Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа
Развитие персидской державы происходило довольно таки своеобразно. Едва возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, полностью не освободившись от господства родоплеменных отношений. Она не прошла того исторического пути, который был характерен для большинства других рабовладельческих государств, а именно – постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. В период завоевательной политики Кира II борьба между крепнущей властью царя и своеволием родовой знати не была сильно значимой. Но государство развивалось, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, а социальная база оставалась несовершенной, что привело к противоречию между родовой знатью и царской властью.
И именно в царствование Дария I Персидская держава достигла своего расцвета. В ходе изучения различных источников, свидетельствующих о том периоде, я попытаюсь проанализировать и охарактеризовать систему управления Персидской державы и её экономическую структуру.
Введение
Приход Дария I к власти
Реформы Дария I
Отношение Дария I к жречеству
Заключение
Список литературы
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие персидской державы происходило довольно таки своеобразно. Едва возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, полностью не освободившись от господства родоплеменных отношений. Она не прошла того исторического пути, который был характерен для большинства других рабовладельческих государств, а именно – постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. В период завоевательной политики Кира II борьба между крепнущей властью царя и своеволием родовой знати не была сильно значимой. Но государство развивалось, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, а социальная база оставалась несовершенной, что привело к противоречию между родовой знатью и царской властью.
И именно в царствование Дария I Персидская держава достигла своего расцвета. В ходе изучения различных источников, свидетельствующих о том периоде, я попытаюсь проанализировать и охарактеризовать систему управления Персидской державы и её экономическую структуру.
I.
В марте 522 до н. э. мидийский маг Гаумата осуществил попытку государственного переворота, объявив себя Бардией, однако после смерти Камбиса в результате несчастного случая Дарий I, сын Гистаспа, берет на себя руководство в подавлении восстания и с группой заговорщиков 29 сентября 522 до н. э. убивает Гаумату, а затем с помощью военачальника Интаферна в ноябре 521 до н. э. подавляет восстание в Вавилоне, где поочередно появляются два самозванца, выдающих себя за Навуходоносора, сына Набонида, — сначала Нидинту-Бэл (известный как Навуходоносор III), затем армянин Арахи (Навуходоносор IV). После этого было подавлено несколько восстаний в провинции, которые подымали другие претенденты на трон. Дарий I приходит к власти и в память об этих событиях устанавливает Бехистунскую надпись. Надпись высечена в местности Бехистун (или Бисутун) (юго-западнее Экбатан) на скале, возле которой проходил путь из Ирана в Двуречье (в настоящее время проходит дорога из Тегерана в Багдад. Текст состоит из столбцов 1—4, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и датируемых 521—520 гг. до н.э., и столбца 5, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. К “Бехистунской” надписи относятся первое (по датировке сохранившегося оригинала) упоминание Ахура Мазды (древнеперс. Аурамазда) и самое раннее из известных изображений этого бога. Сведения о перевороте “мага Гауматы” и о свержении Гауматы Дарием I, содержащиеся в надписи, существенно дополняют рассказ Геродота об этих же событиях.
В надписи рассказывается главным образом о восстаниях и мятежах народов Персидской державы против власти Дария I, которые разразились в 522-521 гг. до н. э., и об их подавлении. Она состоит из введения, где дана генеалогия Дария: «Говорит Дарий царь: мой отец – Виштаспа, отец Виштаспы – Аршама, отец Аршамы – Ариарамна, отец Ариарамны- -Чишпиш, отец Чишпиша – Ахемен»[1], собственно исторической части, в которой излагаются события, и заключения. В ней приведены точные даты сражений и места, где они происходили, а также (в аккадской и арамейской версиях) число убитых и взятых в плен противников Дария. Отсюда можно заключить, что отчеты об основных битвах составлялись сразу после их завершения, и это является несомненным признаком достоверности многих сообщаемых надписью сведений.
Историческая часть текста начинается с сообщения о походе Камбиза против Египта и кончается описанием победы войск Дария над Арахой, вождем восставших вавилонян, в 521 г.: «Я приказал посадить в Вавилоне на кол Араху и людей, которые были его виднейшими приверженцами».[2] Повествование дано не в хронологическом порядке, а в географической последовательности, т. е. надпись, дает описание военных кампаний по отдельным странам. При этом военные действия, которыми руководил непосредственно сам Дарий, выносятся на первый план в том случае, когда это не нарушает логической связи в изложении событий.
