Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:03, контрольная работа
Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) — русский государственный и политический деятель, премьер-министр царской России.
Родился 2 апреля 1862 года в Дрездене. Из старинного дворянского рода, крупный землевладелец (около 8000 десятин в 5 губерниях России).
Московский Государственный Открытый Университет
кафедра Э и У в ДО и Мет
Контрольная работа
по истории экономических учений на тему:
«Реформы П. А. Столыпина»
Выполнил: студент 2 курса,
Специальности 080507,
ФИО Маркина Л.А.
Шифр 2408912
Москва 2010
Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) — русский государственный и политический деятель, премьер-министр царской России.
Родился 2 апреля 1862 года в Дрездене. Из старинного дворянского рода, крупный землевладелец (около 8000 десятин в 5 губерниях России).
Детство провел в имении Середниково в Литве.
В 1881 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, вне программы изучал юриспруденцию.
В 1884 году начал службу в министерстве внутренних дел, женился на правнучке А.В.Суворова - О.Б.Нейдгард, от которой родилось четыре дочери и сын.
В 1885 году, защитив диплом, перешел на службу в министерство земледелия, где занимался систематизацией литературы по сельскому хозяйству.
В 1899 году вновь перешел в МВД и был назначен вначале уездным, а затем губернским предводителем дворянства в Ковно (Польша).
С 1902 года — губернатор Гродно (Белоруссия). Здесь защищал идею создания хуторских хозяйств по немецкому образцу, по его инициативе в Гродно открылись ремесленное, еврейское и женское приходское училища.
В феврале 1903 года получил назначение губернатором в одну из самых неспокойных губерний - Саратовскую.
В 1905 году принял личное участие в подавлении крестьянских бунтов, за что получил благодарность царя. В самом городе распорядился создать "народные клубы" с черносотенными дружинами.
Деятельность Столыпина в качестве саратовского губернатора послужила в I Государственной думе предметом запроса, подписанного тридцатью "трудовиками", который не был рассмотрен Думой. Другой запрос, внесенный тоже "трудовиками", о преследованиях крестьянского союза этой губернии саратовской администрацией во главе со Столыпиным, был рассмотрен, но решение не вынесено.
8 июля 1906 года после роспуска I Государственной думы стал главой Совета министров России (его кабинет получил прозвище "кабинет разгона Думы"), сохранив пост министра внутренних дел. Заявив о своей цели "произвести ряд либеральных преобразований", убеждал, что рассматривает репрессии как временную меру, необходимую для водворения в России спокойствия.
Столыпинский генеральный план по переводу Российской империи в новую эру был в основных его звеньях разрушен. Из оставшихся обломков лишь один закон был принят и введен в действие - закон о землевладении и землеустройстве. Эти законодательные акты и получили название "столыпинской реформы". Фактически речь шла о куда более широком "пакете реформ", связанных внутренней логикой в новый политический курс.
Главными элементами реформы были как преобразование российской деревни - речь идет о более чем 80% населения страны, - так и перестройка государственной машины. Также предполагалось сделать более мирной внешнюю политику России, шире вовлекать в политические и экономические процессы религиозные меньшинства России, которые могли способствовать оживлению коммерческой деятельности, усовершенствовать систему образования и создать всеобщую систему социального обеспечения для городских наемных рабочих.
На выполнение этой программы был отведен короткий и четко определенный период времени - "двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего", после чего, обещал Столыпин, "вы не узнаете нынешней России!". Столыпин впервые обнародовал эти планы в своей речи на открытии Второй Думы в 1907 году.
Среди самых неотложных мер он назвал тогда не только подавление революционного движения, но и разрушение общинного землевладения, а также административные реформы, которые охватили бы выборные городские власти, суды и полицию. За этими мерами должны были последовать реформы в армии и на флоте, уравнение в правах старообрядцев и расширение прав еврейского населения, совершенствование железнодорожной сети, создание системы социального страхования и пенсионного обеспечения, введение (в долгосрочной перспективе) обязательного бесплатного образования, узаконение новых гражданских прав и реформа налогообложения. Очевиден был несгибаемый монархизм Столыпина и его страсть к "закону и порядку".
В 1906 году, в период между роспуском Первой Думы и созывом Второй Думы, столыпинское правительство оформило законодательно основные элементы своей аграрной реформы. Избранная тактика заключалась в том, чтобы однозначно продемонстрировать, что инициатива исходит от правительства, а не от парламентариев, чья благонадежность была поставлена под сомнение.
Большая часть столыпинских указов 1906 года безболезненно воплотилась в аграрный закон 1910 года. К тому времени он уже фактически выполнялся в течение более чем трех лет. Ряд "аграрных" указов начался указами 12 и 27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью последующей их распродажи крестьянам по цене на двадцать процентов ниже рыночной. В октябре было отменено положение, по которому крестьяне обязаны были спрашивать согласия общины на внутрисемейный передел земли и на получение паспорта для выезда из деревни. Также было отменено право земских земельных начальников по собственному усмотрению арестовывать и штрафовать крестьян. 9 ноября вышел самый важный указ в этом пакете - утверждавший права главы каждого крестьянского двора приватизировать общинные земли, находящиеся в его владении. Одновременно утверждалось право требовать объединения разрозненных полосок земли в единый надел (или получать денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить).
