Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:43, реферат
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, в России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Введение
1. Россия до Петровских преобразований
2. Исторические условия и предпосылки Петровских реформ
3. Состояние финансово-кредитной системы России в конце XVII – начале XVIII веков
4. Роль финансов в экономической политике Петра I.
5. Реформа промышленности и торговли.
6. Итоги реформ Петра I
Тема № 23. Реформы Петра I в экономике.
План.
Введение
1. Россия до Петровских преобразований
2. Исторические
условия и предпосылки
3. Состояние
финансово-кредитной системы
4. Роль финансов в экономической политике Петра I.
5. Реформа промышленности и торговли.
6. Итоги реформ
Петра I
Список литературы:
Введение.
Личность
Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде
ярких исторических деятелей мирового
масштаба. Когда на русском престоле оказался
молодой царь Петр I, в России, в отличие
от основных западноевропейских стран,
почти не было крупных промышленных предприятий,
способных обеспечить страну оружием,
тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Она не имела выхода к морям - ни к Черному,
ни к Балтийскому, через которые могла
бы развивать внешнюю торговлю. Не имела
поэтому Россия и собственного военного
флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная
армия строилась по устаревшим принципам
и состояла главным образом из дворянского
ополчения. Дворяне неохотно покидали
свои поместья для военных походов, их
вооружение и военная выучка отставали
от передовых европейских армий.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, не смотря на то что реформаторская деятельность Петра I исторически сложивший и завершившийся процесс, она в значительной степени повлияла на всю последующею историю России, внеся изменения во все сферы жизни государства начиная от политического развития и заканчиваю духовной жизнью и бытом людей той эпохи. Один из глобальных вопросов который стоит перед современным человеком изучающим Петровские реформы, это определении их влияния на дальнейшую жизнь и историю страны.
В данной контрольной работе мы не только рассмотрим сущность экономической реформы Петра I, но и определим какие же плоды принесла данная реформаторская деятельность для Росси в ту эпоху.
1. Россия до Петровских преобразований.
Огромная территория и "непохожесть" России на западные страны сразу бросались в глаза. Московское государство представлялось отсталым и даже "полудиким". Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой", когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия. При незначительной численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот постоянно вовлекались новые целинные земли, что не создавало заинтересованности в повышении производительности труда и способствовало экстенсивному пути развития сельского хозяйства. Огромные ресурсы государство направляло на нужды обороны, в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного процесса общества. Кроме внутренних, имелись и внешние факторы. Это отсутствие у Русского государства выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообщения. Два моря - Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Моря, омывающие страну с севера и востока, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, так как ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения. На юге Астрахань обеспечивала России экономические связи лишь с Ираном и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали в своем развитии. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск - порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику.
Итак, на рубеже XVII - XVIII вв., Россия стояла на пороге преобразований.
2. Исторические условия и предпосылки Петровских реформ.
Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отметим, что Россия была крайне отсталой страной, что представляло серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Страна не имела регулярной, боеспособной армии и флота. Государственный аппарат управления не отвечал требованиям времени и потребностям России. Значительным было отставание в области культуры, просвещения, науки и т.д. В результате Россия в начале XVIII века была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную изменения в области культуры и быта, а также и экономическую, которую рассмотрим в данной работе наиболее подробно. Эти реформы проводились в течение всего правления Петра I.
3. Состояние финансово-кредитной системы России в конце ХVII – начале ХVIII веков.
Довольно
сложным и противоречивым периодом
в российской экономической истории стал
XVIII век. В первую половину столетия продолжал
господствовать крепостнический строй.
Даже довольно крупные реформаторские
изменения в экономике страны не только
не ослабили, а напротив, ужесточили крепостничество.
Однако значительный рост производительных
сил, формирование крупных промышленных
предприятий и другие факторы в ходе реформ
Петра I создали условия для принципиально
новых процессов в экономике страны. В
конце XVII-начале XVIII вв. экономика России
не обладала хозяйственными достижениями
ведущих западных стран. Промышленное
производство отставало. Немногочисленные
российские мануфактуры в подавляющем
большинстве использовали крепостной
труд. Феодальные отношения душили развитие
сельского хозяйства и торговли. Существенно
тормозило экономическое развитие страны
отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый
путь через Белое море был довольно долгим
и замерзающим на длительное время. Контроль
на Балтике установила Швеция. При подобной
экономической слабости и определенной
военной отсталости Россия в этот период
вошла в сферу захватнических колониальных
интересов воинственных западных стран.
Требовалось обеспечить необходимый для
ведения войны объем поступлений в казну
в условиях крайнего напряжения всех сил
государства.
Царствование Петра Великого завершает
период формирования абсолютизма в России.
Становление характерной для российского
варианта абсолютной монархии системы
социальных отношений, в том числе и финансовых
было продиктовано прежде всего логикой
общегосударственных интересов, связанных
с борьбой за безопасность страны и выход
к мировым торговым путям. Старые методы
увеличения доходов казны Петр I сочетал
с попытками по-новому организовать финансовое
хозяйство страны. Вся финансовая политика
Петра I осуществлялась под знаком постоянного
и напряженного изыскания источников
денежных средств. Поэтому обращения Петра
Великого к сенату «денег как возможно
собирать, понеже деньги суть артерия
войны» может стать своеобразным девизом
его правления.
После хозяйственного подъема в конце
XVII века вследствие развития внутренней
торговли, когда объем поступлений в казну
за 20 лет увеличился вдвое и составил 3
млн. рублей, экономический рост существенно
замедлился. Это было вызвано прежде всего
началом Северной войны, ведение которой
требовало большого напряжения платежеспособных
сил населения. Расходы начали превышать
доходную часть бюджета, и если первые
три года разрыв между расходами и доходами
государства покрывался за счет остатков
прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались,
и начал нарастать финансовый кризис.
Дефицит бюджета достиг огромной по тем
временам суммы – 500 тыс. рублей.
Слабая пригодность существовавшей финансовой
системы для решения такой задачи была
очевидна. Требовался новый подход к устройству
административного аппарата. При сборе
денег с приказов выяснилось хаотическое
состояние отчетности - ни дума, ни Большая
казна не могли сказать, какие суммы находятся
в движении по приказам. Твердых и постоянных
норм налогообложения не было, они могли
меняться от того, кто и как собирал налоги.
Люди, допущенные к сбору денег, слишком
часто оставляли значительную их часть
в своем распоряжении. Малоуспешная борьба
с казнокрадством велась в обстановке
хронического дефицита средств на самые
неотложные нужды. Общегосударственная
роспись доходов и расходов отсутствовала.
О том, что получалось при таком порядке
свидетельствует письмо сенатора графа
А.В.Макарова: «Истинно во всех делах как
слепые бродим и не знаем, что делать, стали
везде великие расстрои, а где прибегнуть
и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда
не возят, дела почитай все становятся».
4 Роль финансов в экономической политике Петра I.
Реформаторские
действия Петра I на рубеже XVII-XVIII
веков не были случайностью: страна
достигла поворотного пункта в своей
истории.
Около трех тысяч законодательных актов
Петровской эпохи поистине всколыхнули
жизнь огромной страны. Они были направлены
на реорганизацию и государственного
устройства, и хозяйства, и культуры, и
образа жизни. Среди них: создание мощной
регулярной армии, военного и торгового
флота, многочисленных мануфактур, новой
денежной системы, формы землевладения
и др. Грандиозные реформы и длительные
войны с Турцией, Швецией, Персией требовали
огромных средств. Так, к примеру, если
в начале XVIII в. из общих расходов государства
на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс.
руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили
уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов
государства. Требовалась гигантская
мобилизация усилий ума и труда для изыскания
необходимых источников доходов. В ряду
важнейших хозяйственных реформ великого
преобразователя не последнее место занимала
собственно экономическая политика государства.
Многочисленными указами Петр I мобилизовал
усилия в разных сферах хозяйственной
жизни огромной страны. Так, стимулированием
геологических изысканий становилась
значительное вознаграждение. Указ «Горная
свобода» детектировал право первооткрывателя
эксплуатировать недра, гарантируя владельцу
земли лишь незначительную компенсацию.
