов. Генерал- прокурор, пост которого был учрежден Петром I в 1722г., являлся, по определению царя «оком» и «стряпчим о делах государственных». Одновременно генерал-прокурор направлял работу Сената.

   В 1718-1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления – коллегии. Важнейшими «государственными» являлись три коллегии : Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс- контр- коллегия – за расходы и Ревизион- коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословных коллегии – Вотчинная и Главный магистрат – управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

   Особое место в системе государственного  управления занимал Преображенский  приказ, ведавший политическим сыском. В 1718г. он был преобразован в тайную канцелярию.

  Главным  отличием новой системы от  старой - приказной являлось четкое  разграничение сфер управления, высокая степень централизации  и специализация деятельности  чиновников при коллегиальной  проработке наиболее важных вопросов. Согласно штатному расписанию коллегию составляли президент и вице-президент, 4 советника, 4 колледжских ассесора (заседателя), секретарь, актуариус (чиновник, регистрировавший поступающие документы и разносивший их исполнителям), нотариус (чиновник, ведавший протоколами заседаний коллегии), регистратор, переводчик и подьячие. Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом (1720г.), определявшим процессуальную сторону бюрократической работы. 

4.   Административно  – территориальное устройство. 

   В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний (позже их количество увеличилось до 10). Во главе каждой губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть и подчинявшийся только коллегиям, Сенату и царю.

  Губернатор  опирался на вспомогательный  орган – губернскую канцелярию. В ее состав входили : ландрихтер, или губернский судья (с 1719г.  эта должность была заменена надворным судьей); обер- комиссар, ведавший финансами; обер- провиант- мейстер, заведовавший хлебными запасами для армии; управитель дворцовых имений. Кроме того, для усиления властных позиций губернатора образовывался Совет ландратов из 8-12 человек, избираемых дворянством данной губернии. При голосовании губернатор имел в Совете два голоса.

В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций  во главе с воеводами, при которых  образовывалась земская канцелярия. В свою очередь провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из местных дворян, или отставных офицеров. Таким образом, оформилось трехуровневое административно – территориальное деление страны.

   Изменилось управление в городах.  С 1699г. посадским населением  управляли Ратуша в столице и её органы на местах – земские избы. С 1720г. вводятся Главный и городовые магистраты – органы, призванные собирать «рассыпную храмину» российского купечества. Члены магистратов избирались пожизненно из наиболее состоятельных посадских граждан и за успешную службу могли быть пожалованы в дворянство.

   Реформы Петра I привели к появлению бюрократии – социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела табель о рангах, принятая в 1722г.

   Табель о рангах ввела иерархическую лестницу государственных должностей из 14 чинов (рангов). Она предоставляла возможность служащему в зависимости от проявленных способностей, знаний и усердия подняться от низших до самых высоких ступеней служебной карьеры. Кроме того, Табель о рангах открывала доступ к дворянским титулам для служащих из низших сословий. 

5.   Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и  внешней торговле. Политика меркантилизма.

   В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.

   Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились. Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод. Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот – парусиной.

Информация о работе Реформы Петра I