Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:21, реферат
К 1546 г. Иван IV достиг совершеннолетия, которое устанавливалось с 15 лет. Он был хорошо развитым, высбким юношей. Наконец-то он освободился от опеки придворных и начал править самостоятельно. Вырвавшись на свободу, великий князь в очередной раз показал свой жестокий нрав.
Реформы «Избранной рады» |
К 1546 г. Иван IV достиг совершеннолетия, которое устанавливалось с 15 лет. Он был хорошо развитым, высбким юношей. Наконец-то он освободился от опеки придворных и начал править самостоятельно. Вырвавшись на свободу, великий князь в очередной раз показал свой жестокий нрав. Совершеннолетие он отметил казнями и ссылками: одному из придворных приказал отрезать язык за непочтительные слова, пятерым знатным боярам объявил опалу. Уже в это время в уме молодого великого князя, которого долгие годы унижали и оскорбляли, постепенно созревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Эти мысли он воспринял от «прародителей», деда и отца. Об этом же твердило и окружение, стремящееся укрепить возвышением великого князя собственное влияние. В частых беседах эту мысль внушал ему новый митрополит Макарий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая бы находилась в тесном союзе с сильной и богатой церковью. Наконец, в среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи. Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого 16-летнего монарха в 1547 г. созрела мысль о принятий им царского титула. Принятие такого титула имело огромное значение для судеб российского государства. Царями в Древней Руси называли византийских императоров, позднее — золотоордынских ханов. Для тогдашнего русского сознания царский титул являлся высшим титулом. И это было действительно так. Он был равен по значению титулу императора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.Теперь, после падения Византии и освобождения от ордынской зависимости, титул царя обозначил претензии Руси на бывшее византийское наследство и обладание всем объемом власти и суверенитета, который прежде принадлежал Золотой Орде. 16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После долгой и торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва — «царствующим градом». Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева — юной красавице Анастасии Романовне. Хотя со времени принятия царского титула и женитьбы Иван IV стал править самостоятельно, борьба боярских группировок у трона продолжалась. Родня царицы вскоре получила боярские и иные чины и сразу же стала рядом с троном значительной силой, противопоставив себя Глинским. Жесткое соперничество за доходы и привилегии началось вновь, но вскоре наступила развязка в связи с тем, что в этом же году молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для него силой — народной яростью. Недовольство москвичей властями зрело уже давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожаров, которые вспыхнули в городе один за другим в летние месяцы 1547 г. Последний пожар в конце июня спалил почти дотла всю деревянную Москву. Сгорели 25 тысяч дворов, 1700 человек погибли. А в это время по городу .пошел слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя — колдунья. Не исключено, что слух был пущен сторонниками бояр Захарьиных, родственников царицы.Вооруженные горожане ворвались в Кремль, где в это время в Успенском соборе стоял молящийся царь и близкие к нему люди. Разъяренная толпа у него на глазах выволокла из собора одного из князей Глинских и на площади забила его камнями до смерти. Бабка царя и другие Глинские бежали из города. Народ разграбил их дворы, а заодно и дворы других знатных и богатых людей. Царь после событий в соборе спешно выехал из Москвы, спасаясь от пожара и восставших жителей. Он укрылся в селе на Воробьевых горах. Но народ нашел его и там, возбужденная толпа приступила к покоям Ивана IV, требуя выдачи уцелевших Глинских. Уговоры царя не действовали; лишь когда он объявил, что Глинских в его загородном дворце нет, толпа ушла. Вспоминая впоследствии эти дни, Иван IV писал: «От сего вниде (т. е. вошел — примеч. авт.) страх в душу мою и трепет в кости моа». Царь приказал провести сыск. Все зачинщики восстания были схвачены и публично казнены. Но правительство Глинских пало. Отныне пришел . конец боярскому правлению в стране. Молодой царь бросил прежние забавы, прекратил опалы и казни неугодных ему бояр. Восстание 1547г. доказало, что в обществе существует острое недовольство положением дел. Долгие годы боярского всевластия, беспорядков, расхищения страны и нажима на простых людей истощили терпение народа. Недовольны были и дворяне, которые оказались полностью зависимы от всесильных боярских группировок, а в уездах — от воли кормленщиков. За разумную политику выступали и многие представители духовенства.