Бехистунская надпись является типичной царской надписью с субъективным, тенденциозным освещением событий в угоду Дарию. В ней неоднократно сообщается, что войска Дария убили и захватили в плен десятки тысяч противников, но, ни слова не говорится о потерях самого Дария. Внимательное чтение надписи показывает, что в ряде случаев победы, которыми хвастается Дарий, на самом деле были серьезными поражениями, понесенными им.
В «Истории» Геродота начало царствования Дария описывается так: «Могущество Дария было беспредельно. Прежде всего, он повелел высечь из камня и поставить рельефное изображение всадника с надписью, гласившей: “Дарий, сын Гистаспа, обрел себе персидское царство доблестью своего коня (следовало имя) и конюха Эбара”.[3]
II.
Дарий был истинным потомком Кира Великого — сильной личностью и мудрым правителем. Чтобы укрепить свою власть, Дарий I построил новую столицу Парсу, известную грекам как Персеполис («Город Персов»), ставшую четвертой резиденцией наряду с Пасаргадами, Эктабанами и Сузами, и увеличил число своей личной стражи, «Бессмертных», превратившихся в 10-тысячную гвардию. Хотя Дарий усилил и расширил завоевания своих предков, именно как администратор он более всего запомнился и оставил след в персидской истории. Во время его правления были проведены политические реформы, в результате которых появилась на свет торговля и коммерция; были введены в обращение деньги, вес и меры измерения. Все они были стандартизированы. Были проложены новые морские и сухопутные пути. Самой крупной, однако, явилась административная реформа 512 г. до н. э. – разделение империи на сатрапии во главе с сатрапами, количество которых в разное время колебалось в районе 20–24 сатрапий. В ряде случаев их границы совпадали со старыми государственными границами тех или иных стран (например, Египет и Мидия). Список сатрапий сохранился в труде Геродота, но он лишь частично совпадает с перечнем стран Персидской державы, содержащимся в Бехистунской и других древнеперсидских надписях. В списке Геродота среди 20 сатрапий перечислены около 70 народов и племен, входивших в состав Персидской державы, а в Бехистунской надписи приводятся названия лишь 23 стран.
По сообщению Геродота, вскоре после подавления восстаний 522-521 гг. до н. э. Дарий I установил новую систему государственных податей: «Распределение же сатрапий и ежегодных взносов податей он произвел следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта, а платившим золотом – по евбейскому весу. Вес вавилонского таланта составляет 78 евбейских мин. В царствование Кира и потом Камбиса не было еще установлено никакой определенной подати, но только добровольные дары».[4] Земля была точно измерена и классифицирована по роду насаждений или, же по величине урожая. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные подати серебром, установленные с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородности на основе среднего урожая за несколько лет в соответствии с кадастрами по отдельным областям. Это сообщение Геродота подтверждается вавилонскими текстами, датированными царствованием Дария I и содержащими указания на площадь, плодородие тех или иных полей и количества деревьев на них. Поскольку самые ранние из этих кадастров относятся к третьему году правления Дария (519 г. до н. э.), по-видимому, именно этим временем следует датировать его налоговую реформу.
Геродот также утверждает, что персы как господствующий народ были освобождены от податей: «Только одну Персидскую землю я не упомянул в числе земель, обложенных данью, потому что персы живут в стране, свободной от податей».[5] Однако это утверждение не следует принимать безоговорочно. По-видимому, персы не платили денежных налогов, но не были освобождены от натуральных податей. Во всяком случае, «документы крепостной стены», датированные временем Дария I, свидетельствуют о сдаче мелкого скота и зерна населением Юго-Западного Ирана в качестве государственных податей.
Техника сбора таких податей лучше всего известна по документам архива делового дома Мурашу, функционировавшего в Вавилонии во второй половине V в. до н. э. В этом архиве сохранилось большое количество квитанций об уплате налогов серебром и натурой (ячменем, мукой, мелким скотом, пивом и т. д.)
