Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:58, реферат
Армия в России всегда была в центре жизни страны, достаточно вспомнить эпоху дворцовых переворотов, когда гвардейские полки по-сути решали вопрос о преемственности власти. И правитель мог захватить власть, понравившись гвардии.
Военная реформа
Александра 2
Общая суть реформы.
При восхождении
на престол Александр 2 столкнулся с
необходимостью проведения военных
преобразований в России, которые
были раскрыты в ходе Крымской войны.
Подробно разработанный план военной
реформы Милютин представил царю уже
15.01.1862 г., спустя два месяца после своего
назначения. Перед военным министром стояли
две взаимоисключающие, казалось задачи:
сократить военные расходы и в то же время
усилить боевую мощь армии.
Он полагал, что
сможет достичь этих целей путем
преобразования военной администрации
и сокращения сроков службы. Громоздкий
аппарат управления был дорогостоящим
и малоэффективным. А чрезмерная
продолжительность службы приводила
к тому, что армия имела незначительные
призывные резервы, и приходилось
поддерживать крупный постоянный контингент.
С сокращением срока службы можно
было бы иметь в запасе больше подготовленных
людей и в мирное время содержать
меньшую армию.
Кроме этого, он предложил
ряд других насущно необходимых
преобразований. Армия нуждалась
в улучшении подготовки офицеров
(в то время только четверть офицеров
имели военное образование), а
также порядка назначения на командные
должности. Одним из вопросов доклада
была реорганизация системы военного
образования.
Важнейшей проблемой
реформ являлось перевооружение армии.
Большое внимание в
докладе уделялось
Реформы в области
организации, комплектовании армии
и управлении войсками.
Осуществление основной
цели Милютина - создание небольшой
кадровой армии, которая, при необходимости
могла быть быстро увеличена за счет
призыва обученных людей из запаса,
продолжалось в течение всей военной
реформы.
Уже в 1862 г. Военное
министерство предприняло ряд мер
по сокращению численного состава армии,
главным образом за счет сокращения
ее “не боевой” части - этапных
команд, рабочих рот, корпуса внутренней
стражи (83 тыс. чел.).
В докладе Военного
министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены
меры преобразования всей военной системы,
создания более рациональной системы
военной организации по следующим
направлениям:
Превратить резервные
войска боевой резерв, обеспечить пополнение
ими состава действующих войск
и освободив их от обязанности
обучать в военное время
Подготовку рекрут
возложить на запасные войска, обеспечив
их достаточными кадрами.
Всех заштатных
“нижних чинов” резервных и запасных
войск, в мирное время считать
в отпуску и призывать в военное. Рекрутами
пополнять убыль в действующих войсках,
а не формировать из них новых частей.
Сформировать для
мирного времени кадры запасных
войск, возложив на них гарнизонную
службу, расформировав батальоны
внутренней службы.
Были установлены
следующие штатные составы
Артиллерия делилась
на конную и пешую. Пешая состояла из 47
артиллерийских бригад ( по числу дивизий
), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная
артиллерия состояла из 4 гвардейских
конных батарей и 7 конно-артиллерийских
бригад по 2 батареи.
Кавалерия состояла
из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских,
20 драгунских, 16 уланских и 16 гусарских
), составлявших 10 кавалерийских дивизий.
Инженерные войска
состояли из 11 саперных батальонов и 6
понтонных полубатальонов.
К действующим войскам
относились крепостные полки и батальоны,
а также 54 крепостных артиллерийских
роты.
К местным войскам
с 1864 г. стали относиться как резервные
( выполняющие теперь роль функции запасных
войск ), так и войска внутренней службы
( губернские батальоны, уездные, местные
этапные и конвойные команды ).
Однако новая система
организации войск содержала
и ряд недостатков:
Организация пехоты
сохранила деление на линейные и
стрелковые роты (при одинаковом вооружении
смысла в этом не было).
Артиллерийские бригады
не были включены в состав пехотных
дивизий, что отрицательно влияло на
их взаимодействия.
Из 3-х бригад кавалерийских
дивизий (гусарской, уланской и драгунской),
только драгунские были вооружены карабинами,
а остальные не имели огнестрельного
вооружения, в то время, как вся кавалерия
европейских держав была вооружена пистолетами.
Основным преобразованием
в области реорганизации
В мае 1862 г. Милютин представил
Александру II предложения под заглавием
“Главные основания предполагаемого
устройства военного управления по округам”.
В основе этого документа лежали следующие
положения:
Уничтожить деление
в мирное время на армии и корпуса,
высшей тактической единицей считать
дивизию.
Разделить территорию
всего государства на несколько
военных округов.
Во главе округа
поставить начальника, на которого
возложить надзор за действующими войсками
и командование местными войсками,
а также поручить ему заведывание
всеми местными военными учреждениями.
Таким образом, Милютин
предложил создать территориальную, окружную
систему, при которой снабжение и материально-технические
функции возлагались на штаб округа, а
оперативное командование сосредоточивалось
в руках дивизионных командиров. Новая
система заметно упрощала военное управление,
и устранялся существенный недостаток
- крайняя централизация управления в
министерстве.