На первых порах Иван IV начал решать эти вопросы осмотрительно, осторожно устраняя наиболее значительные язвы общества. Во-первых, он втрое расширил Боярскую думу, включив туда менее знатных, но способных и энергичных людей, которые полностью поддерживали его. На первое место среди новых советников царя выдвинулся костромской дворянин Алексей Федорович Адашев. Он обратил на себя внимание Ивана IV, когда трудился в его канцелярии — Челобитном приказе и докладывал царю поступавшие на его имя прошения. Другим влиятельным царским советником стал Сильвестр, священник Благовещенского собора — домовой церкви царской семьи. Честный, религиозный, фанатично преданный сильной царской власти в России, Сильвестр одновременно осуждал стяжательство церковников. Царя он поразил своей открытостью и бессребреничеством. Для себя лично Сильвестр не искал никаких выгод. Близок к царю в это время оказался и молодой князь Андрей Михайлович Курбский, талантливый военачальник, образованный человек. Он видел процветание России в содружестве монарха со своими «смышлеными» советниками, был противником тирании и сторонником справедливого суда. Не доверяя родовитому боярству, Иран IV возвысил многих представителей приказной администрации — дьяков и подьячих. В их руках была вся деловая документация. Они приводили в движение государственный механизм. Наиболее близким к Ивану IV среди этих людей стал глава Посольского приказа дьяк Иван Михайлович Висковатый. Человек из низов, всего в жизни он достиг своими дарованиями, преданностью государству. Видное место среди реформаторов и успокоителей русской земли стал митрополит Макарий, который благодаря своему солидному возрасту и сану стал, по существу, духовным наставником царя. Позднее князь Курбский назвал круг лиц, близких в то время к Ивану IV, Избранной радой, т. е. советом. Именно в среде Избранной рады и родились в конце 40 — в 50-е гг. реформы, прославившие первый период правления Ивана IV.В 1549 г. Иван IV созвал так называемый Собор примирения. Во дворец были приглашены члены Боярской думы, церковного руководства, воеводы, представители дворян. В России такие соборы впоследствии были названы Земскими соборами, т. е. соборами от всей земли. Восемнадцатилетний царь выступил перед Собором с речью. Он обличал злоупотребления бояр, насилия, поборы времен его малолетства, но призывал забыть старые обиды и начать совместную работу на пользу страны. Этот Собор ознаменовал собой начало сословного представительства в России, когда монарх правит совместно с представителями сословий. Такие же собрания при королях возникали и в западных странах, где все больший вес приобретали богатые горожане, купечество. Это говорило о зарождении гражданского общества в России, т. е. такого общества, когда сословия получают возможность влиять на решение властей, когда воля монарха начинает ограничиваться. Поначалу Иван IV добровольно и сознательно пошел на совет со «всей землей». Собор примирения наметил ряд преобразований, которые и начали осуществляться членами Избранной рады под руководством царя. Во-первых, преобразования коснулись армии. Местнические споры воевод во время походов были запрещены. Появились новые воинские части — постоянные стрелецкие полки. Стрелецкое войско имело на вооружении не только холодное оружие, как дворянское ополчение, но и огнестрельные пищали. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ремеслами и вести мелкую торговлю. По существу, стрельцы стали царской гвардией.Был установлен единый порядок призыва на военную службу из поместий и вотчин. Чем больше давалось земли, тем больше воинов в полном вооружении должен был привести помещик или вотчинник. Перед страной стояли важные военные задачи — борьба с Крымским ханством, поволжскими татарскими ханствами, Ливонским орденом, Польско-Литовским государством. Понятно, что основные реформы касались военной области. Страна, как и прежде, продолжала военизироваться. Во-вторых, были предприняты реформы в области финансов. Разоренная боярами страна нуждалась в деньгах. Их взяли из церковных хозяйств, монастырей. Теперь церковники были обязаны платить налоги со своих земель, как и другие землевладельцы. Одновременно были введены новые налоги с населения, повышены старые. В-третьих, проводились реформы местного и центрального управления. Пришел конец безобразиям кормленщиков — этих насильников, вымогателей и взяточников. Кормления были отменены, а на место кормленщиков пришли органы местного, земского самоуправления. Отныне все дела вершили выборные люди от дворянства — «головы» и их помощники — целовальники. Так их называли потому, что они целовали крест судить и управлять честно и справедливо. Там же, где жили государственные, или, как их называли, черносошные крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост и тех же целовальников. Такие же порядки были введены в городах, среди посадского населения. Эта реформа давала определенные права провинциальному дворянству и свободным, т. е. не принадлежащим частным владельцам, крестьянам и посадским людям, что тоже было шагом вперед.