Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:04, реферат
Тема Хрущевских реформ — одна из самых популярных в публицистике и исторических исследованиях последних лет.
Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».
Введение 3
1. Новый курс в деревне 4
1.1. Меры по подъему сельского хозяйства 4
1.2. Целинная «Эпопея» 5
1.3. XX съезд: разоблачение «культа личности» 7
2. И после XX съезда 8
2.1. Реформа управления экономикой 8
2.2. Успехи и неудачи аграрной политики 10
2.3 Реформа школы 11
2.4. Новая социальная политика 12
3. Новочеркасские события 14
4. В поисках выхода 15
5. Смена политического курса 17
5.1 Отставка Хрущева 17
Список литературы 17
Но Н. С. Хрущев увидел в
переходе к территориальному управлению
возможность освободить правительство
от неэффективного вмешательства в
местные дела, ослабить влияние бюрократии.
Подавляющее большинство
Общесоюзные министерства (за
исключением оборонных
Ленинградский, куда кроме Ленинграда
и Ленинградской области вошли
Псковская и Новгородская области, имели
очень мощный потенциал.
В первые годы после реформы
упростилось кооперирование предприятий,
находившихся по соседству друг с
другом. Меньше стало встречных перевозок.
Предприятия стали оперативно помогать
друг другу. За первые три года были укреплены
ранее распыленные транспортные, вспомогательные,
ремонтные службы предприятий.
В то же время реформа
не изменила самих принципов управления
и планирования, а лишь заменила
отраслевую организацию территориальной.
Осложняло работу совнархозов неквалифицированное
вмешательство партийных руководителей.
Принципиальные пороки новой
системы управления — местничество
и стремление использовать ресурсы
прежде всего для удовлетворения собственных
потребностей. В конечном итоге система
управления еще более усложнилась и стала
менее квалифицированной. Реформа потерпела
крах, и после отстранения
Хрущева от власти территориальная система
была ликвидирована.
2.2. Успехи и неудачи аграрной политики
Малоуспешным оказались
в конечном счете, и преобразования сельского
хозяйства. После сентябрьского (1953 г.)
Пленума ЦК КПСС положение в деревне стало
выправляться. Валовая продукция сельского
хозяйства за
1954—1958 гг. возросла более чем на треть.
Таких темпов прироста колхозы и совхозы
не знали ни до, ни после. Это был период
наибольшего подъема в истории советского
сельского хозяйства. Существенно выросла
урожайность зерновых.
Подъем сельского хозяйства стал возможен благодаря повороту к коренным нуждам деревни. Хрущев внес в жизнь деревни много нового. Колхозы и совхозы получили кредиты, новую технику. Однако приверженность руководства страны определенным стереотипам, идеологическим догмам, безграничная вера в возможности «колхозного строя», предубежденность против любой личной собственности не позволили эффективно реформировать сельское хозяйство.
Хрущев был непоследователен
в преобразованиях, начатых после
1953 г.
Вместо дальнейшего ослабления опеки
над крестьянами, увеличения материальной
заинтересованности колхозников следовали
указания «сверху», которые носили характер
все более жесткой регламентации. Крестьянам
в приказном порядке навязывали посевы
кукурузы и другие нововведения, что приводило
к колоссальным потерям. Государственные
капиталовложения постепенно были уменьшены.
Село превратилось в полигон для разного
рода скороспелых решений и преобразований.
С середины 50-х годов начался
новый этап укрупнения колхозов. В
1957—1966 гг. ежегодно ликвидировалось около
10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов.
Одновременно многие колхозы «для укрепления»
были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось
лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955
г.
Далеко идущие последствия
для всей страны имела ликвидация
в марте 1958 г. МТС. Сложившаяся система
технического обслуживания колхозного
производства через МТС была далека
от совершенства. Колхозы были единственными
предприятиями в стране, которые
сами не распоряжались машинами —
своими основными орудиями труда. Это
создавало большие неудобства. Опека
со стороны МТС только связывала
колхозы. 31 марта 1958 г. Верховный Совет
СССР принял Закон о реорганизации
МТС и продаже техники
Реформы 50 — начала 60-х встряхнули деревню. Однако главный итог был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране. Впервые за всю историю СССР в 1963 г. были произведены закупки зерна за рубежом.
