Реформы Петра - I

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Полдное описание всех политических и культурных реформ Петра Первого.

Содержание

Вступление.

1.Предпосылки реформ Петра 1.
2.Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.

3.Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.

4.Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" и "Табель о рангах".

5.Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.

6.Судебная реформа.

7.Военные реформы.

8. Церковная реформа.

9. Культура при Петре 1.

10.Внешняя политика

11.Значение реформ Петра 1.

Работа содержит 1 файл

Рекформы Петра Первого.docx

— 61.36 Кб (Скачать)

Малороссийская  коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью "ограждать  малороссийский народ" от "неправедных  судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей  на Украине. В последние годы существования  основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов  власти.  

Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала  за хлебопашеством, собирала данные о  рынке и ценах, контролировала соляные  промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.  

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.  

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных  средств центральными и местными органами "ради порядочного в  приходе и расходе исправления  и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные  выписки по составленным ими приходным  и расходным книгам и в случае несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.  

 В круг  обязанностей Берг-коллегии входили  вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными  дворами, закупка золота и серебра  за границей, судебные функции  в пределах ее компетенции.  Была создана сеть местных  органов: Московский обер-берг-амт,  Казанский берг-амт, Керченский  берг-амт. Берг-коллегия была объединена  с другой – Мануфактур-коллегией  "по сходству их дел и  обязанностей" и как одно учреждение  просуществовало до 1722г.  

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла  мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной  части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных  заказов, предоставляла различные  льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение  заводов материалами. В отличие  от других коллегий она не имела  своих органов в провинциях и  губерниях.  

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала  за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением  купеческих судов, выполняла судебные функции.  

 С организацией  Главного магистрата (1720г.) вопросы  внутренней и внешней торговли  отошли в его ведение. Функции  Главного магистрата как центрального  учреждения заключались в организации  развития торговли и промышленности  в городах и управление посадским  населением.  

Юстиц -коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью  губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также  надворных судов; действовала как  суд первой инстанции по спорным  делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.  

Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные  споры и тяжбы, оформляла новые  пожалования земель, рассматривала  жалобы на спорные решения по поместным  и вотчинным делам.  

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями  по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).  

Синод был главным  центральным учреждением по церковным  вопросам. Он назначал епископов, осуществлял  финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких  преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения  принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный  государственный аппарат был  призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал  развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли  

 Коллегии  не охватывали всех отраслей  управления. По-прежнему дворцовое,  ямское, строительное, медицинское  дело и некоторые другие находились  в ведении специальных приказов, палат и контор.  

 Поначалу  каждая коллегия руководствовалась  своим регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный  регламент”, определивший их единообразное  организационное устройство и  порядок деятельности.  

Всю пирамиду государственной  власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало  юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен  в своих полномочиях и правах никакими высшими административными  органами власти и управления. Император  обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного  монарха характеризовалась нетерпением  к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры. 

 Власть императора  в такой мере была широка  и сильна, что Петр I преступал  сложившиеся обычаи, касавшиеся  персоны монарха. В толковании  к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г.  провозглашалось: "Его величество  есть самовластный монарх, который  никому в своих делах ответа  дать не должен, но силу и  власть имеет свои государства  и земли яко христианский государь  по своей воле и благомнению  управлять". В Регламенте духовной  коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова  власть есть власть самодержавная,  которой повиноваться сам бог  за совесть повелевает". Монарх  был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим,  в его исключительной компетенции  было объявление войны, заключение  мира, подписание договоров с  иностранными государствами. Монарх  рассматривался как верховный  носитель законодательной и исполнительной  власти.  

 Система государственного  управления, созданая в первой  четверти XVIII в. сохранилась и  после смерти Петра 1. Во второй  четверти XVIII в. в нее вносились  лишь частичные изменения, не  затрагивавшие главных принципов  управления. Наиболее крупные изменения  при преемниках Петра1 были  связаны с созданием Верховного  Тайного совета в 1726 г. и  реформой местного управления  в 1727 г. 

 Реформы местного  управления проводились с целью  укрепления власти дворянства  путем создания на местах бюрократических  учреждений с наделением их  широкими полномочиями. Историческая  литература выделяет три этапа  в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй –  с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая  областная реформа).  

