Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Петр1 родился 30 мая 1672 года. Его рождение окружено роем легенд. Царь Алексей был очень рад рождению сына. Его мать Наталья Кирилловна Нарышкина (враги говорили, что прежде, чем стать царицей, она "в лаптях ходила"), являлась второй женой Алексея.

Содержание

1.Реформы государственного управления
2.Областная реформа
3.Судебная реформа
4.Контроль над деятельностью государственных служащих
5.Реформы армии и флота
6.Церковная реформа
7.Вероисповедная политика
8.Финансовая реформа
9.Преобразования в промышленности и торговле
10.Реформа самодержавия
11.Внешняя политика
12.Дворянство
13.Крестьянство
14. Городское население
15.Преобразования в сфере культуры
16.Образование
17.Примечания

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 155.00 Кб (Скачать)


План

1.Реформы государственного управления

2.Областная реформа

3.Судебная реформа

4.Контроль над деятельностью государственных служащих

5.Реформы армии и флота

6.Церковная реформа

7.Вероисповедная политика

8.Финансовая реформа

9.Преобразования в промышленности и торговле

10.Реформа самодержавия

11.Внешняя политика

12.Дворянство

13.Крестьянство

14. Городское население

15.Преобразования в сфере культуры

16.Образование

17.Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Петр1 родился 30 мая 1672 года. Его рождение окружено роем легенд. Царь Алексей был очень рад рождению сына. Его мать Наталья Кирилловна Нарышкина (враги говорили, что прежде, чем стать царицей, она "в лаптях ходила"), являлась второй женой Алексея.

С рождением Петра вражда, между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из узко семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 года официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем

не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол).

В январе 1676 года царь Алексей умирает. На престол вступил Федор, но власть в делах еще некоторое время остается в руках Нарышкиных, а управление делами в руках Милославских, т.е. правил представитель одной семейной партии, управлял представитель другой семейной партии. Случилось это потому, что родственники его второй жены были ближе к царю и делам в последние годы жизни Алексея. Однако скоро Милославские взяли верх. Но со смертью Федора 27 апреля 1682года восторжествовали снова Нарышкины.

Помимо старшего, больного и неспособного Ивана царем был избран младший брат, царевич Петр. Опека над ним отдана его матери. Артамон Сергеевич Матвеев еще не вернулся из ссылки, братья царицы не имели опыта в управлении делами, по этому новое правительство было слабо. Чем и воспользовались их враги. Заговор возглавила царевна Софья.

15 мая произошел стрелецкий бунт. Причиной послужило сообщение о том, что изменники задушили царя Ивана. В результате бунта стрельцами были убиты все сторонники Нарышкиных: (Матвеев, он только что вернулся из ссылки, князь Ромодановский, Аф. Кир. и Ив. Кир. Нарышкины, Юр. Ал. Долгорукий, Ив. Макс. Языков). Причем, Матвеева стрельцы схватили на глазах царицы и маленького Петра (рассказывали, что даже выхватили из их рук) и рассекли на части. Петр и его мать были потрясены смертью родных, ужасами резни и оскорблениями, которые получили они от стрельцов. Наталья удалилась от дел, т.к. представительницей власти стала Софья (В те дни Наталье Кирилловне даже грозили "выгнать из дворца").

Завладев властью, Софья и ее сторонники узаконивают ее при помощи все тех же стрельцов. Стрельцы бьют челом о том, чтобы царствовал не один Петр, а оба брата. Боярская дума и высшее духовенство, опасаясь нового выступления стрельцов, 26 мая провозгласила первым царем Ивана, вторым - Петра. Стрельцы опять бьют челом, чтобы, по молодости царей, правление было поручено Софье. 29 мая Софья согласилась править.

Будучи царем, Петр в то же время находился под опалой и с матерью должен был жить в потешных селах. Такое грустное положение лишало Петра возможности получить достойное образование, но освобождало от придворного этикета и давало огромную свободу. Свое время он тратит, исключительно, на военные "потехи". Беспрепятственно он создает "потешные войска",

По выражению С.М.Соловьева, из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром.

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро. Мать согласилась на отъезд Петра и в Переяславле он строит суда с помощью мастеров-голландцев. В это время ничего его не интересовало кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел семнадцатый год, он был очень развит и физически и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских. Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое учение и забавы для политики.

Чтобы остепенить сына, мать женит его на Евдокии Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 года он был вызван матерью в Москву потому, что неизбежна была борьба с Милославскими.

И Петр начал показывать свою власть. В июле он запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля он едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумался арестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого.

К началу августа отношения были до такой степени натянуты, что все ждали открытого разрыва, который произошел с отъездом Петра и его двора в Лавру. Туда съехались все Нарышкины, все сторонники Петра, знатные чиновные лица; явилась и вооруженная сила - потешные и Сухарев стрелецкий полк.

В эти дни решилась участь Софьи и ее сторонников. О своих намерениях Петр пишет письмо брату Ивану: "Теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам Богом врученное нам царство править самим, понеже пришли есмы в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами, в титлах и в расправе дел быти не изволяем…Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас".

Осенью 1689 г. кончилось правление Софьи. Цари стали править без опеки или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр со своими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, не чувствует вкуса к власти и по этому он отдает ее другим.

В эти годы он окончательно сблизился с иноземцами. Прежде они являлись около него как учителя и мастера, необходимые для устройства потех, и только. Ближе к Петру были шотландец Патрик Гордон, в то время уже генерал русской службы, и швейцарец Франц Лефорт, полковник русской службы. Преимущественно через них он знакомится с бытом немецкой слободы. Петр нашел там и предмет сердечного увлечения - дочь виноторговца Анну Монс.

С увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра. В 1690 году он провел большие маневры в селе Семеновском, в 1691 году - большие маневры под Пресбургом. В 1692 году провел спуск корабля, куда съехался весь московский двор. В 1694 году его мать, царица Наталья, умерла. Петр стал вполне самостоятельным. В этом же году затевается флот на Белом море. Царь уже не тешится, а работает.

Реформы государственного управления

См. также статьи: Сенат (Россия), Коллегии (Российская империя).

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.

Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.

Камер-коллегия — сбор доходов государства.

Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).

Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.

Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.

Областная реформа

Основная статья: Областная реформа Петра I

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа.

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.

Информация о работе Реформы Петра 1