Реформы Хрущева

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Тема Хрущевских реформ — одна из самых популярных в публицистике и исторических исследованиях последних лет.
Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

Содержание

Введение 3
1. Новый курс в деревне 4
1.1. Меры по подъему сельского хозяйства 4
1.2. Целинная «Эпопея» 5
1.3. XX съезд: разоблачение «культа личности» 7
2. И после XX съезда 8
2.1. Реформа управления экономикой 8
2.2. Успехи и неудачи аграрной политики 10
2.3 Реформа школы 11
2.4. Новая социальная политика 12
3. Новочеркасские события 14
4. В поисках выхода 15
5. Смена политического курса 17
5.1 Отставка Хрущева 17
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 43.05 Кб (Скачать)

Но Н. С. Хрущев увидел в  переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство  от неэффективного вмешательства в  местные дела, ослабить влияние бюрократии. Подавляющее большинство руководителей  и сотрудников министерств, привыкших  к власти и удобствам проживания в Москве, были против подобной реорганизации.

Общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение Советам народного хозяйства  административных экономических районов. Всего по Союзу было организовано свыше 100 совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации. Большинство  создавались на базе одной-двух областей и были небольшими, другие, как, например, 
Ленинградский, куда кроме Ленинграда и Ленинградской области вошли 
Псковская и Новгородская области, имели очень мощный потенциал.

В первые годы после реформы  упростилось кооперирование предприятий, находившихся по соседству друг с  другом. Меньше стало встречных перевозок. 
Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три года были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий.

В то же время реформа  не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной. 
Осложняло работу совнархозов неквалифицированное вмешательство партийных руководителей.

Принципиальные пороки новой  системы управления — местничество и стремление использовать ресурсы прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. В конечном итоге система управления еще более усложнилась и стала менее квалифицированной. Реформа потерпела крах, и после отстранения 
Хрущева от власти территориальная система была ликвидирована.

2.2. Успехи и неудачи  аграрной политики

Малоуспешным оказались в конечном счете, и преобразования сельского хозяйства. После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение в деревне стало выправляться. Валовая продукция сельского хозяйства за 
1954—1958 гг. возросла более чем на треть. Таких темпов прироста колхозы и совхозы не знали ни до, ни после. Это был период наибольшего подъема в истории советского сельского хозяйства. Существенно выросла урожайность зерновых.

Подъем сельского хозяйства  стал возможен благодаря повороту к  коренным нуждам деревни. Хрущев внес в жизнь деревни много нового. Колхозы и совхозы получили кредиты, новую технику. Однако приверженность руководства страны определенным стереотипам, идеологическим догмам, безграничная вера в возможности «колхозного  строя», предубежденность против любой  личной собственности не позволили  эффективно реформировать сельское хозяйство.

Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г. 
Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху», которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

С середины 50-х годов начался  новый этап укрупнения колхозов. В 
1957—1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.

Далеко идущие последствия  для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. МТС. Сложившаяся система  технического обслуживания колхозного производства через МТС была далека от совершенства. Колхозы были единственными  предприятиями в стране, которые  сами не распоряжались машинами —  своими основными орудиями труда. Это  создавало большие неудобства. Опека  со стороны МТС только связывала  колхозы. 31 марта 1958 г. Верховный Совет  СССР принял Закон о реорганизации  МТС и продаже техники колхозам. Прогрессивная реформа не была хорошо продумана, что в конечном счете привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции. Вместо запланированных на семилетку (1959—1965 гг.) 70 %, реальный рост валовой продукции составил всего 15 %. Реформа подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины немедленно и сразу оказывались в сложном финансовом положении. Большинство из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали действовать. В немалой степени этому способствовала и незаконная ликвидация в конце 50 — начале 60-х годов личного скота сельских жителей под предлогом отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота.

Реформы 50 — начала 60-х  встряхнули деревню. Однако главный  итог был неутешителен: кризис сельского  хозяйства углубился, обострилась  продовольственная проблема в стране. Впервые за всю историю СССР в 1963 г. были произведены закупки зерна  за рубежом.

2.3 Реформа школы

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958 — 1964 гг., стала и реформа  системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко  реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в  производстве. 
По точному определению известного педагога В. А. Сухом-линского, средняя школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50- х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.

Таким образом, реформа образования  должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к  высшему образованию и потребностями  экстенсивной экономики в новых  рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы народного  образования в СССР. 
Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования 
(одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в посильный общественно полезный ТРУД», и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.

Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной  трудовой политехнической школе  с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных  школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально  совмещалась с работой на производстве.

С самого начала осуществление  реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая  база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного  обучения. В абсолютном большинстве  школ выбор профессий был невелик  и чаще всего носил случайный  характер.

К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится  в качестве основного источника  пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали  себя и заочные и вечерние формы  среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее  образование избирала одиннадцатилетнюю  общеобразовательную школу. Общий  уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам.

Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный  потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала  десятилетней.

2.4. Новая социальная политика

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели  преобразования в социальной сфере.

Обратной стороной успехов  в послевоенном восстановлении хозяйства  в 
Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

Чтобы создать видимость  материального благополучия в Москве, 
Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством 
«глубокого удовлетворения»: «Мы ликуем. Маргарин, сырки, сахар, хлеб подешевели на 10—15%.. г. Пройдет еще немного времени, и мы заживем зажиточно, слова т. Сталина всегда оправдываются...» Подобные высказывания нередки в частной переписке начала 50-х годов. Безусловно, был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но тем не менее оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.