2.3 Реформа школы
Важнейшей реформой, осуществленной
в 1958 — 1964 гг., стала и реформа
системы народного образования.
Советская школа недостаточно гибко
реагировала на быстрый прогресс
науки и техники, изменения в
производстве.
По точному определению известного педагога
В. А. Сухом-линского, средняя школа «вместо
того, чтобы быть единой и разнообразной,
стала единой и однообразной». За весь
послевоенный период система управления
школой практически не менялась. Выпускники
средней школы неохотно шли работать на
производство, считая такой труд не престижным.
В то же время в середине 50- х годов вузы
могли принять лишь 450 тыс. выпускников
средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство
из них не было готово к работе на заводах
и в колхозах. Парадокс заключался в том,
что именно в эти годы народное хозяйство
испытывало нужду в рабочих руках, так
как в трудоспособный возраст вступило
малочисленное поколение родившихся в
годы войны.
Таким образом, реформа образования
должна была снять возникшее противоречие
между всеобщим стремлением к
высшему образованию и
Согласно закону, осуществление всеобщего
среднего образования
(одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей
задачей, но средняя школа приобретала
«политехнический профиль». После получения
всеобщего обязательного восьмилетнего
образования молодежь должна была «включаться
в посильный общественно полезный ТРУД»,
и все дальнейшее обучение связывалось
с производительным трудом в народном
хозяйстве.
Все желающие получить полное
среднее образование должны были
учиться либо в средней общеобразовательной
трудовой политехнической школе
с производственным обучением, либо
в среднем профтехучилище (техникуме),
либо в вечерних (сменных) и заочных
школах рабочей и сельской молодежи.
Учеба в вузах также
С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам.
Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.
2.4. Новая социальная политика
Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.
Обратной стороной успехов
в послевоенном восстановлении хозяйства
в
Советском Союзе был низкий уровень жизни
и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.
Чтобы создать видимость
материального благополучия в Москве,
Ленинграде, некоторых других крупных
промышленных центрах, туда свозились
товары и продукты, производимые в стране.
Всевозможными способами деньги изымались
из деревни. Росло число натуральных и
денежных налогов с населения, принудительно
размещаемых займов. В течение семи лет
после денежной реформы 1947 г. проводились
массовые снижения розничных цен на товары
народного потребления. Их главная цель
была чисто политической: наглядно подтвердить
«заботу» партии и правительства о народе.
И действительно, каждое новое снижение
цен воспринималось в массах с чувством
«глубокого удовлетворения»: «Мы ликуем.
Маргарин, сырки, сахар, хлеб подешевели
на 10—15%.. г. Пройдет еще немного времени,
и мы заживем зажиточно, слова т. Сталина
всегда оправдываются...» Подобные высказывания
нередки в частной переписке начала 50-х
годов. Безусловно, был в политике снижения
цен и экономический, антиинфляционный
расчет: к 1952 г. индекс цен снизился наполовину
по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но
тем не менее оставался в 2 раза выше уровня
последнего предвоенного года.
За семь лет для многих современников стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих.
Закономерным итогом такой социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением социальной политики послевоенного времени явилось расширение системы образования и здравоохранения.
В письмах трудящихся новому руководству сначала робко, но после XX съезда все решительнее повторяется требование: «Мы все пока живем только для будущего, но не для себя... Улучшение материальной жизни народа совершенно необходимо... У нас заработная плата руководящих работников может превышать зарплату рабочих в 50 я 100 раз...»
Начало перестройки социальной
политики было положено летом 1953 г., когда
Председатель Совета Министров Г. М.
Маленков публично назвал неотложной
задачу в 2 — 3 года резко повысить обеспеченность
населения продовольственными и
промышленными товарами. Уже к 1955
г. произошли определенные сдвиги к
лучшему. Продажа населению мяса
увеличилось в 2,2 раза, масла —
в 1,58 раза, одежды и белья — почти
в 2 раза, мебели — более чем в
3 раза. Первые крупные шаги были сделаны
в решении самой острой социальной
проблемы — жилищной. В 1954 г. были решительно
осуждены парадность и «украшательство»
в архитектуре и начался
На съезде была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.