Усилилось и центральное управление. В Москве окончательно сложилась система приказов во главе с боярами и дьяками. Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами. Разрядный — дворянским войском. Поместный наделял землями служилых людей. Разбойный осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами, Стрелецкий ведал вновь созданным стрелецкий войском. Ямской занимался почтовой службой (от татарского слова ям — почта). Челобитный приказ, которым ведал Алексей Адашев, разбирал жалобы, поданные царю, и докладывал все дела самому Ивану IV. Позднее, по мере усложнения хозяйства страны, ее управления, роста территории появлялись и другие приказы. Все они строго подчинялись воле монарха. По наказу Собора был разработан новый свод законов — Судебник 1550 г., вставший на защиту крестьян: их запрещалось за долги превращать в холопов. Что касается возможности перехода крестьян с места на место, то она сохранилась. На созванном в 1551 г.. Церковном соборе царь поставил перед церковниками ряд вопросов о жизни и быте церкви. Прежде всего Иван IV настаивал на укреплении в церкви порядка и дисциплины. Попытался он провести закон о конфискации земельных владений церкви. В основном предложения монарха были поддержаны (Стоглав), но все церковники во главе с митрополитом Макарием воспротивились конфискации земель. Однако кое-чего царь добился: церкви было запрещено приобретать новые земли без доклада царю, а все земли, перешедшие в пользу церкви в период боярского правления, возвращались государству. |
В середине 16 века Россия
была единым государством, раскинувшимся
по бескрайным просторам Восточноевропейской
равнины. Её рубежами были Белое и
Баренцово моря на севере, Чернигов,
Путивль и рязанские земли
на юге. Она простиралась от берегов
Финского залива и Смоленска на западе
до Северного Урала и
2)
Опри́чнина — период в истории России
(с 1565 по 1572 год),
обозначившийся государственным террором
и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной»
называлась часть государства, с особым управлением, выделенная
для содержания царского двора и опричников
(«Государева опричнина»).Опричниками называ
Поход против НовгородаВ
декабре 1569 г., подозревая новгородскую
знать в соучастии в "заговоре" недавно
убитого по его приказу князя Владимира
Андреевича Старицкого и
одновременно в намерении передаться
польскому королю, Иван, в сопровождении
большого войска опричников выступил
против Новгорода.2 января 1570 г. войска вступили в Новгород,
и опричники начали свою расправу с жителями:
людей забивали до смерти палками, бросали
в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы
принудить их к отдаче всего своего имущества,
жарили в раскаленной муке. Новгородский
летописец рассказывает, что были дни,
когда число убитых достигало полутора
тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600
человек, считались счастливыми. Шестую
неделю царь провёл в разъездах с опричниками
для грабежа имущества; были разграблены
монастыри, сожжены скирды хлеба, избит
скот. «Синодик опальных», составленный около 1583 года, со ссылкой на отчет («сказку») Малюты Скуратова, говорит о 1505 казненных под
контролем Скуратова, из которых 1490 были
отрублены головы, а еще 15 расстреляны
из пищалей. Советский историкРуслан Скрынников, прибавив к этому числу всех
поименно названных новгородцев, получил
оценку в 2170-2180 казненных; оговариваясь,
что донесения могли быть не полны, многие
действовали «независимо от распоряжений
Скуратова», Скрынников допускает цифру
в три-четыре тысячи человек. В. Б. Кобрин считает эту цифру крайне
заниженной, отмечая, что она исходит из
предпосылки, что Скуратов был единственным
или по крайней мере главным распорядителем
убийств. Согласно новгородской летописи,
во вскрытой могиле погибших обнаружили
10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что
это было единственное место погребения
убитых, однако считает цифру в 10-15 тысяч
наиболее близкой к истине. Общее население
Новгорода тогда не превышало 30 тысяч[6]. Однако убийства не были
ограничены лишь самим городом.Из Новгорода
Грозный отправился к Пскову.