Государство передавало также казенные
предприятия наиболее умелым, честным
и богатым предпринимателям. В их распоряжение
поступали ссуды на довольно льготных
условиях, богатые полезными ископаемыми
и лесами земли, подневольная рабочая
сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать
к заводам деревни и продавать заводы
также с людьми. Эта категория работников
получила название посессионных.
Россия, богатая и славившаяся всегда
отечественными умельцами, не пренебрегала
также и зарубежным опытом. Широко известна
практиковавшаяся Петром I подготовка
собственных национальных кадров за границей.
Для передачи опыта и знаний получали
приглашения в Россию и иностранные специалисты.
Широкая поддержка оказывалась отечественному
купечеству. Покровительственный таможенный
тариф (1724) поощрял экспорт отечественных
товаров и ограничивал импорт иностранных
товаров, которые могли составить конкуренцию
российским изделиям.
Рост товарного производства, развитие
промышленности и торговли потребовали
совершенствования денежной системы.
Нехватка денег тормозила исполнение
важнейших предприятий: собранные рекруты
от бескормицы умирали и разбегались,
солдаты, не получая жалования, принимались
за грабежи, флот из-за недостатка припасов
не мог выйти в море. Источник пополнения
казны правительство Петра видело в усиленной
эксплуатации монетной регалии. Расширение
торгового оборота требовало дополнительного
количества средств обращения. Недостаток
монеты не покрывался даже дополнительным
ее выпуском. С 1681г. в России чеканилась
серебряная копейка вновь пониженного
(теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск
этой монеты вырос в два раза по сравнению
с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство
осуществило переход к новой денежной
системе, сопровождаемый дальнейшим снижением
веса серебряной копейки. С 1698г. он стал
равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще
на 43%. Серебряная копейка была практически
единственной монетой, обслуживающей
хозяйственный оборот. «Для всенародной
пользы и для общей прибыли ко всякому
торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных
денег. Медная мелкая разменная монета
должна была стать дополнением к монете
серебряной. По номинальной стоимости
медные монеты составляли одну десятую
стоимости всех наличных денег и предназначались
в основном для местных рынков. Вся чеканка
при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том
числе медных монет – 44,4, серебряных –
38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был
упорядочен и значительно расширен набор
денежных знаков разного достоинства
и веса. Так, из меди были сделаны полполушки,
полушка (полкопейки), деньга, копейка,
грош (две копейки), 5 коп., из серебра –
копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп.,
десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина,
полтинник, рубль, 2 рубля, из золота –
крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца.
При этом российский рубль для облегчения
внешнеторговых операций был по весу приравнен
к денежной единице ряда европейских стран
- талеру. Чеканка монет стала монополией
государства.
За 1700-1704 гг. было
выпущено более чем на 13 млн. руб. серебряной
монеты, главным источником выпуска которой
был передел старых, изымаемых из обращения
монет. Доходы от чеканки монеты поступали
в приказ Большой казны. Эти доходы, также
как и собиравшиеся Ратушей, как правило
использовались на военные нужды. Прибыль
от монетного передела сначала давала
огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г.
– 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился
до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал
в 1708 г. до 41,441 рублей. Однако доход был
лишь номинальным, так как количество
денег в обращении не отвечало реально
произведенному товару, что в последствии
привело к росту цен и инфляции (цена русской
монеты упала почти на половину). В конечном
итоге за годы царствования Петра монетная
регалия дала казне около 1/10 части всех
доходных поступлений. Однако возможности
покрытия увеличивающихся расходов доходами
от чеканки неполноценных монет оказались
быстро исчерпанными. К тому же эти действия
сопровождались падением курса рубля
и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное
увеличение казны.