 На первом  этапе произошли незначительные  изменения в системе местного  управления: с созданием Бурмистерской  палаты (1699г.) из ведения воевод  было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены  к воеводскому управлению. Указом  от 18 декабря 1708г. вводится новое  административно-территориальное деление,  по которому необходимо "учинить  8 губерний и к ним расписать  города". Вначале было образованы  Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская  и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены  Нижегородская и Астраханская  губернии, из Смоленской - Рижская  губерния.  

 Во главе  губерний стояли губернаторы,  генерал-губернаторы, которые объединяли  в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы  назначались царскими указами  только из числа близких к  Петру I дворян. У губернаторов  были помощники, контролирующие  отрасли управления: обер-комендант  – военное управление, обер-комиссар  и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.  

 Губерния  делилась на провинции (во главе  – обер-комендант), провинции - на  уезды (во главе - комендант). Коменданты  были подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний  Сенату.  

 В уездах  городов, где не было крепостей  и гарнизонов – органом управления  были ландарты. Местным органам  принадлежала видная роль в  выполнении важнейшей функции  феодально-абсолютистского государства  – поддержании и укреплении  господства дворян. 

 Вторая областная  реформа проводилась на основе  тех преобразований, которые уже  были сделаны. В 1718г. Сенат  установил штаты и номенклатуру  должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано  четкое расписание губерний, провинций  и городов по губерниям и  провинциям. С этого периода деление  на провинции вводится на территории  всей страны.  

 Провинция  становится основной единицей  областного управления. Было создано  50 провинций, которые в свою  очередь делились на округа  – дистрикты. Инструкции возлагали  на губернаторов широкий круг  полномочий (включая прежние), которые  обязывали их осуществлять надзор  за губернскими "камерными  служителями" и земскими судьями,  приводить в действие наказания,  контролировать городское управление.  

 Провинциальные  воеводы подчинялись губернаторам  только по военным делам, в  остальном они были независимы  от губернаторов. Воеводы занимались  розыском беглых крестьян и  солдат, строительством крепостей,  сбором доходов с казенных  заводов, заботились о внешней  безопасности провинций, а с  1722г. осуществляли судебные функции.  Воеводы назначались Сенатом  и подчинялись коллегиям. Камериры  и комиссары являлись органами  Камер-коллегии на местах.  

 Главной особенностью  органов местного управления I четверти  ХVШ в., было то, что они наряду  с административными исполняли  и полицейские функции. В ХVП  в. посадское население находилось  в подчинении приказов и местных  органов власти, но введение в  1681г. стрелецкой подати подчинило  городское население в финансовом  вопросе Стрелецкому приказу.  

 В 1699г.  была проведена городская реформа.  Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими  избами. В их ведении находилась  торгово-промышленное население  городов по части сбора податей,  повинностей и пошлин. Цель реформы  - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.  

 Однако в  20-х гг. ХVШ в. городское управление  принимает форму магистратов.  В 1722-1723гг. были образованы Главный  магистрат и местные магистраты  при непосредственном участии  губернаторов и воевод. Магистраты  подчинялись им в вопросах  суда и торговли. Провинциальные  магистраты и магистраты городов,  входящих в провинцию, представляли  собой одно из звеньев бюрократического  аппарата с подчинением низших  органов высшим. Выборы в магистраты  бурмистров и ратманов были  возложены на губернатора. Иногда  принцип выборности нарушался  и назначение проводились царскими  или сенатскими указами. В обязанности  магистратов входили вопросы  полицейской службы, благоустройство  городов, продажа отписного имущества,  окладные и неокладные сборы,  обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль  за правосудием. 
 
 

Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”. 
 

В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальной земельной собственности  – вотчины и поместья. В 1714 г. был  издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья  должны были идти в военную или  гражданскую службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна сократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать. В 1722 г. Петром I был издан Устав  о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая  удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими  преступлениями и всякий "кто  какое зло умышлять будет" и  те, которые "вспомогали или совет  подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры –  в зависимости от преступления.  

 Государственная  служба регулировалась введенной  в 1722 г. “Табелью о рангах”.  Новый закон разделил службу  на гражданскую и военную. В  нем было определено 14 рангов, которые  служащие должны были проходить  со ступеньки на ступеньку.  Вместо отмененного в 1682 г.  местничества вводился принцип  служебной выслуги. “Табель о  рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. 
 
 
 

Информация о работе Реформы Петра - I