В соответствии с
этим указывалось на необходимость
создания 15 военных округов: Финляндского,
С - Петербургского, Балтийского (Рига),
Северо-Западного (Вильно), Царства Польского,
Юго-Западного (Киев), Южного (Одесса), Московского,
Харьковского, Верхневолжского (Казань),
Нижневолжского (Саратов), Кавказского
(Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского
(Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск).
Структура главного
окружного управления должна была включать
в себя: Общее командование и штаб,
Окружное интендантство, Артиллерийское
управление, Инженерное управление и
Врачебно-госпитальное управление.
Уже летом 1862 г. вместо
Первой армии были учреждены Варшавский,
Киевский и Виленский военные округа а
в конце 1862 г. - Одесский.
В августе 1864 г. было
утверждено “Положение о военных
округах”, на основании которого Командующему
войсками округа подчинялись все
расположенные в округе воинские
части и военные учреждения, таким
образом, он становился единоличным
начальником, а не инспектором, как
это планировалось раньше (при
этом все артиллерийские части в
округе подчинялись непосредственно
начальнику артиллерии округа). В пограничных
округах на Командующего возлагались
обязанности генерал-губернатора и в его
лице сосредотачивалась вся военная и
гражданская власть. Структура окружного
управления осталась без изменений.
В результате организации
военных округов создалась
Уже в 1862 г. были созданы
два главных управления: артиллерийское
и инженерное. Эти главные управления
по-прежнему возглавлялись лицами императорской
фамилии.
В 1863 г. была произведена
реорганизация департамента генерального
штаба. Он был объединен с военно-
В связи с введением
военно-окружной системы, в 1866 г. главное
управление генерального штаба и
инспекторский департамент были
объединены в одно управление под
названием Главный штаб. Он состоял
из шести отделений, азиатской и
судовой части, при Главном штабе
находился военно-
В 1868 г. преобразование
Военного министерства было закончено,
и с 1 января 1869 г. было введено Положение
о Военном министерстве, согласно
которого оно состояло из императорской
Главной квартиры, военного совета,
главного военного суда, канцелярии Военного
министерства, Главного штаба и семи
главных управлений (интендантское,
артиллерийское, инженерное, военно-медицинское,
военно-учебных заведений, военно-судовое,
иррегулярных войск), а также управления
генерал - инспектора кавалерии и
инспектора стрелковых батальонов и комитета
о раненых.
Права военного министра
были значительно расширены. Он являлся
главным начальником всех отраслей
военно-сухопутного управления, однако
по ряду вопросов, находившихся в ведении
военного совета, руководил не единолично,
а лишь как его председатель.
Военный совет также
претерпел изменения. Как состав,
так и его функции были расширены.
Помимо решения законодательных
и хозяйственных вопросов, военному
совету подведомственно также и
инспектирование войск. При нем
состоял ряд комитетов: военно-кодификационный,
по устройству и образованию войск,
военно-учебный, военно-госпитальный и
военно-тюремный.
Главному артиллерийскому
управлению подчинялись непосредственно
артиллерийская академия и училища.
При нем состоял артиллерийский
комитет, который ведал обсуждением
вопросов, касающихся теории, техники
и практики артиллерии и ручного
оружия, новых изобретений в этой
области и распространением научных
знаний среди офицеров артиллерии.
Начальник главного артиллерийского
комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру
(великому князю Михаилу Николаевичу).
По новому штату
состав Военного министерства был уменьшен
на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно
сократился и объем переписки. Как
положительное можно отметить и
тот факт, что военный министр
сосредоточил в своих руках все
нити военного управления, однако войска
не находились в полном его подчинении,
т.к. начальники военных округов
зависели непосредственно от царя,
который и возглавлял верховное
командование вооруженными силами.
Вместе с этим
организация центрального военного
управления содержала в себе и
ряд других слабых сторон:
Структура Главного
штаба была построена таким образом,
что функциям собственно генерального
штаба отводилось немного места.
Подчинение главного
военного суда и прокурора военному
министру означало подчинение судебных
органов представителю
Подчинение лечебных
заведений не главному военно-медицинскому
управлению, а начальникам местных
войск, отрицательно влияло на постановку
лечебного дела в армии.
Одним из направлений
в военной реформе являлась военно-судебная
реформа. Основной причиной её внедрения
было стремление приспособить военные
суды к разбору дел, связанных
с революционным движением в
армии.
15 мая 1867 г. был
принят проект военно-
Полковые суды учреждались
в каждом полку. Он состоял из 3-х
человек: председателя - штаб-офицера
и 2-х членов - обер-офицеров. Состав
суда назначался командиром полка и
рассматривал дела, аналогичные мировому
суду (о нижних чинах). Дела слушались
по приказу командира полка и приговор
утверждался командиром полка. Процесс
судопроизводства в полковых судах исключал
состязательность.
Военно-окружные суды
создавались при военных
Главный военный
суд создавался при Военном министерстве,
в качестве “верховного кассационного
суда”. Председатель и члены суда
назначались из генералов непосредственно
царем. Функции главного военного суда
заключались в следующем: обсуждение
дел в связи с кассационными
жалобами и протестами, рассмотрение
дел о пересмотре приговоров по вновь
открывшимся обстоятельствам, решения
о передаче суду лиц в генеральском
звании, обсуждение законодательных
вопросов, наложение дисциплинарных
взысканий на лиц военно-судебного
ведомства.