ОГЛАВЛЕНИЕ:
ЧАСТЬ
І
ГЛАВА 1:
Обоснование выбора
темы для реферата.....................................2
Описание использованной
литературы........................................3
ГЛАВА 2:
Сведения о
жизненном пути Александра ІІ.................................5
Отмена крепостного
права.............................................................7
Земская, городская
реформы и реформа образования................10
Судебная реформа..........................................................................12
Военные реформы..........................................................................13
ЧАСТЬ
ІІ
Выводы и обобщение.....................................................................14
Список использованной
литературы............................................15
ЧАСТЬ І
ГЛАВА 1:
Обоснование
выбора темы для реферата.
Реформы Александра II как тему для
реферата я выбрал не просто так. Александр
II был одним из самых прогрессивных царей
России, его называли Царь-Освободитель,
Александр-Освободитель. Его предшественники
прекрасно понимали, что крепостное право
– это зажженная пороховая бочка на которой
сидели российские императоры, Александр
II тоже это понимал. Но он не просто это
понимал, он действовал, проводил реформы.
Александр II отменил крепостное право,
и большая часть населения России того
времени получила долгожданную свободу,
повёл земскую, военные и судебную реформы.
Для проведения столь сложных реформ требовалось
не мало сил, которые нашёл в себе Александр
II. И именно по этой причине реформы Александра
II привлекли моё внимание больше всего.
Потом углубившись в историю Александра
II, я уже точно понял что это именно то,
что мне надо для реферата по истории.
Описание использованной
литературы.
Для своего реферата я использовал
пять ниже перечисленных книг.
Основной
объём информации я взял и трёх
книг. Это историческая книга Пашкова
Бориса Григорьевича «Русь – Россия
– Российская империя. Хроника правлений
и событий 862 – 1917 гг.» Издание
второе, переработанное и дополненное.
Рекомендована Главным управлением
развития общего среднего образования
в качестве учебного пособия для
дополнительного образования. В
ней описана наша страна от Руси Рюриковичей
(862 – 1462 гг.) до России Рюриковичей (1462
– 1613 гг.) и Российской Империи Романовых
(1613 – 1917 гг.) практически во всех подробностях.
Вторая – это «ТРЕХСОТЛЕТИЕ
ДОМА РОМАНОВЫХ 1613 – 1913» книга
«Трёхсотлетие Дома Романовых»
– репринтное воспроизведение
дореволюционного издания. Первое
издание после 1917 года. В ней
собраны очерки известных русских
историков – В. Ключевского,
Н. Карамзина, Н. Костомарова
и других – о развитии России
на протяжении трёх веков, о
династии Романовых. Со 124 иллюстрациями.
Так же я использовал книгу
В. О. Ключевского «Русская
история» полный курс лекций
в трёх книгах, книга третья. Курс
лекций, публикуемый в этом томе,
начинается с описания преобразовательной
деятельности Петра I, важнейшей
стороны всей его политики, и кончается
очерком реформ Александра II.
Остальная литература это книга
А. А. Керсновского «История
русской армии» том второй. В
этом томе «Истории русской
армии» ведётся рассказ о военных
действиях армии от взятия
Парижа до покорения Средней
Азии, о Священном союзе и военных
поселениях, о покорении Кавказа
и Восточной войне, о преобразованиях
в армии и Туркестанских походах.
Ещё была
использована книга П. Черкасова
и Д. Чернышевского «История имперской
России от Петра Великого до Николая
II». Книга представляет собой краткое
популярное изложение героико-драматической
истории Российской империи.
ГЛАВА 2:
Сведения
о жизненном пути Александра II.
Весной 1818 года великий князь
Николай Павлович с супругой
Александрой Фёдоровной проводили
Святую неделю в Москве, поклоняясь
древним святыням. Здесь, 17 апреля, у
великокняжеской четы родился
сын-первенец, названный Александром.
Хотя
в то время Николай Павлович ещё
не был наследником престола, но
можно было предвидеть, что верховная
власть перейдёт к нему, так как
и сам Александр I и его брат Константин
были бездетны. Поэтому приращение Царствующего
Дома было встречено общим ликованием.
Воспитание Александра Николаевича
было поручено В. А. Жуковскому
и выдающемуся педагогу того
времени Карлу Карловичу Мердеру.
Когда ребёнок подрос, законоведение
ему стал преподавать граф
М. М. Сперанский, а для изучения
военного дела Николай Павлович
поместил сына в кадетский
корпус.
Все воспитатели стремились развить
в царевиче благородные порывы,
любовь к людям, сострадание
и отзывчивость. Мердер, например, во
время прогулок часто заходил
с великим князем в бедные
дома жителей на окраинах столицы,
и всегда юноша, при виде
горя и лишений, старался оказать
посильную помощь и облегчить
нужду.
Чтобы ознакомить сына с населением
и жизнью того государства,
которым ему предстояло управлять,
император Николай Павлович отправил
наследника в продолжительное
(около 7 месяцев) путешествие
по разным местностям России.
Во время его царевич мог
непосредственно наблюдать, как
тяжело отражается на всей
русской жизни крепостное право.
Посетив Сибирь и увидев там
томящихся в ссылке декабристов,
Александр Николаевич обратился
к императору с письмом, прося
смягчить наказания ссыльных. Николай
Павлович внял горячей просьбе
сына, и сроки наказаний декабристам
были сокращены.
По возвращении из путешествия
по России, царевич поехал за
границу, где встретил свою
будущую супругу, принцессу Марию,
дочь великого герцога гессен-драмштадтского,
и 16 апреля 1841 года вступил с
нею в брак.
Достигнув совершеннолетия, Александр
Николаевич стал принимать деятельное
участие в государственном управлении.
Во время отлучек императора
он вёл все дела, требовавшие
для своего решения участия
верховной власти. Часто посещая
заседания Государственного Совета,
Сената и Синода, будущий монарх
мог хорошо ознакомиться с
ходом государственной жизни
и узнать потребности страны
и населения.
Вступив на престол 19 февраля
1855 года, Александр II продолжал крымскую
войну, и вместе с двумя братьями сам отправился
в Крым, чтобы благодарить участников
защиты Севастополя за их геройство.
Видя, что России для внутреннего
преуспевания нужен, прежде всего,
мир, император после первой
же победы русского оружия (взятия
крепости Карса) решил начать
с неприятелем мирные переговоры,
и в день Благовещения (в 1856
году) объявил народу давно желанную
весть о прекращении кровопролитной
войны.
26 августа
того же 1856 года в Москве состоялось
коронование Александра II, ознаменованное
многими великими милостями: прощением
недоимок, смягчением наказаний и т. п.
В первые же годы царствования
важнейшей заботой государя, «святым
делом», по собственному его выражению,
стало решение вопроса о крепостном
праве, несправедливость которого
всеми сознавалась уже давно.
Начиная с Екатерины II, русские
государи стремились к уничтожению крепостного
права и рядом смягчающих законов подготовили
его падение, осуществленное окончательно
императором Александром II.
Славное царствование Александра
II, полное великих преобразований, окончилось
мученической кончиной Царя-Освободителя.
На него был совершен ряд покушений, и
1 марта 1881 года террористам удалось покушение
на царя. Истекающий кровью монарх бал
доставлен во дворец, где, не приходя в
сознание, скончался в 3 часа 35 минут пополудни.
Вся Россия содрогнулась от
ужаса и горя при вести о
мученической кончине Царя-Освободителя.
Отмена крепостного
права.
Для проведения в жизнь такой
великой реформы, коренным образом
меняющей положение большей части
населения государства, нужна
была, конечно, огромная подготовительная
работа. Государь без труда нашёл
способных и глубоко преданных
делу сотрудников, принявших на
себя всю тяжесть такой работы.
Первое место среди них занял
Яков Иванович Ростовцев, ставший
правой рукой Александра II в крестьянском
деле. Но ему не суждено было дожить до
дня осуществления его заветной мечты
– 19 февраля 1861 г. Умирая, он обратился
к императору, присутствовавшему при его
кончине, с последними словами: «Государь,
не бойтесь!»
