Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
Так чем же все-таки была для России вторая половина XVIII века и каково место Екатерины в русской истории? Прежде всего это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череды правительств, а с ними и политического курса, вереницы бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований.
Императрица Екатерина II одобрила представленный план и в феврале 1770 г. повелела издать именной указ в адрес Сената: «Для лучшего и удобного хождения в народе медных денег за благо рассудили мы установить новую, рублевую, медную монету того же точно весу, как прочая нынешняя медная монета состоит, по 16 руб. из пуда. И для того Сенату повелеваем, учиня к сему все надлежащие распоряжения, как наискорее велеть оной делать третью часть противу мелкой, а о хождении публиковать».Рассмотрев представленные рисунки, императрица утвердила следующий вид монеты: на лицевой стороне двуглавый орел с нагрудным щитом с годовыми литерами; на оборотной стороне надпись «Монета рубль»; на ребре помещалось название монетного двора [11, с. 104-108].
Для апробации спроектированной Мусиным-Пушкиным
машины и чеканки новых монет
были выбраны принадлежащие
Неожиданная смерть А. Е. Мусина-Пушкина не остановила стремления наладить чеканку массовой рублевой медной монеты. Теперь эта работа была поручена новому президенту Берг-коллегии, тайному советнику, сенатору М. Ф. Соймонову. Внимательно изучив устройство и принцип работы изобретенной Мусиным-Пушкиным машины, он пришел к выводу, что угар меди, прочие потери металла, а соответственно стоимость работы, как и заработная плата монетчикам и рабочим, были определены графом неправильно. Отказавшись от использования не пригодной для выполнения поставленной задачи машины, Соймонов решил изготовлять медные монетные кружки методом отливки. Но это оказалось такое трудоемкое и хлопотливое дело, что об отливке массового количества кружков не могло быть и речи. Потратив на эксперимент два года, Соймонов представил в Сенат заключение о чеканке рублевой медной монеты. Отвергнув использование машины Мусина-Пушкина и отливку, он нашел возможным чеканить медные рубли тем же способом, как и более мелкие фракции, т. е. выбивать из досок толщиною в 1/2 дюйма. Однако и для такого способа требовалось сначала изготовить новые станки, способные выдерживать необходимое для прорезки толстых досок давление. В продолжение двух лет непростая работа так и не увенчалась успехом. Неудача, постигшая начинание, растянувшееся на 8 лет, заставила императрицу отказаться от чеканки медной рублевой монеты, о чем генерал-прокурор Сената А. А. Вяземский извещался именным указом от 28 сентября 1778 г. Всего в процессе эксперимента было отчеканено 5 экземпляров рублевых медных монет: 4 Мусиным- Пушкиным и 1 Соймоновым [4, с. 81-86].
Что касается чеканки серебряных монет, то их производство на Петербургском монетном дворе во второй половине века впервые начало обеспечиваться отечественным сырьем. Поставки осуществлялись с Колывано-Воскресенских и Не-рчинских заводов. Крупный уральский заводчик А. Н. Демидов построил Колыванский медеплавильный завод в 1729г. Но, обнаружив месторождение золотистого серебра с примесью свинца, основал еще два завода. Первое серебро поступало с Воскресенского рудника, поэтому весь комплекс получил название Колывано-Воскресенских заводов. После смерти Демидова заводы перешли в Кабинет императрицы, а наследникам выплатили компенсацию. Самой высокой производительности заводы достигли в 1770-егг., когда ежегодные показатели полученного серебра достигали 1 100 пудов. Промышленная разработка серебра на Не-рчинском руднике началась в начале века и, увеличившись в 5—6 раз, к концу века стала стабильно давать по 350—370 пудов в год. Рост добычи и производства благородных металлов внутри страны значительно ослабил зависимость России от внешнего рынка. Тем не менее таможенные сборы от внешней торговли оставались вторым по значимости источником обеспечения серебром.
Московский монетный двор продолжал работать на монетном сырье (прежние монеты) и пошлинном серебре (ефимки), так как не располагал лабораторией по разделению золота и серебра из алтайского и забайкальского золотистого серебра. Среди всех видов серебра, поступавших на Московский монетный двор, 70 % сырья составляли серебряные монеты доекатерининской эпохи, затем шли ефимки, полученные из Петербурга и Оренбургской губернии, поступающие в виде пошлин и покупок. В качестве сырья использовались серебряные монеты восточных стран — Ирана, Средней Азии, Китая, но эти поставки были нерегулярны по причине сложностей совершения торговых операций.