В связи с осуществлением новых реформ был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в административной столице Ахеменидской державы - Сузах. По государственным делам в Сузы приезжали многие высокопоставленные лица и мелкие чиновники из различных концов государства, начиная от Египта и кончая Индией. Не только в Сузах, но также в Вавилоне, Экбатанах, Мемфисе и других городах были крупные государственные канцелярии с большим штатом писцов.
Сатрапы
и военачальники были тесно
связаны с центральным
Сатрапская канцелярия точно копировала царскую канцелярию в Сузах. Под начальством сатрапа находилось множество чиновников и писцов, в том числе начальник канцелярии, начальник сокровищницы, принимавший государственные подати, глашатаи, которые сообщали государственные распоряжения, счетоводы, судебные следователи и т.д.
Уже
при Кире II государственные канцелярии
в западной части Ахеменидской
державы пользовались
Кроме
общего для всего государства
арамейского языка в различных
странах для составления
Особое
положение в державе занимала
персидская знать. Ей
После 517 г. до н.э. Дарий I ввел единую для всей империи монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,4 г. Теоретически средством обмена служил серебряный сикль весом 5,6 г, равный по своей стоимости 1/20 дарика и чеканившийся главным образом в малоазийских сатрапиях. Как на дарике, так и на сиклях помещалось изображение персидского царя.
О строительной деятельности Дария I сообщается в надписи о постройке дворца в Сузах. Эта надпись, найденная в развалинах этого древнеэламского города, содержит ряд ценных сведений о различных материалах, доставленных для постройки дворца из многих далёких стран: «Кедр был доставлен с гор, называемых Ливан…Дерево Иака было доставлено из Гандары и Кермана. Золото, здесь употребленное, доставалось из Сард и Бактрии. Самоцветы, ляпис-лазурь и сердолик, которые были здесь употреблены, доставлялись из Согдианы…».[6] В Накши-Рустамской надписи Дария I (около Персеполя), сохранились списки областей и стран, входивших в состав Персидского царства: «Вот те страны, которые я захватил помимо Персии, я над ними властвую, мне они приносят дань, то, что мною говорится, они выполняют, они держатся моего закона: Мидия, Элам, Парфия, Арейя, Бактрия, Согдиана, Хорезм, Дран-гиана, Арахозия, Саттагидия, Гайдара, Индия, Саки Хаумаварга, Саки Тиграхауда, Вавилон, Ассирия, Аравия, Египет, Армения, Каппадокия, Лидия, Ионийцы, Саки, которые за морем, фракийцы, Ионийцы шлемоносные, Ливия, Эфиопия, Мачия, Кария».[7]
Дарий
I был не только талантливым военачальником,
но и заботливым хозяином своей державы.
Часть своей страны он объезжал сам, часть
– через посылаемых людей. И если увидит,
что земля хорошо обработана и приносит
пользу – награждал правителей подарками.
Об этом говорит и Ксенофонт – греческий
писатель, историк (ок. 430 г. До н.э. – 355
г. до н.э.) в своем произведении «Экономика»,
гл.4.: « Если же увидит, что земля не обработаны,
мало населена вследствии их суровости,
или тяжелого нрава, или нерадения, то
наказывает их и, сместив с должности,
назначает своих правителей».[8]
III.
Как мудрый, справедливый правитель, и лучший из восточных деспотов, Дарий пользовался уважением даже своих врагов. Эсхил, участвовавший в Марафонском сражении, отзывается в своих «Персах»; очень тепло об этом царе, виновнике стольких бедствий для греков. Евреи также сохранили о нем благодарное воспоминание: во 2-й год царствования он разрешил возобновить работы по построению 2-го храма (согласно книге Ездры), а в 6-й год храм был освящен.
Дарий стремился привлечь на свою сторону местное жречество. В угоду жрецам Мардука он сделал Вавилон одной из столиц своей державы наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами. В надписи Уджагорресента сообщается о восстановлении Дарием школы врачей в Саисе; при этом Уджагорресент особо подчёркивает, что Дарий включил в неё «книжниками» «сыновей мужа» (т. е. знатных) «и не было среди них сыновей бедняков». Дарий реставрировал также ряд египетских храмов и возвратил им те доходы, которые были отняты у них Камбисом. Подобно фараонам, сатрап персидского царя назначал жрецов, следя затем, чтобы в их число не попали нежелательные лица.