Так как выпуск наличных денег не привел
к значительному увеличению поступлений
доходов в казну, главным источником покрытия
колоссальных расходов государства оставались
налоги. При Петре I они достигли невиданных
размеров. Их общее число было доведено
до 30-40, резко увеличились и сами ставки
налогов. Это были прямые, обыкновенные
косвенные и чрезвычайные налоги. Для
пополнения казны была учреждена Ближняя
канцелярия, в которую все приказы и Ратуша
обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять
отчеты о всяких окладных и неокладных
приходах и расходах, роспись государственных
доходов и расходов стала составляться
каждый год. В 1704г. был образован специальный
штат «прибыльщиков», в обязанность которых
входило придумывание новых налогов. Так
появились поземельный, посаженный, ледокольный,
водопойный, погребной, трубный, с мостов
и переправ, с клеймения платьев, шапок
и сапог, с квасных напитков, с варки пива,
с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи
свечей и конских кож и т. д.
Крупные вливания в государственный бюджет
дала замена подворного подушным обложением
податного населения, чрезвычайно усилившая
крепостничество. Для чего в ноябре 1718
г. указано было «чтоб правдивые принесла,
сколько у кого в которой деревне душ мужска
пола». Несмотря на решительное нежелание
помещиков делить доходы от использования
труда прикрепленных к земле крестьян
с государством, подготовительная работа
по введению подушной подати через 6 лет
была закончена. От податей освобождалось
дворянство и духовенство. Перепись населения
в 1719-1724 гг. выявила почти 5.5 миллионов
ревизских душ мужского пола - помещичьих
крестьян и посадских людей ( купцов, ремесленников).
Впервые налогоплательщиками также стали
дворовые (холопы), свободные (гулящие
люди), государственные крестьяне. Выросшие
почти вчетверо государственные доходы
наполовину были обязаны сбору именно
подушной подати. Размер подушной подати
определялся исходя из потребностей содержания
войска и данных переписи и был установлен
в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен
до 70 коп. Взамен владельческих податей
государственные крестьяне должны были
платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели
по 1 рублю 20 коп. Переход к подушной подати,
несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес
казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом
переходящего остатка средства казны
увеличились на треть по сравнению с 1720-1723
гг. и составили 10 млн. руб. На практике
«подушина» обнаружила немало отрицательных
черт: единую норму налога должны были
платить крестьяне, работающие в разных
по природно-климатическим и хозяйственным
условиям районах, наличные трудоспособные
работники платили за беглых и больных,
стариков и детей, а также умерших между
ревизиями – «ревизских душ». Косвенные
налоги обеспечивали до 40% доходной части
казны. Наряду с косвенными сборами широко
практиковались и прямые налоги: рекрутский,
драгунский, корабельный и др. В 1708г. было
учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего
было территориальное распределение военных
и иных расходов. С 1715г. губернии делились
на доли по 5536 дворов или около того, «как
удобнее по расстоянию места». В соответствии
с количеством долей производилась разверстка
по губерниям государственных повинностей.
Управителем каждой доли (кроме дел городского
управления) назначался особый ландрат.
С ландратов, высылавших меньше предусмотренного
окладом, жалование взыскивалось обратно.
На созданный в 1711 г. Правительствующий
Сенат были возложены задачи высшего распоряжения
и надзора за управлением, в первую очередь
финансовым. Тем же указом было определено
«учинить фискалов во всяких делах». Доносительство
было прямой служебной обязанностью фискалов
всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было
образовано 9 коллегий. Денежными делами
ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение
всех государственных приходов и расходов
было возложено на Ревизион-коллегию,
Штат-контора занималась расходами и предоставляла
ежегодно генеральный экстракт, где «на
одной странице все доходы кратко означены…а
на другой странице листа все расходы
… також вкратце объявлены быть имеют».
Однако действия отдельных коллегий и
канцелярий не были согласованы, что вызывало
массу неувязок.
Право налагать подати согласно Регламенту
имел право только Сенат, а Камер-коллегия
должна была выдвигать предложения и высказывать
свое мнение по соответствующим проектам.
В 1719 г. были произведены реформы в местном
управлении. Губернии теперь делились
на провинции, заменившие ландратские
доли. Во главе провинций были поставлены
воеводы, которым подчинялись земские
камериры, ответственные за сбор казенных
доходов.