В снабжении монетных дворов золотым сырьем также стали преобладать отечественные поставки. Главенствующее положение занимало алтайское золото. Золотистое серебро, выплавляемое на Колывано-Воскресенских заводах, в результате аффинажа (разделения золота от серебра) давало до 53 % золота. Аффинаж алтайского золота проводился на Петербургском монетном дворе по комбинированному способу, предложенному Шлаттером. Этот способ был не только прост, но и экономичен, так как предполагал сухую обработку неподготовленного металла с помощью сурьмы. Очистка металла производилась мокрым способом и давала мягкое золото очень высокой пробы. Тот же способ применялся для аффинажа золотистого серебра Нерчинских рудников. Нерчинские поставки не были так существенны, как алтайские. Увеличилась добыча золота и на Урале. Таким образом, в рассматриваемый период среди источников благородного металла увеличилась доля отечественных поставок, благодаря разведывательным работам и применению передовых технологий, снижавших себестоимость добытых металлов
[6, с. 73-79].
Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. В Голландии, второй – в следующем году в Италии. Бюджет России был типичен для абсолютистских государств Европы. Доходы росли за счет повышения налогов – как прямых (подушная подать), так и косвенных (продажа казной вина, соли и других товаров, таможенные пошлины, доходы от чеканки монеты и др.). В расходной части бюджета на первом месте стояли затраты на армию и флот, далее шли расходы на управление, содержание двора, незначительные средства тратились на развитие науки, просвещения и искусства [8, с. 158].
Подводя итоги деятельности Екатерины в сфере финансов можно сказать, что ее политика была успешной. Анализ проводимой ею финансовой политики показал, что действовала она умно и профессионально. Анализируя деятельность Екатерины Великой в области экономических преобразований, можно отметить ее умение использовать европейский опыт. Все мероприятия не являлись новыми изобретениями мировой экономической мысли. В ее деятельности прослеживается четкая последовательность всех действий, направленных на усиление государственной власти, в частности, в деле развития финансов. Многое из того, что было введено Екатериной II в экономическую жизнь России в XVIII веке, просуществовало до середины следующего столетия, некоторые элементы используются и до сих пор.
2.2 Реформа образования
Укрепление экономической и военной мощи России в период Петра I , военные победы России в правление Екатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, как следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. - начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру. Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое [11, с. 108-109].
Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России". Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ.
В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. И.И.Бецкой родился в Стокгольме, где его отец Иван Юрьевич был в плену у шведов. Родившись в результате гражданского брака, И.И.Бецкой считался в России "незаконнорожденным" сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией Бецкой. Первые свои годы он провел в Швеции, затем был привезен в Россию, где воспитывался в семье отца. В 1721 году получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 году получил чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора ушел в отставку и отправился в путешествие по Европе, где знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро. В 1762 году Бецкой возвращен в Россию и назначен доверенным лицом Екатерины II. Ему было поручено создание системы воспитательных учреждений. В 1762 году И.И.Бецкой возглавил академию художеств, при которой уже существовало Воспитательное училище. Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома. В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей. По примеру Московского Воспитательного дома, организован Воспитательный дом в Петербурге. То был 1772 год. Предлагалось организовать такие же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования. И.И.Бецкой воспринял идеи французских просветителей и пытался их осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для детей от 6 до 20 лет, для создания "особой породы людей" свободных от пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе. По докладам и уставам Бецкого были открыты: Воспитательный дом в Москве (1764г.); Воспитательный дом в Петербурге (1772г.); Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год); Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год); Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные закрытые учебные заведения [3, с. 23-25].
В связи с распространением просвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издала указ "О вольных типографиях", который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты. Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.
При Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми, не имеющим средств к существованию. Учреждается специальная Вдовья казна, с тем чтобы мужья откладывали капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти. Однако призыв не нашел отклика в мужской среде и казна осталась пустой. Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанности которых вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Кроме приказов общественного призрения в каждой губернии учреждалась дворянская опека для попечения о вдовах и сиротах дворянского происхождения и сиротские суды для попечительства о вдовах и сиротах купеческого, мещанского и ремесленного сословий. Эти учреждения занимались организацией приюта членов семей, оставшихся без средств к существованию, и решением вопросов, связанных с наследованием имущества [9, с. 54-60].
В 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина...», являвшаяся переродом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта книга стала как бы манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции этой учебной книги лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было быть воспитание религиозное, воспитание в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.
Идеи книги «О должностях человека и гражданина» следовало закреплять в умах учащихся. С этой целью в начале 80-х годов Екатерина II сама написала произведения, носящие педагогическую направленность, — «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», которые означали поворот к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением [14, с. 221-223].
Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением. В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.