Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 08:55, контрольная работа
Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Реформы царя –преобразователя охватили все сферы общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие страны.
За четверть века реформы Петра I, позволившие России из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.
Введение………………………………………………………………………3
1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ ...................... 4
1.1 Реформы Петра, их содержание................................................................. 7
2.Значение, результаты и последствия реформ………………………….15
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованных источников……………………………………….18
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления [1].
Вся эта
сложная система органов власти
и управления имела четко выраженный
продворянский характер и закрепляла
активное участие дворянства в осуществлении
своей диктатуры на местах. Но она
одновременно еще больше расширила объем
и формы службы дворян, что вызывало их
недовольство.
Реформа сословного устройства русского общества: Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр добивался распространения среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться [3].
Указами
был установлен порядок, по которому
"родовитость" не принималась
во внимание при назначении на должность
и прохождении службы. И наоборот,
выходцы из народа, наиболее одаренные,
деятельные, преданные делу Петра, имели
возможность получить любой военный или
гражданский чин. Не только "худородные"
дворяне, но и даже люди "подлого"
происхождения выдвигались Петром на
видные государственные должности.
Церковная реформа: Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату [1].
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Петр
осуществил церковную реформу, выразившуюся
в создании коллегиального (синодального)
управления русской церковью. Уничтожение
патриаршества отражало стремление Петра
ликвидировать немыслимую при самодержавии
петровского времени "княжескую"
систему церковной власти. Объявив себя
фактически главой церкви, Петр уничтожил
ее автономию. Более того, он широко использовал
институты церкви для проведения полицейской
политики. Подданные, под страхом крупных
штрафов, были обязаны посещать церковь
и каяться на исповеди священнику в своих
грехах. Священник, также согласно закону,
был обязан доносить властям обо всем
противозаконном, ставшим известным на
исповеди. Превращение церкви в бюрократическую
контору, стоящую на охране интересов
самодержавия, обслуживающую его запросы,
означало уничтожение для народа духовной
альтернативы режиму и идеям, идущим от
государства [1]. Церковь стала послушным
орудием власти и тем самым во многом потеряла
уважение народа, впоследствии так равнодушно
смотревшего и на ее гибель под обломками
самодержавия, и на разрушение ее храмов
[3].
Реформы в области культуры и быта: Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Важные
изменения в жизни страны решительно
требовали подготовки квалифицированных
кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая
школа обеспечить этого не могла [5]. Стали
открываться светские школы, образование
начало приобретать светский характер.
Для этого потребовалось создание новых
учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт,
пришедший на смену старому кирилловскому
полууставу. Для печатания светской учебной,
научной, политической литературы и законодательных
актов были созданы новые типографии в
Москве и Петербурге [1].
Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".
В это
время появились крупные
В этот период написан ряд важных работ
по истории, а созданная Петром I Кунсткамера
положила начало сбору коллекций исторических
и мемориальных предметов и редкостей,
оружия, материалов по естественным наукам
и т. д. Одновременно стали собирать древние
письменные источники, снимать копии летописей,
грамот, указов и других актов. Это было
началом музейного дела в России.
Итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.
В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.
Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I
учредил ассамблеи с
Изменения в быту и культуре, которые произошли
в первой четверти XVIII в., имели большое
прогрессивное значение.
Заслуга Петра заключалась в том, что он дал возможность шире раскрыться гению русского народа, создал условия, при которых веками накопленные знания, опыт и народная мудрость могли дать больший эффект, так как были освобождены от мертвящей опеки церкви и богословия [3].
2. Значение,
результаты и последствия реформ
Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. Эта широта новшеств позволила некоторым историкам, публицистам и журналистам назвать Петровские преобразования революцией. М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый император России был и первым ее революционером…»[7].
Результатом деятельности Петра явилось то, что Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, она была возведена в ранг сильнейших государств мира и из сухопутной страны превратилась в могущественную морскую державу. а сам Петр I стал для многих образцом государя-реформатора.
Создание сильнейшей в Европе
могучей русской регулярной
Но эти успехи были достигнуты
ценой страшного
Заключение
Результат реформаторских начинаний Петра состоял в превращении мало кому известной Московии в Российскую империю. Становление Российской империи сопровождалось внедрением многих новшеств, позволивших России занять достойное ей место среди государств Западной Европы.
Военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его командованием они навеки прославили русское оружие, сокрушив шведскую армию.
Преобразования осуществлялись государственной властью, возглавляемой Петром Великим. Они еще раз подчеркивают огромную роль государства в истории нашей страны и специфические пути ее развития, обусловленные размерами территории и природными условиями.
Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. Под европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального платья, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т. д.[6].
Под европеизацией подразумевается и распространение светского образования в форме Навигацкой школы, школ цифирных и гарнизонных в провинциальных городах, открытой Морской академии, в подготовке к открытию Академии наук.
Реформы Петра укрепили господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Однако классовая направленность преобразований не исключает их громадной общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития.
Петр знал, что если Россию не «поднять», не укрепить ее обороноспособность, стране и народу угрожает потеря независимости [3].
Список
литературы
1. Зуев М.Н. История России IX-XIX века. М.: «Дрофа», 1995.-368 с.
2. С.А. Кислицин. История России в вопросах и ответах. Курс лекций.
Ростов на Дону: Феникс. 1997.-608 с.
Информация о работе Реформы Петра 1. Содержание, характер поведения, результаты