Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в
СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью.

Содержание

I. Вступление.
II. Реформы Никона и раскол в Русской Православной
Церкви.
1. Предпосылки и причины реформ;
2. Суть преобразований;
3. Патриарх Никон
4. Протопоп Аввакум
5. Старообрядчество
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

не стирать.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

  Раскол  и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения  влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века.

  Царская власть активно поддержала церковь  в борьбе с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата.

  Раскол  последней трети семнадцатого века - сложное социально- религиозное  движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

  Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

  К консервативным чертам можно отнести : идеализацию и защиту старины; проповедь  национальной замкнутости; враждебное отношение к распространению светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;

  К прогрессивным сторонам идеологического  раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование  и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

  Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали  расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

  События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

Информация о работе Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви