Реформы Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:39, доклад

Описание работы

Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффективные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Работа содержит 1 файл

Реформы Екатерины II.docx

— 48.04 Кб (Скачать)

Таким образом, в  результате реформ местного управления и суда резко обозначился их сословно-представительный характер, выразившийся в выборности как личного состава сословных  дворянских, так и в сословном  происхождении личного состава  общих бессословных учреждений. Благодаря  этому дворянство стало руководящим  классом в местном и центральном  управлении. Дворянин господствовал  в местном управлении как выборный представитель своего сословия, с  одной стороны, и как назначенный  верховной властью чиновник, с  другой стороны.

Реформирование  областного управления было завершено  двумя Жалованными сословными грамотами  от 21 апреля 1785 г., адресованными дворянству и городам.

В Жалованной грамоте  дворянству было окончательно оформлено  сословие-корпоративное устройство данного сословия. Дворяне каждой губернии составляли дворянское общество, обладавшее правами юридического лица, правомочное приобретать собственность и составлять общий капитал посредством самообложения. Именно после “издания Жалованной грамоты в 1785 году появилось таким образом во всей России сословие, за которым признавалась гражданская свобода и члены которого располагали гражданскими правами”.

По Жалованной грамоте  на права и выгоды городам Российской империи 1785 г. в городах вместе с магистратом как судебным учреждением возникают городские полицейско-хозяйственные структуры.

Городовое положение 1785 г. крайне сбивчиво и неясно определяло порядок взаимоотношений между органами общегородского самоуправления. Поэтому неясно, на каких принципах осуществлялось разграничение полномочий собрания градского общества и общей думы. Более или менее понятно лишь то, что эти органы не были подчинены друг другу, а действовали параллельно. Данная структура представляла собой своеобразную и довольно уродливую комбинацию, когда осуществление полномочий в рамках соответствующего города одновременно поручалось собранию наиболее богатых купцов (собранию общества градского) и коллегии представителей всех разрядов городского населения (общей думе). При этом собрание общества градского наделялось полномочиями по выборам городского головы, заседателей магистрата и совестного суда, а все прочие функции без явного разграничения сфер деятельности распределялись между обоими органами.

Грамота 1785 г. окончательно закрепила за городом права юридического лица, внесла единообразие, полноту и системность в регламентацию городского устройства и управления.

Оба эти самоуправления — дворянское и городское —  развивались с неодинаковым успехом. Губернские учреждения внесли известное  оживление в среду губернских дворян. Через каждые три года дворяне  съезжались в губернский город и  выбирали своих представителей на различные  губернские должности. Напротив, городское  управление действовало очень вяло под гостом полномочий наместника или  губернатора. Оживление, каким отмечались дворянские сословные учреждения, заставляло некоторых иностранцев, бывших при  дворе Екатерины, говорить, что “рано  или поздно эти собрания непременно приведут к великой революции”.

Таким образом, и  в устройстве местного управления обнаружилась особенность, которой отличалась вся  государственная деятельность Екатерины II: в каждом ее начинании сквозили идеи, незнакомые русскому обществу, но под прикрытием которых развивались и закреплялись старые “язвы” нашей государственности. Поэтому, чтобы подчеркнуть значение губернских учреждений в истории дворянского сословия, можно констатировать: в Московском государстве дворянство не правило, а было лишь орудием управления - обязательно служило (и притом служило как в центре, так и в провинции). В первой половине XVII в. оно продолжало по-прежнему обязательно служить в центре и едва начинало править в провинции. Со второй половины XVII в. это сословие перестало обязательно служить в центре и с 1775 г., окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть: городское и сельское самоуправление в России XVIII веков  носило в основном сословный характер — в первую очередь это касается дворян и крестьянства. Вместе с  тем, говоря о городском самоуправлении, следует учитывать, что его субъект  — городское население, составлявшее в своей совокупности "градское общество" — трансформируется в  шесть разрядов, каждый из которых  объединяло не только сословное начало, но и экономический ценз. Задачи городского самоуправления ограничивались отдельными вопросами ведения городского хозяйства. Кроме сословного принципа, органы российского самоуправления строились и в соответствии с  территориальным делением, действуя при этом в рамках определенной законом  территории — города, губернии, уезда, волости и т.д.

В целом органы самоуправления этого периода по-прежнему не обладали достаточной самостоятельностью; в  условиях абсолютизма и централизации  они являлись не чем иным, как  придатком правительственной администрации, служа целям укрепления самодержавия. Функции и компетенция органов  местного государственного управления и общественного самоуправления не были четко разграничены, что, разумеется, не могло способствовать укреплению самоуправленческих институтов. Тем  не менее формы самоуправления, возникшие в России в изученный период, безусловно, явились предшественниками более поздних форм, созданных реформаторами второй половины XIX века. Именно в этом и состоит их историческое и общественное значение.

Заключение 
 
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.  
 
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. 
 
При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население (на 75%), доходы (более чем вчетверо). Победы на суше и море прославили русское оружие, воинское искусство. Столь же впечатляющи успехи в хозяйстве и культуре. Но нельзя не видеть при всем этом тяжелого положения трудовых слоев населения. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е. И. Пугачевым. 
 
В своей политике Екатерина II опиралась на русское дворянство. Недаром российские дворяне и при жизни ее, и после кончины говорили и писали о золотом веке Екатерины Великой, матушке-государыне, мудрой правительнице.  
 
Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффективные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат.  
 
Можно также сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. 
 
Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.


Информация о работе Реформы Екатерины II