3. Новочеркасские события
1962 год стал годом крушения
хрущевской «оттепели» и всех
надежд, которые она породила
в обществе. В стране вновь
возникла необходимость
«чтобы способствовать быстрому увеличению
продуктов животноводства», вызвало взрыв
возмущения в стране. В донесениях КГБ,
которые непрерывно шли в ЦК КПСС, сообщалось
о выступлениях в Риге, Киеве, Москве; призывы
к забастовкам раздавались в Ленинграде,
Иванове, Магнитогорске. Смысл
«подстрекательских» высказываний сводился
к тому, что новые цены следует отменить,
изыскать необходимые стране средства
не за счет трудящихся, а отказавшись,
например, от помощи слаборазвитым странам,
снизив зарплату высокооплачиваемым чиновникам,
или найти какие-либо другие пути решения
проблемы. В городе Донецке на телеграфном
столбе была приклеена листовка:
«Нас обманывали и обманывают. Будем бороться
за справедливость». Народ увидел в повышении
цен попытку власти решить свои проблемы
за счет масс.
В городе Новочеркасске повышение
цен совпало с очередным
Новочеркасска — электровозостроительном
заводе (НЭВЗе). Первого июня, когда стало
известно о новых ценах, у заводоуправления
стихийно собрался митинг.
Рабочие требовали сообщить правительству
о том, что они в знак протеста прекращают
работу. Решили утром с красными флагами
и портретами Ленина идти к горкому партии.
Послали делегации на другие предприятия
с призывом поддержать их. Местные власти
«обычную» забастовку сумели представить
как антисоветский бунт и личный выпад
против Хрущева. В ночь на 2 июня к заводу
направили войска и танки. Решение применить
оружие против демонстрантов было принято
спешно приехавшими в «бунтующий» Новочеркасск
членами
Президиума и секретарями ЦК КПСС Козловым,
Микояном, Полянским, Кириленко,
Ильичевым, Шелепиным и согласовано с
Хрущевым. Стрельба из автоматов по безоружным
людям, заполнившим площадь перед горкомом,
не была спровоцирована нападением на
солдат. Расстрел был хладнокровно подготовлен
и не менее хладнокровно осуществлен.
Причем солдаты внутренних войск, стоявшие
в оцеплении, большей частью стреляли
поверх голов. Ряд офицеров отказались
дать приказ танкам идти на демонстрантов.
Общее число жертв составило 24 человека,
тела которых были тайно захоронены. События
в
Новочеркасске тщательно скрывались от
населения страны. Правду о них народ узнал
лишь в начале 90-х годов.
4. В поисках выхода
Нарастание экономических
трудностей — а в конце 50-х
годов к ним прибавились и
экологические проблемы — поставило
руководство страны перед выбором:
либо изменения в коренных основах
социалистического строя, чего не желало
ни руководство страны, ни вся партийно-хозяйственная
элита, либо путь очередных реорганизаций
административно-командной системы. Отвергнув
первое, с конца 50-х годов руководство
начинает развивать идею рывка к коммунизму.
Поддержка бригад «коммунистического
труда», атака на приусадебные хозяйства,
усиление борьбы с любыми отклонениями
от общественных стандартов — от ширины
брюк до абстрактного искусства — означали
отход от первоначального варианта реформ.
Следующим закономерным шагом в этом ряду
стал поворот к форсированному строительству
коммунизма, провозглашенному на XXII съезде
КПСС в октябре 1961 г. В Программе КПСС,
принятой съездом, коммунизм изображался
как ближайшая реальность. В
Программе говорилось о том, что в ближайшее
десятилетие (1961 — 1970) СССР,
«создавая материально-техническую базу
коммунизма, превзойдет по производству
продукции на душу населения наиболее
мощную и богатую страну капитализма —
США; значительно поднимется материальное
благосостояние и культурно-технический
уровень трудящихся». На второе десятилетие
(1971 —
1980) планировалось создать мощную материально-техническую
базу коммунизма, которая бы обеспечила
изобилие материальных и культурных благ
для всего населения.