Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:48, доклад
Реформы 50-х годов 16 века, направленные на развитие и укрепление централизованного государства, являются важнейшей чертой политической истории Русского государства при Иване Грозном. Подавляющее число преобразований царя имели антибоярскую направленность. Их цель заключалась в устранении последствий боярского правления и укреплении экономической роли других социальных слоев: дворян, помещиков и верхов посада.
Введение………………………………………………..…………..2
Программа реформ…………………………………………….3 - 4
Приговор о местничестве…………………………………..…4 - 6
Судебник 1550 года…………………………………….……….6 - 7
Испомещение “тысячи”………………………………………….8
Земельное законодательство…………………………………9 - 10
Уложение о службе……………………………………….....…....11
Заключение……………………………………………………..…11
Список литературы………………………………………………12
План
Введение………………………………………………..……
Программа
реформ…………………………………………….3 -
4
Приговор
о местничестве…………………………………..…4
- 6
Судебник 1550
года…………………………………….……….6 -
7
Испомещение
“тысячи”………………………………………….8
Земельное
законодательство…………………………………9
- 10
Уложение
о службе……………………………………….....….
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………12
Введение
В истории русского государства Иван IV Грозный остался, пожалуй, самым загадочным правителем. Современникам своим он казался личностью страшной. Многие историки в последствии даже сомневались, был ли Иван Васильевич умственно нормальным, столь порой непоследовательны и ужасны были его действия. И все-таки многие из исследователей его правления склоняются к мысли о том, что государственная деятельность Ивана Грозного осуществила переход от феодализма к сословной монархии, явилась противостоянием государственного начала удельной старине.
Более того, некоторые ученые склонны рассматривать Ивана Грозного как выдающегося дипломата и стратега, масштаб деятельности которого подчас сравним с такими крупными личностями, как Петр Великий. В окружении правителей современной Ивану IV Западной Европы московский самодержец вырастает в мощную величественную фигуру.
Реформы 50-х годов 16 века, направленные на развитие и укрепление централизованного государства, являются важнейшей чертой политической истории Русского государства при Иване Грозном. Подавляющее число преобразований царя имели антибоярскую направленность. Их цель заключалась в устранении последствий боярского правления и укреплении экономической роли других социальных слоев: дворян, помещиков и верхов посада.
Реформы Ивана Грозного – это
мероприятия в области
Программа
реформ
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т.е. высшими представителями церкви), в которой давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Особый акцент в своей декларативной по сути речи царь сделал на боярских детях и их интересах. Он потребовал недопущения продолжения «сил», «обид» и «продаж» по отношению к боярским детям, и сформулировал наказания (опалы и казни), если перечисленное будет иметь место. Сами же бояре рассматривались царем как основной источник насилия, “обид” и “продаж», причинявшихся детям. В тот же день, 27 февраля 1549 года, Иван IV выступил с этой деклараций перед детьми боярскими и дворянами. Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.
Выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, правительство Ивана Грозного стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. В своем выступлении на Стоглавом соборе 1551 года Иван IV вынес на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие “царские вопросы”:
1. о борьбе с местничеством;
2. о пересмотре вотчин, поместий и кормлений;
3. о монастырских, княжеских и боярских слободах;
4. о ликвидации корчем
5. о ликвидации мытов;
6. о пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту;
7. о заставах по рубежам;
8. об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин;
9. об упорядочении дела раздачи поместий;
10. о порядке
обеспечения вдов боярских
11. о порядке надзора за ногайскими послами и гостями;
12. о всеобщей переписи земель
Центральное
место в программе
Приговор
о местничестве
Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.
В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. Московские князья (а затем и цари) вели упорную борьбу против местничества, которое связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако, феодальная знать, в свою очередь, рьяно боролась за сохранение местнических привилегий. Особую остроту местничество приобрело в военной области. Существенным недостатком в организации русской армии времен Ивана Грозного было то, что правление армией строилось на местнических началах. Таким образом, командование армии не имело возможности оперативного руководства войсками. Княжата и бояре, недовольные политикой Ивана IV, напротив, могли саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Более того, они требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией. Приговор о местничестве состоял из двух частей. Первая часть посвящалась воеводам основных пяти полков, на которые подразделялась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь шла об прочих служилых людях - невоеводах.
