Автор: m********@zhiet.ru, 25 Ноября 2011 в 13:23, доклад
После крестьянского “Положения” в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
Реформы Александра II
Земская реформа.
После крестьянского “Положения” в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало
больших средств, поэтому земствам
было позволено вводить новые
налоги, облагать население повинностями,
образовывать земские капиталы. При
своем полном развитии земская
деятельность должна была охватить
все стороны местной жизни. Новые
формы местного самоуправления не только
сделали его всесословным, но и
расширили круг его полномочий.
Самоуправление получило столь широкое
распространение, что многими было
понято, как переход к
В конце 70-х годов
земства были введены в 35 из 59 российских
губерний.
Городская реформа ( в продолжение земской ).
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
Право избирать и
быть избранным в городскую думу
имели право только жители, обладающие
имущественным цензом (преимущественно
владельцы домов, торгово-промышленных
заведений, банков). В первое избирательное
собрание входили крупные
Компетенция городского
самоуправления была ограничена решением
чисто хозяйственных вопросов (благоустройство
городов, устройство больниц, школ, попечение
о развитии торговли, противопожарные
меры, городское налогообложение).
Судебная реформа.
В числе реформ одно
из первенствующих мест, несомненно, принадлежит
судебной реформе. Эта глубоко продуманная
реформа имела сильное и
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
суд делается устным и гласным;
власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.
по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
устраняется канцелярская тайна;
и для ходатайства
по делам, и для защиты
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был принят
закон, отменивший телесные наказания
шпицрутенами, плетьми, кнутами и
клеймами по приговорам судов гражданских
и военных. От телесных наказаний
полностью освобождались
Аграрная реформа П.А. Столыпина
Аграрный вопрос занимал центральное место во внутренней политике. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был П.А. Столыпин, положил указ от 9 ноября 1906 г.
Столыпинская реформа
После очень сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ был утвержден царем как закон от 14 июня 1910 г. Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г.
Основным положением
реформы Столыпина стало
Важный момент реформы:
помещичья собственность на землю
сохранялась в
Разрушить общину должна
была и другая мера, предложенная Столыпиным:
переселение крестьян. Смысл этой
акции был двоякий. Социально-экономическая
цель — получить земельный фонд
прежде всего в центральных районах России,
где малоземелье у крестьян затрудняло
создание хуторских хозяйств и отрубов.
Кроме того, это давало возможность освоения
новых территорий, т.е. дальнейшего развития
капитализма, хотя это и ориентировало
его на экстенсивный путь. Политическая
цель — разрядить социальную напряженность
в Центре страны. Основные районы переселения
— Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ,
Казахстан. Правительство выделяло переселенцам
средства на проезд, обустройство на новом
месте, но практика показала, что их явно
не хватало.
В период 1905 — 1916 гг.
из общины вышло около 3 млн. домохозяев,
что составляет примерно 1/3 от их численности
в губерниях, где проводилась
реформа. Это означает, что не удалось
ни разрушить общину, ни создать
устойчивый слой собственников. Этот вывод
дополняется данными о неудаче
переселенческой политики. В 1908 — 1909
гг. число переселенцев составило 1,3
млн. чел., но очень скоро многие из
них стали возвращаться назад. Причины
были разные: бюрократизм российского
чиновничества, нехватка средств на
обзаведение хозяйством, незнание местных
условий и более чем сдержанное
отношение старожилов к переселенцам.
Многие умерли в пути или полностью
разорились.
Таким образом, социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Но реформа ускорила расслоение в деревне — формировалась сельская буржуазия и пролетариат. Очевидно, что разрушение общины открывало дорогу капиталистическому развитию, т.к. община была феодальным пережитком.