Позднее было принято решение, что согласия половины крестьянских дворов было достаточно для отмены передельной общины и перехода всех общинных земель в частную собственность их держателей. Указом от 15 ноября разрешался заклад общинных земель, что открыло новую сферу деятельности для Крестьянского банка, чьи фонды значительно увеличились, а также расширило кредиты, доступные более состоятельным крестьянам. Ряд дополнительных шагов завершал эти реформы. Так, был введен в действие законопроект, согласно которому семейная собственность на землю заменялась индивидуальной частной собственностью. Была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, базирующиеся на целом куске земли, стоящие отдельно от деревни, были официально провозглашены оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Эти хозяйства пользовались льготами, когда проводились земельные продажи государственным Крестьянским банком, когда предоставлялись государственные кредиты и когда приватизировалась общинная земля.
Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования указа от 9 ноября 1906 г. в закон Государственный совет "ужесточил" его, добавив положение, по которому все общинные земли, которые не подвергались полным земельным переделам с 1861 г., объявлялись приватизированными, а владеющие ими общины объявлялись несуществующими.
Сравнительно гладкий переход столыпинских указов в законы объясняется тем фактом, что на этот раз большинство российского чиновничества, помещиков и ближайшего окружения царя, а также российские монархисты-реформаторы и большинство консерваторов этого крыла оказались единодушны. Даже главная конституционалистская оппозиция в Думе - кадеты возражали в основном против характера осуществления реформы - того, что она навязывалась крестьянам, - а не против самого принципа приватизации земли, создания хуторов и переселенческой политики.
Вторым столпом начального этапа грандиозного проекта Столыпина должна была стать административная реформа. Часть ее явно увязывалась с проводимой приватизацией крестьянских земель и с декларированным желанием включить российское крестьянство в российское общество в целом. Для этого необходимо было все особые институты, связанные с крестьянским сословием, - такие, как крестьянская "волость" и ее суд, - заменить общими, т.е.внесословными органами управления.
Однако цели административной реформы были гораздо шире, чем просто подстраивание под новую систему землевладения. Ей придавалось значение "не просто практической, но политической реформы". Она должна была стать основным этапом на долгом пути изменений в самой природе и организационной структуре империи.
Проект административной реформы предполагал для каждой губернии учреждение губернского управления и расширение полномочий губернатора. Предполагалось поднять уровень губернских чиновников высшего звена, улучшить их подготовку и увеличить жалованье. В каждой волости и в наиболее крупных поселениях планировалось учредить местные власти, которые должны были избираться не только крестьянами.
На уездном уровне также намечались значительные изменения, направленные на соединение губернского и волостного уровня управления.
В каждый уезд должен был назначаться глава администрации взамен существующей системы прямого подчинения губернии, при котором местный предводитель дворянства считался "первым лицом" в расплывчатом уездном руководстве. Земствам должны были быть предоставлены также более широкие права. Рассматривались и более радикальные перемены, однако они были отложены, учитывая враждебное отношение царя к децентрализации.
Параллельно столыпинское правительство внесло в Думу и другие законодательные проекты. Так, предполагалось отменить правовую ущемленность старообрядцев, а также снять некоторые ограничения по отношению к евреям. Должно было быть усовершенствовано руководство православной церковью. Также рассматривались положения по социальному обеспечению: государственное здравоохранение, пенсии для рабочих, а также закон о всеобщем начальном образовании начали свой долгий путь к статусу законов.
Мероприятия в области крестьянского землеустройства и землепользования были начаты премьером с подписания 27 августа 1906 года указа о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель, а 5 октября 1906 года — указа об окончательной отмене подушной подати и круговой поруки в общине. Были сняты ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменен закон, запрещающий семейные разделы, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах.
Еще один Указ от 9 ноября 1906 года касался землевладения и землеустройства (в переработанном виде стал действовать через четыре года). Эти акты составили юридическую основу мероприятий, известных как начало "столыпинской аграрной реформы".
Поворотными пунктами столыпинской эры стали его поражения в борьбе за законодательство по реформам системы управления и по правам "меньшинств". Оба эти поражения были нанесены правительству правой оппозицией, которая отнеслась к реформе местных органов управления с открытой враждебностью.
В начале 1907 г. делегаты третьего съезда Объединенного дворянства и многие члены Государственного совета заявили свою оппозиционность и представили последовательную аргументацию против этих проектов.
К 1908 г. на правом политическом фланге вполне сложилась коалиция ненавистников Столыпина. В нее входили влиятельные группировки внутри Государственного совета и Объединенного дворянства, а также высшие иерархи православной церкви, многие высокопоставленные чиновники, которые ощущали себя не у дел в свете новых политических экспериментов.
Двусмысленность положения премьер-министра, который должен был действовать как слуга царя, как чиновник и как парламентский политик одновременно, была использована в полной мере. Избранная тактика нападок на Столыпина была направлена на то, чтобы лишить его поддержки царя утверждением, будто премьер-министр вступил в союз с консервативной Думой против враждебной ей оппозиции сверхконсервативных и истинно верноподданных реакционеров - другими словами, поставил себя в оппозицию монарху. Прерогатива монарха была избрана основным фокусом антистолыпинской кампании. Эта кампания удалась вполне.
Несмотря на шум и ярость столыпинских усилий, он постепенно терял позиции и отступал под нажимом правого крыла. Его авторитет и положение зависели от царя, который, уже после гибели Столыпина в беседе с Коковцовым о функциях премьер-министра в России, так помянул покойного премьера: "Не следуйте примеру Петра Аркадьевича, который как-то старался все меня заслонять". Царь охотно верил нашептываниям, что Столыпин не предпринимал необходимых шагов для защиты прерогатив короны; он снова и снова критиковал Столыпина и отвергал законы, принятые правительством, таким образом, давая понять, кто настоящий хозяин. Столыпин защищался и словесными доказательствами, и административными методами, и с помощью прессы.
Врагам Столыпина в конце концов удалось нанести ему жестокий удар в марте 1911 г. по вопросу законодательства о создании земств в западных губерниях России.