За семь лет для многих современников стала очевидна и  другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась  сумма подписки на государственный  заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих.

Закономерным итогом такой  социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских  товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением  социальной политики послевоенного  времени явилось расширение системы  образования и здравоохранения.

В письмах трудящихся новому руководству сначала робко, но после XX съезда все решительнее повторяется  требование: «Мы все пока живем  только для будущего, но не для себя... Улучшение материальной жизни народа совершенно необходимо... У нас заработная плата руководящих работников может  превышать зарплату рабочих в 50 я 100 раз...»

Начало перестройки социальной политики было положено летом 1953 г., когда  Председатель Совета Министров Г. М. Маленков публично назвал неотложной задачу в 2 — 3 года резко повысить обеспеченность населения продовольственными и  промышленными товарами. Уже к 1955 г. произошли определенные сдвиги к  лучшему. Продажа населению мяса увеличилось в 2,2 раза, масла —  в 1,58 раза, одежды и белья — почти  в 2 раза, мебели — более чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны  в решении самой острой социальной проблемы — жилищной. В 1954 г. были решительно осуждены парадность и «украшательство» в архитектуре и начался переход  к строительству домов индустриальным методом. Однако настоящая «жилищная  революция» началась после XX съезда.

На съезде была выдвинута  широкая программа повышения  жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение  заработной платы низкооплачиваемым  работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.

3. Новочеркасские события

1962 год стал годом крушения  хрущевской «оттепели» и всех  надежд, которые она породила  в обществе. В стране вновь  возникла необходимость распределять  дефицитные продукты по талонам  и карточкам. Решение руководства  страны повысить с июня 1962 г.  цены на мясо, молоко и масло, 
«чтобы способствовать быстрому увеличению продуктов животноводства», вызвало взрыв возмущения в стране. В донесениях КГБ, которые непрерывно шли в ЦК КПСС, сообщалось о выступлениях в Риге, Киеве, Москве; призывы к забастовкам раздавались в Ленинграде, Иванове, Магнитогорске. Смысл 
«подстрекательских» высказываний сводился к тому, что новые цены следует отменить, изыскать необходимые стране средства не за счет трудящихся, а отказавшись, например, от помощи слаборазвитым странам, снизив зарплату высокооплачиваемым чиновникам, или найти какие-либо другие пути решения проблемы. В городе Донецке на телеграфном столбе была приклеена листовка: 
«Нас обманывали и обманывают. Будем бороться за справедливость». Народ увидел в повышении цен попытку власти решить свои проблемы за счет масс.

В городе Новочеркасске повышение  цен совпало с очередным снижением  расценок (т. е. фактическим уменьшением  зарплаты) на крупнейшем предприятии 
Новочеркасска — электровозостроительном заводе (НЭВЗе). Первого июня, когда стало известно о новых ценах, у заводоуправления стихийно собрался митинг. 
Рабочие требовали сообщить правительству о том, что они в знак протеста прекращают работу. Решили утром с красными флагами и портретами Ленина идти к горкому партии. Послали делегации на другие предприятия с призывом поддержать их. Местные власти «обычную» забастовку сумели представить как антисоветский бунт и личный выпад против Хрущева. В ночь на 2 июня к заводу направили войска и танки. Решение применить оружие против демонстрантов было принято спешно приехавшими в «бунтующий» Новочеркасск членами 
Президиума и секретарями ЦК КПСС Козловым, Микояном, Полянским, Кириленко, 
Ильичевым, Шелепиным и согласовано с Хрущевым. Стрельба из автоматов по безоружным людям, заполнившим площадь перед горкомом, не была спровоцирована нападением на солдат. Расстрел был хладнокровно подготовлен и не менее хладнокровно осуществлен. Причем солдаты внутренних войск, стоявшие в оцеплении, большей частью стреляли поверх голов. Ряд офицеров отказались дать приказ танкам идти на демонстрантов. Общее число жертв составило 24 человека, тела которых были тайно захоронены. События в 
Новочеркасске тщательно скрывались от населения страны. Правду о них народ узнал лишь в начале 90-х годов.

4. В поисках выхода

Нарастание экономических  трудностей — а в конце 50-х  годов к ним прибавились и  экологические проблемы — поставило  руководство страны перед выбором: либо изменения в коренных основах  социалистического строя, чего не желало ни руководство страны, ни вся партийно-хозяйственная  элита, либо путь очередных реорганизаций  административно-командной системы. Отвергнув первое, с конца 50-х годов руководство начинает развивать идею рывка к коммунизму. Поддержка бригад «коммунистического труда», атака на приусадебные хозяйства, усиление борьбы с любыми отклонениями от общественных стандартов — от ширины брюк до абстрактного искусства — означали отход от первоначального варианта реформ. Следующим закономерным шагом в этом ряду стал поворот к форсированному строительству коммунизма, провозглашенному на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. В Программе КПСС, принятой съездом, коммунизм изображался как ближайшая реальность. В 
Программе говорилось о том, что в ближайшее десятилетие (1961 — 1970) СССР, 
«создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдет по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма — США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся». На второе десятилетие (1971 — 
1980) планировалось создать мощную материально-техническую базу коммунизма, которая бы обеспечила изобилие материальных и культурных благ для всего населения.

Информация о работе Реформы Хрущева