За сорок лет царствования Петра объем
средств в распоряжении государства с
учетом двукратного падения покупательной
способности рубля увеличился как минимум
в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным
подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить
поступления таможенных и кабацких сборов,
и давшим возможность эксплуатации монетной
регалии. Однако хозяйственный рост существенно
замедлился с началом Северной войны,
и последующие два десятилетия прошли
в напряженных, разорительных для хозяйства
и, в конечном итоге, малоуспешных поисках
выхода из финансового кризиса. Хотя в
последние годы Северной войны была воссоздана
централизованная система управления
финансами и преобразован местный административный
аппарат, только в самом конце правления
Петра с введение подушной подати финансы
России получили прочное основание.
5. Реформа промышленности и торговли.
В XVII веке была осознана идея коренного подъема производительных сил страны как необходимого условия обогащения казны, что и легло в основу экономической политики Петра. В решении этой задачи Петр I лично контролировал разработку полезных ископаемых, оснащение предприятий техникой и новыми орудиями производства, развитие земледелия, скотоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства, обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для армии и флота. Познакомившись с Западной Европой, Петр внимательно изучал работу ее фабрик и заводов, особенно таких промышленных центров, как Амстердам, Лондон, Париж. Он познакомился с Западной Европой, когда там в государственном и народном хозяйстве господствовала система, основная мысль которой, как известно, состояла в том, что каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить все им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен ввозить как можно меньше, а вывозить как можно больше. Усвоив себе такой же взгляд по наблюдениям или самобытно, Петр старался завести в России всевозможные производства, не обращая внимания на то, во что обойдется их организация. Петр руководствовался двумя соображениями: 1) Россия не уступает другим странам, а превосходит их обилием разных природных богатств, еще не тронутых и даже не приведенных в известность; 2) разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами. Завести новое полезное производство, шелковицу, виноградарство, отыскать нетронутую доходную статью и разработать ее - это стало главным предметом народнохозяйственных забот Петра. В целях развития новых отраслей промышленности, строительства новых городов, заводов и фабрик Петр I в 1698 году пригласил в Россию иностранных фабрикантов, мастеров и ремесленников7. В 1702 году в Германии был опубликован манифест Петра, приглашавший в Россию иноземных капиталистов, фабрикантов, ремесленников на выгодных условиях. С тех пор начался усиленный прилив в Россию заграничного фабричного и ремесленного люда; иностранцы соблазнились выгодными условиями, какие им предлагались, и точным исполнением данных обещаний со стороны русского правительства. Ни за кем из своих Петр не ухаживал так, как за иностранными мастерами. Одновременно Петр I решал и другую задачу. Под его руководством за границу отправлялись сотни русских людей для обучения важнейшим ремеслам и мастерствам. В результате в продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы были разосланы сотни русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно и, отложив сроки, уезжали, оставляя "учеников без совершенства их науки", возбуждая подозрение, не дают ли они на то присяжного обязательства своим цехам на родине. Петр предписывал Мануфактур-коллегии посылать за границу склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание за границей и всевозможные привилегии. В целях стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства Петр I ввел льготы - казенные субсидии и ссуды, но при этом требовал правильного их расходования на благо российского Отечества. Насмотревшись на приемы и обычаи западноевропейских капиталистов, Петр старался и своих капиталистов приучить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании. До Петра Русь выработала несколько видов или форм соединения промышленных сил. Так, среди крупного купечества обычной формой такого соединения был торговый дом. В дальнейшем Петр I издал указ, запрещающий фабрикантам и заводчикам возвращать беглых крестьян, работающих у них, их хозяевам. Он дал мужику-капиталисту дворянскую привилегию, право владеть землей с крепостным населением. Таким образом, на смену старого боярства теперь рядом с вельможами в табели о рангах становились новые фабриканты и заводчики из числа простого народа.Фабрика и завод при Петре являлись преемниками древнерусского монастыря, подобно последнему, они имели значение нравственно-исправительных учреждений. Целым рядом указов Петр предписывал "виновных баб и девок" отсылать на фабрики и заводы для исправления. В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год). В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% и так далее. Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне). Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.