Первоначально ему он готовил ту же участь,
но царь ограничился только казнью нескольких
псковичей и грабежом их имущества. В то
время, как гласит популярная легенда,
Грозный гостил у одного псковского юродивого
(некоего Николы Салоса). Когда пришло
время обеда, Никола протянул Грозному
кусок сырого мяса со словами: «На, съешь,
ты же питаешься мясом человеческим»,
а после — грозил Ивану многими бедами,
если тот не пощадит жителей. Грозный,
ослушавшись, приказал снят колокола с
одного псковского монастыря. В тот же
час пал под царем его лучший конь, что
произвело впечатление на Иоанна. Царь
поспешно покинул Псков и вернулся в Москву,
где снова начались розыски и казни: искали
сообщников новгородской измены.Московские
казни 1571 годТеперь под репрессии попали
самые приближенные к царю люди, руководители
опричнины. Были обвинены в измене любимцы
царя, опричники Басмановы — отец с сыном,
князьАфанасий Вяземский, а также несколько видных
руководителей земщины - печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе
с ними в конце июля 1570 г. было казнено в
Москве до 200 человек: думный дьяк читал
имена осужденных, палачи-опричники кололи,
рубили, вешали, обливали осужденных кипятком.
Как рассказывали, царь лично принимал
участие в казнях, а толпы опричников стояли
кругом и приветствовали казни криками
«гойда, гойда». Преследованию подвергались
жены, дети казненных, даже их домочадцы;
имение их отбиралось на государя. Казни
не раз возобновлялись, и впоследствии
погибли: князьПётр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев,
Иван Воронцов и др., причём царь придумывал
особые способы мучений: раскаленные сковороды,
печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие
тело, и т. п. Боярина Козаринова-Голохватова,
принявшего схиму, чтобы избежать казни, он
велел взорвать на бочке пороха, на том
основании, чтосхимники — ангелы, а потому должны
лететь на небо. Московские казни 1571 года
были апогеем страшного опричного террора.Конец
опричнины 1571
году на Москву вторгся крымский
хан Девлет-Гирей.
Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина
при этом продемонстрировала полную небоеспособность:
привыкшие к грабежам мирного населения
опричники просто не явились на войну[7], так что их набралось только
на один полк (против пяти земских полков),
после чего царь принял решение отменить
опричнину.В 1575 г. Иван поставил во главе
земщины крещенного татарского царевича
Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше
касимовским царевичем, венчал его царским
венцом, сам ездил к нему на поклон, величал
его «великим князем всея Руси», а себя —
государем князем московским. От имени
великого князя Симеона всея Руси писались
некоторые грамоты, впрочем, неважные
по содержанию. Симеон оставался во главе
земщины одиннадцать месяцев: затем Иван
Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок.Разделение
на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существова
Итак, разорение и террор опричных лет (1565—1572 гг.) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника — привела русское государство к трагическим событиям Смутного времени: появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства.[8]Жертвами репрессий за все время царствия Ивана IV стало, по оценке Р.Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор».Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа "от гладу, и от море, и от Басаргина правежу. В духовной грамоте 60-х гг. автор отмечает, что его село и деревню в Рузском уезде «опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з двацеть». Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли».[6]Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попирание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении молодьбе лишили смысла самопринятый догмат «Москва — третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени».Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII веке монархия в России стала фактическидуалистической, однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным.