Реформы Александра Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 05:24, доклад

Описание работы

Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев — приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 18.12 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат

 

 

Тема: Реформы Александра Первого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха либеральных  преобразований. Негласный кабинет

Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править  по законам Екатерины II, снять ограничения  на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

Вся эта работа, связанная  с либерализацией жизни, сосредоточилась  в Негласном кабинете, где собрались  ближайшие сановники царя, так  называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев — приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

20 февраля 1803 года Александром  I был подписан указ "О вольных  хлебопашцах", по которому помещики  получали право освобождать как  отдельных крестьян, так и целые  селения с обязательным наделением  их землей. За получение воли  и земли крестьяне должны были  платить помещику выкуп и выполнять  различные повинности. Правда, серьезных  последствий эти указы не имели.

1.2 Министерская  реформа, реформа Сената

Серьезной реформой была реорганизация  высших и центральных органов  государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного  просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые  получили единую структуру и строились  на принципе единоначалия. Введение министерств  усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало  и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую  систему управления. В качестве министров  и их помощников получили назначения как представители старшего поколения  дворянства, так и "молодые друзья", что выражало политическое единство дворянских кругов.

Попытки расширить права  Сената по наблюдению за законностью  оказались в противоречии с единоличным  монархическим началом. Поэтому  Сенат стал лишь высшим судебным органом  империи.

1.3 Меры в области  просвещения

Либеральный дух реформ в  большей степени был отражен  в деятельности министерства народного  просвещения. Была принята новая  система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности  этих ступеней. Открывались новые  гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет — в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало — ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в  области просвещения диктовалась  насущной необходимостью государства  в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями  страны.

1.4 М.М.Сперанский и его план государственных преобразований

Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным  планам. При императоре выдвигается  фигура нового государственного деятеля  — М.М.Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. — статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М.Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М.Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

Деятельность М.М.Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М.Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М.Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45-ти томах, "Свод законов Российской империи" в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

1.5 Правительственная  политика в области просвещения  и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма  этого периода проявились в области  просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное  в период быстро завершившихся либеральных  преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в  свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза — евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

Реакционная политика правительства  Александра I в области просвещения  и культуры — это также проявление аракчеевщины, то есть того политического  режима, который установился в  России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.


Информация о работе Реформы Александра Первого