Из других ценных по своей
работе сотрудников Александра
II в деле освобождения крестьян должно
назвать: великого князя Константина Николаевича,
великую княжну Елену Павловну, которая
первая отпустила своих крестьян на волю,
Николая Александровича Милютина, охранявшего
интересы крестьян при выработке «Положения
19 февраля», князя Владимира Александровича
Черкасского и Юрия Фёдоровича Самарина.
Но больше всего трудился сам
государь. Из высших сановников
империи он учредил особый
секретный комитет, на который
была возложена разработка всех
оснований для отмены крепостного
права. В 1858 году этот секретный
комитет был преобразован в
Главный Комитет по крестьянскому
делу.
На призыв государя к дворянству
– заняться улучшением положения
крестьян, первыми откликнулись
дворяне западных губерний, которые
через генерал-губернатора Назимова
представили всеподданнейший адрес
с выражением готовности отпустить
крестьян на волю, но без наделения
их землёй. На этот адрес император
ответил рескриптом от 20 ноября 1857
года, положившем основание для
всей дальнейшей реформы. В
нем предлагалось открыть комитеты
для разработки вопроса об
освобождении крепостных и указывалось,
что крестьяне должны быть
освобождены обязательно с землёй,
за которую помещики получат
справедливое вознаграждение. Рескрипт
был разостлан во все губернии, и скоро
из многих мест стали поступать предложения
дать крестьянам волю и проекты освобождения.
Все эти материалы предавались в Главный
Комитет для рассмотрения и выработки
общих положений реформы. В октябре 1860
года проект освобождения крестьян был
уже готов и поступил в Государственный
Совет, заседание которого сам император
открыл речью:
«Я в
праве требовать», - сказал государь
членам Совета, - «от вас одного, чтобы
вы, отложив все личные интересы,
действовали как государственные
сановники, облечённые моим доверием.....
Я надеюсь, что бог нас не оставит
и благословит кончить это
дело для будущего благоденствия
любезного нашего отечества...»
В Совете возникли разногласия,
но государь принял сторону
меньшинства членов, мнение которых
совпадало с его предуказаниями,
и этим положил конец разногласиям.
Вопрос был решён бесповоротно.
19 февраля 1861 года, в день восшествия
на престол, государственный секретарь
Бутков доставил в Зимний дворец
«Положение» об освобождении
крестьян и манифест об этом,
написанный московским митрополитом
Филаретом. После горячей молитвы
государь подписал оба документа,
и 23 миллиона людей получили
давно желанную свободу.
Совершив величайший в русской
истории государственный акт,
император почувствовал великую
радость. – «Сегодня – лучший
день в моей жизни!» – сказал
он, целуя свою младшую дочь, великую
княжну Марию Александровну.
5 марта состоялось обнародование
манифеста. Всеобщее ликование
было безгранично, и когда государь
показался на улицах столицы,
народ приветствовал его долго
не смолкавшими кликами. По
всей империи манифест был
встречен как величайшее благо,
о котором народ мечтал много
лет. Слушая слова его: «Осени
себя крестным знаменем, православный
народ, и призови с Нами Божие
благословение на твой свободный
труд, залог твоего домашнего
благополучия и блага общественного»
- толпы крестьян в сельских
церквях плакали от умиления
и радости.
Вскоре по обнародовании акта
19 февраля император стал объезжать
Россию, и всюду благодарный народ
встречал Царя-Освободителя с
проявлениями безграничного восторга.
Вместе с личной свободой, крестьяне
получили землю на выкуп, с
рассрочкой на 49 лет, и права
гражданские: свободно избирать
местожительство, вести торговлю,
открывать фабрики и заводы, заниматься
ремёслами и т. п.
Отмена крепостного
права.
Для проведения в жизнь такой
великой реформы, коренным образом
меняющей положение большей части
населения государства, нужна
была, конечно, огромная подготовительная
работа. Государь без труда нашёл
способных и глубоко преданных
делу сотрудников, принявших на
себя всю тяжесть такой работы.
Первое место среди них занял
Яков Иванович Ростовцев, ставший
правой рукой Александра II в крестьянском
деле. Но ему не суждено было дожить до
дня осуществления его заветной мечты
– 19 февраля 1861 г. Умирая, он обратился
к императору, присутствовавшему при его
кончине, с последними словами: «Государь,
не бойтесь!»