Реформы Петра I и их историческое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Изучение военного прошлого нашей Родины является одной из важнейших задач исторической науки. Военная мощь государства, как известно, определяется уровнем экономического развития страны. Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Содержание

Введение
1. Военные реформы Петр I стр2
2. Реформа государственного управления стр4
3. Реформа сословного устройства стр6
4. Церковная реформа стр8
5. Экономические преобразования стр10
6. Реформы в области культуры и быта стр13
7. Заключение стр15
8. Список используемой литературы стр17

Работа содержит 1 файл

история отечества.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 
 

Содержание.

Введение

  1. Военные реформы Петр I                                                                    стр2
  2. Реформа государственного управления                                         стр4
  3. Реформа сословного устройства                                                       стр6
  4. Церковная реформа                                                                             стр8
  5. Экономические преобразования                                                     стр10
  6. Реформы в области культуры и быта                                              стр13
  7. Заключение                                                                                            стр15    
  8. Список используемой литературы                                                   стр17

ВВЕДЕНИЕ

Изучение военного прошлого нашей Родины является одной  из важнейших задач исторической науки. Военная мощь государства, как  известно, определяется уровнем экономического развития страны. Ничто так не зависит  от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Превращение постоянной армии в регулярную и строительство  флота происходило в период укрепления феодально-абсолютистского государства. Главной целью военных реформ, проведенных в начале XVIII века, было приспособление армии к новым историческим условиям, превращение ее в послушное орудие правящего класса.

Петровские реформы  приковывают наше внимание, т. к. они стали навсегда синонимом Перелома. Применяя единственно возможные в тех условиях чрезвычайные меры, Петр в короткий срок сумел достичь значительных и впечатляющих результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Военные реформы

Военные реформы  занимают особое место среди Петровских преобразований.

Сущность военной  реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и

организации боеспособной постоянной армии с единообразной  структурой,

вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на

Плещеевом озере, около  Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг.

Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это  время. В казне не было необходимых  средств, и строительство флота  поручалось так называемым "кумпанствам"(компаниям) – объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное

внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга

строительство кораблей ведется почти исключительно  там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Кардинальным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был

положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально

организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная,

фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных  реформ Петра Великого заключаются  в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

-  создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

    

2. Реформа государственного  управления.

 

Из всех преобразований Петра центральное положение  занимала именно эта реформа. Старый приказной аппарат был не в  состоянии справиться с

усложнившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась  к

формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года начинается ломка старых учреждений и замена их новыми. В

результате к концу  первой четверти XVIII века складывается следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по

принципу служебной  пригодности. В порядке осуществления  исполнительной власти Сенат издавал  постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был  поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции “ока и уха государева”. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система

фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило

донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных  лиц и нарушении ими “казенного интереса”.

В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-

коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая

несколько позднее, - дворянским землевладением. К ним  добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,

департаментов, приказов, которые ведали чётко определёнными  вопросами, Одна из них - ведавшая службой и производством в чины дворян – Герольдмейстерская контора. Преображенский приказ и Тайная канцелярия ведали делами о государственных преступлениях; Академия наук подчинялись непосредственно Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на

местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

При губернаторах состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские

комиссары, помогавшие им в управлении общим советом  и в уездах. В губерниях действовали новые “надворные суды”. Петру не удалось установить в управлении губерниями однородный порядок, поэтому при нём и после его смерти в местном управлении господствовал некоторый хаос.

Вся эта сложная  система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

    

3. Реформа сословного  устройства

3.1. Служивое сословие

Борьба со шведами  требовала устройства регулярной армии  и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с низших чинов.

Все прежние разряды  служивых людей были соединены вместе, в одно сословие -шляхетство. Все  нижние чины (как знатные, так и из “простого люда”) одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были распределены на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться высшую должность и занять высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки

Преображенский и  Семёновский.

Пётр требовал, чтобы  дворяне обязательно учились  грамоте и математике, а

необученных дворян лишал права жениться и получить офицерский чин. Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передаче сыновьям (закон “О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробовало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

3.2. Городское сословие (посадские  и городские люди)

До Петра городское  сословие составляло очень малочисленный  и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными

Информация о работе Реформы Петра I и их историческое значение