Этот
приговор вызывал очень много
споров и являлся предметом обсуждения
царя, бояр и митрополита Макария. Последний
в своем обращении к служилым людям огласил
порядок, определявший все группы служилых
людей в период военного похода: «А лучитца
каково дело, кого с ким царь и великий
князь на свое дело пошлет, а хотя будет
кому с кем и не пригож быти своего для
отечества, и бояре б, и воеводы, и князи,
и дети боярские для земского дела все
ходили без мест. А кому будет каково дело
о счете, и как, оже даст бог, с своего дла
и с земского придет, и государь им счет
тогды даст». Речь митрополита Макария
стала своего рода комментарием к тексту
приговора о местничестве. Таким образом,
как по свидетельству Макария, так и по
заявлению самого Ивана IV, смысл приговора
о местничестве заключался в установлении
службы в полках "без мест" и в запрете
"местничаться" во время похода. Являясь
одной из самых ранних политических реформ
Ивана IV, приговор о местничестве стал
отражением общего характера политики
царя.
Судебник
1550 года
Актом огромной политической важности явилось издание Судебника Ивана IV - первого в русской истории нормативно-правовой кодекса, провозглашенного единственным источником права и состоявшего из 100 статей. В 1551 году он был утвержден Стоглавым собором, созванным царем. Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усиливал роль центральных государственных судебных органов, развивая тенденции государственного управления и судопроизводства. Судебником вводились приказы, существовавшие в России вплоть до петровских времен. Основными этапами выхода нового закона теперь были:
1. доклад царю, объясняющий необходимость издания закона.;
2.
приговор царя, формулирующий норму,
которая должна стать
Далее в приказах казначеями составлялся сам текст. И, наконец, на основе новых законов были сформулированы дополнительные статьи Судебника, которые были приписаны к основному тексту. Так выглядела общая схема законодательного процесса во времена Ивана Грозного.
Если доклад был общим для всех видов законов второй половины 16 века, то второй этап законодательного процесса - “приговор” – исполнялся для различных законов по-разному:
1. приговором одного царя;
2. приговором царя с боярами;
3. устным приказом царя (“государевым словом”).
Участие или неучастие Боярской думы в обсуждении того или иного закона целиком зависло непосредственно от ситуации.
Существенно ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» передавались под юрисдикцию губных старост. Таким образом, расширялись рамки проведения губной реформы, которая раньше охватывала лишь северные уезды. Все назначаемые царем в города и волости правители не имели права судить суда без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. Каждая община имела теперь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, который вел на суде дела волостных людей. Судебник требовал, чтобы для участия в суде общины избирали несколько "лучших людей" и приводили их к присяге. Наместники ни по суду, ни до суда не имели права взять под стражу крестьянина без согласия общинных выборных начальников, старост и целовальников. В новом Судебнике расширялись права служилого сословия. А именно, был запрещен переход служилых людей в кабальное холопство. Законодательно статьей 88 был установлен Юрьев день, период свободного перехода крестьян к новому владельцу. Определялся и размер платы за «пожилое» и за «повоз», которую крестьянин обязан был внести прежнему хозяину за пользование его землями. Никаких других пошлин не было. Бывший хозяин не имел никакого права удерживать крестьянина, заплатившего за «пожилое» и «повоз». Таким образом, Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.
С
целью защиты чести любого
члена общества, была разработана
система штрафов, которые,
однако, сильно различались. За
бесчестье городского купца
Испомещение
“тысячи ”
В 50-х годах 16 века главным вопросом внутренней политики оставался земельный вопрос. В 1550 было принято решение "испоместить" в Московском уезде" избранную тысячу лучших слуг" из провинциальных дворян и бояр, обязанных быть всегда наготове, путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70”. Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора. Размеры поместий определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита тысяча) относился данный боярский сын. Далее приговор устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц. В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи” , так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде. Эта реформа до конца не была доведена. Возможно, "избранная тысяча" послужила прототипом опричного войска, а тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года.
Испомещение
тысячников представляло собой, прежде
всего мероприятие огромного
масштаба в области земельных
отношений. В результате проведения
в жизнь приговора 3 октября 1550 года
дворяне-помещики получили в свои руки
свыше 100 тысяч четвертей земли (в одном
поле) пахотной земли с соответствующим
количеством угодий: лугов и лесов.
Земельное
законодательство
Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Во-первых, запрещалась покупка монастырями (и другими представителями церковного землевладения) вотчин “без доклада” царю. Другой пункт приговора распространял обязательность “доклада” и на земельные вклады в монастырь: “а кто без государева ведома в которой монастырь вотчину свою дасть по душе, и та вотчина у монастырей безденежно имати на государя”. Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь. Наконец, особый раздел приговора регулировал порядок “выкупа” родичами вотчин, данных в монастыри.