Реформы Александра III

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

XIX в. — время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества.

Содержание

1. Введение стр.2

2. Политическое и социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX века

2.1. Реформы Александра I стр.2-3

2.2. Реформы государственного управления стр.3

3. Россия эпохи Николая I

3.1. Внутренняя политика Николая I стр.3-5

3.2. Внешняя политика Николая I стр. 5

4. Россия во второй половине XIX века

4.1. Подготовка крестьянской реформы стр.5

4.2. Отмена крепостного права стр.5-6

4.3. Реформы Александра I

4.3.1. Земская реформа стр.6-7

4.3.2. Судебная реформа стр.7

4.3.3. Городская реформа стр.7

4.3.4. Военная реформа стр.7

4.3.5. Реформа образования стр.7-8

5. Контрреформы Александра III стр.8

6. Общественно-политическое движение стр.8-10

7. Заключение стр.10

8. Литература стр.11

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

     Поражение России показало глубокий  кризис самодержавно-крепостнического  строя, ее отсталость от передовых  стран Европы, настоятельно продиктовало необходимость коренных преобразован” во всех областях жизни, вывело страну из состояния политической неподвижности, вызвало протест широких слоев общества против существующих порядков, обусловило рост крестьянских выступлений. Самодержавие вынуждено было приступить к самосовершенствованию и саморегулированию на основе рыночных отношений и свободы граждан.

4.Россия во второй половине XIX века.

4.1Подготовка крестьянской реформы.

   Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ — значительная часть дворянства и чиновничество. В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818—1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу". Началась коренная перестройка общественной жизни, "эпоха великих реформ".

4.2 Отмена крепостного права.

   19 февраля 1861 г. Манифестом Александра II в России было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.

    Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам — принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%). Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб. Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями.

   Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.

    От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа. Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования     Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп. Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.

   Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны.

   Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословно неполноценными.

4.3 Реформы Александра I.

        4.3.1.   Земская реформа

     После отмены крепостного права потребовалось проведение других реформ. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения — земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями. Хотя земства и назывались всесословными и являлись выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернатора и полиции. Губернатор имел полномочия приостановить выполнение решений земств.

          4.3.2.  Судебная реформа

       В 1864 г. началась судебная реформа Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно. Была провозглашена независимость суда от администрации; назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом.Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматриваться особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная  реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений  о правах человека в обществе и  правового государства.

           4.3.3 Городская реформа

В 1870 г. по образцу  земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года. Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

              4.3.4. Военная реформа

         Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост милитаризма, военной техники, увеличение численности армий в других государствах, новые методы ведения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II в 1862—1874 гг. осуществить реформы в военной сфере.

          В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет; на флоте срок службы составлял 7 лет и три года в запасе. Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники, создавался паровой флот.

              4.3.5.Реформа образования

      Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.

Средними  учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых  основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные —  преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную — в Технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.

Реформы в  образовании способствовали тому, что  российская университетская наука  и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

        Реформы 60—70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель' был убит членами "Народной воли", поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

5.Контреформы Александра III.

       С вступлением на престол Александра III (1845—1894) был положен конец либеральным преобразованиям. Суть политики его правительства выражалась в отходе от зародившихся в российском обществе демократических элементов, в проведении контрреформ, продолжавшихся с 1881 г. по 1892 г. Это был период торжества консервативной политики, попятным движением. Самодержавие видело свою социальную опору только в дворянстве. В основанном в 1885 г. Дворянском банке проценты по кредитам были ниже, чем в Крестьянском банке.

        8 марта Советом министров была отклонена конституция, разработанная графом М.Т. Лорис -Меликовым (1825—1888) и одобренная Александром II. 29 апреля 1881 г. был принят Манифест "О незыблемости самодержавия", провозгласивший веру в "силу и истину самодержавной власти".

        В 1889 г. была учреждена должность земских начальников, контролировавших деятельность крестьянского общинного самоуправления. Мировой суд был упразднен.

        В 1892 г. были внесены изменения в городское самоуправление, права выбора лишились те, кто не имел недвижимую собственность. Губернатор был наделен правом руководить действиями городских органов самоуправления. Также был установлен контроль органов юстиции и внутренних дел за судопроизводством, гласность урезана. С 1881 г. восстановлено всевластие цензуры, запрещены либеральные издания "Голос", "Отечественные записки", многие произведения русских и европейских писателей.

         В образовании реакционная политика царизма проявилась в фактической ликвидации университетской автономии, ограничении доступа в гимназии детей низших слоев населения. Значительно сузилось женское высшее образование: прекращен прием на Высшие женские курсы.

         В национальной политике государство проводило насильственную русификацию и религиозный гнет. Итогом проведенных реформ стало значительное ослабление либерального движения, усиление разрыва между немобильной политической системой и динамично развивающимися социально-экономическими отношениями в стране.

6.Общественно-политическое движение.

Шестидесятники". Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.

Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. 

В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых  революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь  поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись  с царистскими иллюзиями и  собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы  арестованы.

"Земля и воля" (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Бе программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

"Черный передел". В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

Информация о работе Реформы Александра III