Реформы Петра I. Реформы местного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 01:26, доклад

Описание работы

Коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало важным явлением в развитии формы государственного единства. В отличие от XVII века с его дробным управлением, Петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….. 3
Первая административная реформа (1699 – 1719)………….……….. 4
1.1 Губернская реформа. …………………………………………………..4
1.2 Реформа управления городов………………………………………….5
2. Вторая административная реформа………………………………………..6
2.1 Губернская реформа………………………….……………………..…6
2.2 Реформа управления городов…………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………9

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра.Доклад.docx

— 28.36 Кб (Скачать)
 

Департамент образования г. Москвы

Управление  образования ЦАО г. Москвы

Средняя общеобразовательная школа №310 “ У чистых прудов ”  
 
 
 
 
 

Доклад 

по истории

На тему: “  Реформы Петра I. Реформы местного управления ” 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

Ученик 10 “В” класса

Школы №310

Журавель  Олег

Преподаватель:

Романов Ю. Г.

г. Москва

2012г.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………..  3

  1. Первая  административная реформа   (1699 – 1719)………….………..  4

           1.1 Губернская реформа. …………………………………………………..4

           1.2 Реформа управления городов………………………………………….5

      2. Вторая административная реформа………………………………………..6

     2.1 Губернская реформа………………………….……………………..…6

            2.2 Реформа управления городов…………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Коренное  преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало важным явлением в развитии формы государственного единства. В  отличие от XVII века с его дробным  управлением,   петровская реформа  установила более четкое административно-территориальное  деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские  державы, как, например, Францию, где  новое административное деление  было введено лишь после буржуазной революции.

       Реформа центральных и местных органов  власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана  была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других строго определенными функциями  на всей территории страны. Новые органы управления имели коллегиальный  характер. При этом все члены коллегии - от президента до асессора - были наемными чиновниками, получавшими государственное  жалованье. Такое положение в  свою очередь подразумевало профессионализм  каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему  управлений абсолютной монархии от старой феодальной системы. В новой системе  логика развития чиновной бюрократии начисто отвергала старые порядки. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях  были уже правонарушением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Первая  административная реформа (1699 – 1719)

       Петр I в начале своего царствования пытался  использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль над старой администрацией.

       1.1 Губернская реформа.

       Крупнейшей  административной реформой местного управления было создание губерний  18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о расписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

  1. Московская включала в свой состав 39 городов,
  2. Ингерманландская (позднее С.- Петербургская) - 29 городов (еще два города этой губернии - Ямбург и Копорье были отданы во владение князю Меньшикову),
  3. Киевская губерния - приписано 56 городов,
  4. Смоленская - 17 городов,
  5. Архангелогородская (позднее Архангельская) - 20 городов,
  6. Казанская - 71 городской и сельский населенный пункт,
  7. Азовская губерния, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписных к корабельным делам.
  8. Сибирская  губерния, к которой было приписано 26 городов, "да к Вятке 4 пригорода".

      В 1711 г. группа городов Азовской губернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Воронежской губернией. Губерний стало 9. В 1713 - 1714 гг. число губерний возросло до 11.

Это была первая административная реформа Петра. Она носила

регулярной  армии содержалась на сборы с  населения соответствующей губернии, в пределах которой она будет  расквартирована. Собрать с губернии положенные  сборы и своевременно доставить их в соответствующие  полки — в этом заключалась  главная сущность  административных задач, возложенных на губернатора. К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация  и деятельность суда и полиции. Кроме  этого губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

     Петр  сделал попытку ввести в строй  губернского управления коллегиальное  и избирательное начала. При губернаторе  был образован совет “ландратов” (8—12 советников), который должен был  избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила это начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором, который подбирал нужных себе людей. Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

     1.2 Реформа управления городов.

     Петровские  реформы коснулись также и  устройства управления торгово-промышленным населением городов. В фискальных интересах (увеличение сбора налогов) и в  целях предоставления больших прав  купечеству в 1699 г. была проведена городская  реформа. Целью реформы являлось улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации.

     В городах стали формироваться  органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение избираемых посадскими людьми бурмистров. Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных (таможенных, питейных и др.) налогов с городского населения. Бурмистерская палата (с ноября 1699 г. — Ратуша), в которой заседали бурмистры из крупного московского купечества, выходила с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вроде Министерства городов и городских сборов. Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистерской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая городская реформа Петра.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Вторая  административная реформа.

     Годы  правления Петра I отличаются его  постоянными попытками вызвать  к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.  

     2.1 Губернская реформа.

     С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления

     11 губерний делились на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние - воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д

     Провинции делились на округа — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний.

     В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось  уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа  губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению  в принципе провинций, созданных  в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в  некоторых губерниях провинции  сохранились.

     С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати. Для  сбора подушного налога учреждается  институт выборных на 1 год местным  дворянским обществом новых земских  комиссаров. Это была вторая после  ландратов попытка петровского  законодательства повысить в местном  управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом (не желанием участвовать в общественной жизни) местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления.

     Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала  и сельская поземельная община —  субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов). В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей — лесных, земельных, сенокосных и т.п.). Наиболее четко проявилась двойственность общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой — как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.  

      2.2 Реформа управления  городов.

       В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России». Он возглавил органы самоуправления всей страны. В Москве и других городах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов. Вице-президентом Главного магистрата был назначен богатый купец И. Исаев. Магистраты, состоявшие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором налогов и судом над горожанами, должны были “содержать в своем смотрении полицию”, что подразумевало тогда не только обеспечение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое.

       Магистраты  были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась  почти полным отсутствием собственных  средств. При Петре I города не имели  источников дохода, так как сборы  с лавок, пристаней, бань, харчевен и  прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную  казну. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались  долговечными и были упразднены лишь в 1864 г. судебной реформой.  

       По  регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало  делиться на регулярных граждан и  «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:

первая  гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера; 
вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

       Гильдии управлялись гильдейскими сходами  и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу  создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья  и ученики, руководимые старшинами.  Все остальные горожане в гильдии  не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди  них беглых крестьян и возвращения  их на прежние места проживания. Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.

Информация о работе Реформы Петра I. Реформы местного управления