Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:58, реферат

Описание работы

Армия в России всегда была в центре жизни страны, достаточно вспомнить эпоху дворцовых переворотов, когда гвардейские полки по-сути решали вопрос о преемственности власти. И правитель мог захватить власть, понравившись гвардии.

Работа содержит 1 файл

4 тема реформы петра 1.docx

— 37.55 Кб (Скачать)

Военная реформа  Александра 2 

Общая суть реформы. 

При восхождении  на престол Александр 2 столкнулся с  необходимостью проведения военных  преобразований в России, которые  были раскрыты в ходе Крымской войны. Подробно разработанный план военной  реформы Милютин представил царю уже 15.01.1862 г., спустя два месяца после своего назначения. Перед военным министром стояли две взаимоисключающие, казалось задачи: сократить военные расходы и в то же время усилить боевую мощь армии. 

Он полагал, что  сможет достичь этих целей путем  преобразования военной администрации  и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был дорогостоящим  и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы приводила  к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и приходилось  поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока службы можно  было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное время содержать  меньшую армию. 

Кроме этого, он предложил  ряд других насущно необходимых  преобразований. Армия нуждалась  в улучшении подготовки офицеров (в то время только четверть офицеров имели военное образование), а  также порядка назначения на командные  должности. Одним из вопросов доклада  была реорганизация системы военного образования. 

Важнейшей проблемой  реформ являлось перевооружение армии. 

Большое внимание в  докладе уделялось необходимости  реорганизации военного управления и созданию местных органов управления - военных округов. 

Реформы в области  организации, комплектовании армии  и управлении войсками. 

Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой  кадровой армии, которая, при необходимости  могла быть быстро увеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течение всей военной  реформы. 

Уже в 1862 г. Военное  министерство предприняло ряд мер  по сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой” части - этапных  команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи (83 тыс. чел.). 

В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены  меры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы  военной организации по следующим  направлениям: 

Превратить резервные  войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск  и освободив их от обязанности  обучать в военное время рекрут. 

Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив  их достаточными кадрами. 

Всех заштатных  “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время считать  в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей. 

Сформировать для  мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную  службу, расформировав батальоны  внутренней службы. 

Были установлены  следующие штатные составы полков: военного времени (по 900 ряд. в батальоне), усиленный мирный (по 680 ряд. в батальоне), обыкновенный мирный (по 500 ряд. в батальоне ) и кадровый мирный ( по 320 ряд. в батальоне). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий ( 40 армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских ). Дивизия состояла из 4 полков, полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот. 

Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47 артиллерийских бригад ( по числу дивизий ), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конно-артиллерийских бригад по 2 батареи. 

Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских, 20 драгунских, 16 уланских и 16 гусарских ), составлявших 10 кавалерийских дивизий. 

Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных полубатальонов. 

К действующим войскам  относились крепостные полки и батальоны, а также 54 крепостных артиллерийских роты. 

К местным войскам  с 1864 г. стали относиться как резервные  ( выполняющие теперь роль функции запасных войск ), так и войска внутренней службы ( губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды ). 

Однако новая система  организации войск содержала  и ряд недостатков: 

Организация пехоты сохранила деление на линейные и  стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было). 

Артиллерийские бригады  не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия. 

Из 3-х бригад кавалерийских  дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских держав была вооружена пистолетами. 

Основным преобразованием  в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная система. 

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам”. В основе этого документа лежали следующие положения: 
 

Уничтожить деление  в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать  дивизию. 
 

Разделить территорию всего государства на несколько  военных округов. 
 

Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведывание  всеми местными военными учреждениями. 

Таким образом, Милютин предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление, и устранялся существенный недостаток - крайняя централизация управления в министерстве. 

В соответствии с  этим указывалось на необходимость  создания 15 военных округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань), Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск). 

Структура главного окружного управления должна была включать в себя: Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское управление, Инженерное управление и  Врачебно-госпитальное управление. 

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский. 

В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных  округах”, на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все  расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким  образом, он становился единоличным  начальником, а не инспектором, как  это планировалось раньше (при  этом все артиллерийские части в  округе подчинялись непосредственно  начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений. 

В результате организации  военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию  Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства  и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии  в случае войны, при их наличии  стало возможно приступить к составлению  мобилизационного расписания. 

Уже в 1862 г. были созданы  два главных управления: артиллерийское и инженерное. Эти главные управления по-прежнему возглавлялись лицами императорской  фамилии. 

В 1863 г. была произведена  реорганизация департамента генерального штаба. Он был объединен с военно-топографическим  депо и Николаевской академией генерального штаба, с наименованием его главным  управлением генерального штаба. 

В связи с введением  военно-окружной системы, в 1866 г. главное  управление генерального штаба и  инспекторский департамент были объединены в одно управление под  названием Главный штаб. Он состоял  из шести отделений, азиатской и  судовой части, при Главном штабе  находился военно-топографический  отдел, и Главному штабу была непосредственно  подчинена Николаевская академия генерального штаба. 

В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1 января 1869 г. было введено Положение  о Военном министерстве, согласно которого оно состояло из императорской  Главной квартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также управления генерал - инспектора кавалерии и  инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых. 

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся  главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении  военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель. 

Военный совет также  претерпел изменения. Как состав, так и его функции были расширены. Помимо решения законодательных  и хозяйственных вопросов, военному совету подведомственно также и  инспектирование войск. При нем  состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и  военно-тюремный. 

Главному артиллерийскому  управлению подчинялись непосредственно  артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет, который ведал обсуждением  вопросов, касающихся теории, техники  и практики артиллерии и ручного  оружия, новых изобретений в этой области и распространением научных  знаний среди офицеров артиллерии. Начальник главного артиллерийского  комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру (великому князю Михаилу Николаевичу). 

По новому штату  состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно  сократился и объем переписки. Как  положительное можно отметить и  тот факт, что военный министр  сосредоточил в своих руках все  нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к. начальники военных округов  зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное  командование вооруженными силами. 

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и  ряд других слабых сторон: 

Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места. 

Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти. 

Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных  войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии. 

Одним из направлений  в военной реформе являлась военно-судебная реформа. Основной причиной её внедрения  было стремление приспособить военные  суды к разбору дел, связанных  с революционным движением в  армии. 

15 мая 1867 г. был  принят проект военно-судебного  устава, на основании которого  устанавливались три рода военно-судебных  инстанций: полковые суды, военно-окружные  суды и главный военный суд. 

Полковые суды учреждались  в каждом полку. Он состоял из 3-х  человек: председателя - штаб-офицера  и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суда назначался командиром полка и  рассматривал дела, аналогичные мировому суду (о нижних чинах). Дела слушались  по приказу командира полка и приговор утверждался командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал состязательность. 

Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему были подведомственны все  дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках военного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс судопроизводства предполагал состязательность. 

Главный военный  суд создавался при Военном министерстве, в качестве “верховного кассационного  суда”. Председатель и члены суда назначались из генералов непосредственно  царем. Функции главного военного суда заключались в следующем: обсуждение дел в связи с кассационными  жалобами и протестами, рассмотрение дел о пересмотре приговоров по вновь  открывшимся обстоятельствам, решения  о передаче суду лиц в генеральском звании, обсуждение законодательных  вопросов, наложение дисциплинарных взысканий на лиц военно-судебного  ведомства. 

Информация о работе Реформы Петра 1