Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 22:33, реферат
Историография современности зачастую рассматривает абсолютно разносторонние точки зрения в отношении периода правления, оценки проведенных им реформ и просто личности правителя. Мнения диаметрально противоположные – от возвеличивания Ивана Грозного до высказываний, согласно которым поведение Ивана Грозного часто рассматривают как аномальное, как проявление индивидуальной психологии либо психопатологии.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ИВАН ГРОЗНЫЙ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 2
2. РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО 4
2.1. ИВАН IV И ИЗБРАННАЯ РАДА. 4
2.2.РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 5
2.3. РЕФОРМА ЦЕРКВИ 7
2.3. РЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 8
2.4. ОПРИЧНИНА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
План
:
Время царствования Ивана IV и сама личность грозного русского самодержца никогда не оставляли равнодушными историков, политиков и деятелей культуры нашей страны. Множество исторических исследований, произведений художественной литературы, кинофильмов, научных и публицистических делают эту проблему по-настоящему злободневной.
Историография
современности зачастую рассматривает
абсолютно разносторонние точки
зрения в отношении периода правления,
История России не знает другого тирана, который бы так же искренне раскаивался в своих злодеяниях. А в первом русском царе безжалостность удивительно уживалась с набожностью, ясный ум правителя – с верой в то, что если перенести ад на землю, после смерти людей будет ждать рай.
Между тем, изучение личности Ивана IV, его реформ, остается актуальнейшей задачей и по сей день. Несмотря на стремительное развитие прогресса, демократизации общества, многие проблемы, волновавшие Русь в XVI веке, остаются нерешенными по сей день. Среди них - объединение страны, борьба с сепаратизмом. Такой факт, как знаменитое взятие Казани - один из символов объединения Руси в тот непростой исторический период.
Данная работа посвящена анализу личности Ивана IV и проведенных им реформ.
В XVI веке в истории европейских народов наступили большие перемены- наступило новое время. В мире еще господствовал феодализм, но в передовых странах Западной Европы появилась мануфактурная промышленность и начали складываться капиталистические отношения.
Лицо Европы преобразилось. Если Италия и Германия не смогли преодолеть феодальную раздробленность, то Франция и Англия превратились в абсолютистские централизованные монархии. На востоке Европы возникла огромная держава — единое Российское государство.
В России и других странах Восточной Европы XVI век был отмечен расцветом торговли и ремесел, ростом городских центров. Но, невзирая на достигнутый прогресс, тут победила феодальная реакция. Дворянство закрепостило крестьян сначала в Германии, затем в Польше и России.
В силу неблагоприятных исторических условий, среди которых немаловажную роль играло страшное татарское нашествие, Русское государство несколько отставало в своем развитии. Губительные последствия иноземного ига давали о себе знать в течение длительного времени.
Россию XVI века разрывали противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности, -реформы стали велением времени.
Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решать крупные внешнеполитические задачи. Она перестроила на новых началах отношения с татарским миром и западными соседями. Ее вооруженные силы повели борьбу за воссоединение западнорусских земель, попавших после татарского погрома под власть Литвы. Но страна все еще не располагала морскими гаванями, через которые она могла бы установить тесные экономические связи с развитыми странами Запада. Вопрос о завоевании выхода к морю был поставлен на повестку дня.
Таким было время образования самого Русского государства. То была трудная и драматическая эпоха, героем которой был первый русский царь Иван IV по прозвищу Грозный.
Иван IV Грозный великий князь Московский и всея Руси (1533), первый русский царь (1547), сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской1.
После смерти отца трёхлетний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538, когда ему было 8 лет. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости.
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.
С 1549 вместе с Избранной радой(А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу Ивана IV, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни "Стоглав". В 1555-56 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.
В 1550-51 Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство(1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря.
Рассмотрим реформы, проведенные Иваном Грозным более подробно.
Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев.2 Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский.
В
результате реформ Избранной Рады весьма
чётко обозначился процесс
По
существу реформы Избранной рады
были направлены на достижение компромисса
интересов государства и
Но именно такой путь развития государства не устраивал самого царя Ивана. Царь не желал быть сколько-нибудь зависимым ни от бояр, ни от купцов. Мировоззрение Грозного довольно хорошо прослеживается в его сочинениях. Красной нитью через всё его «литературное творчество» проходит одна главная идея - неограниченной, ни от кого не зависимой самодержавной власти. По мысли Ивана Грозного, царская власть имеет не земное, а Божественное происхождение, и только царь, «избранник божий», мог отвечать за судьбу страны имел исключительное право «добрых жаловати, а лихих казнити»3. Никто из подданных не в праве давать ему советы, все они, от знатных бояр до простых «войников» - суть «государевы холопи». С иронией писал царь Иван и о своей «братии» - европейских монархах, власть которых была ограниченна сословиями и парламентами. «Безбожные языцы» (т. е. государи - язычники, неправославные), - заявлял царь, - те все царствованиями своими не владеют, како им повелят работные их (т. е. подданные), и тако и владеют»
К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. "Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин, - это орган, пришедший на смену вечу", воспринявший древнерусские "традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов", но заменивший "элементы демократизма началами сословного представительства".
Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля. Вначале он выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковного "освященного собора", и в тот же день он говорил перед воеводами, княжатами и дворянами.
Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551-1552 годах наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555-1556 годах приговором царя "о кормлениях" наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. Его место занимало местное управление, проделавшее долгий и нелегкий путь4.
Местное управление не представляло собой единообразия, а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности.
В центральных уездах, где было развито частное землевладение, вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с тоже выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию. Это означало завершение губной реформы.
Выборные власти стали появляться и в тех уездах, где не было частного землевладения.5 В лице губных старост уездные дворяне получали орган, защищавший их сословные интересы.
В распоряжении государства не было еще ни кадров администрации, ни денег, чтобы платить жалование за гражданскую службу. Поэтому губные и земские старосты исполняли свои обязанности бесплатно. Реформы шли трудно. Пожилые и не очень здоровые люди, избранные губными старостами (предписано избирать лишь тех дворян, кто не был способен к военной службе), не горели желанием бросать свои имения и бесплатно исполнять свои трудные административные обязанности. Многие отказывались целовать крест, без чего нельзя было вступить в должность, некоторые уезжали из своих уездов в Москву. Новоявленных администраторов приходилось ловить, сажать на время в тюрьму и насильно отправлять в свои уезды.
Считается, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI века представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутное время.
Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII век6.
Существенные реформы были проведены в жизни церкви.
В 1549 году церковный собор провел канонизацию «новых чудотворцев». Местные святые превратились в общерусских, создался единый для всей страны пантеон.
В 1551 году состоялся новый церковный собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Стоглав принял следующие решения: