Реформы Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Реформы начального периода царствования Александра I. Проекты М.М. Сперанского.Либерализм Александра I
Реформы М.М. Сперанского

Содержание

Либерализм Александра I
Реформы М.М. Сперанского

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 16.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реформы Александра I  

Александр I  занял  престол в возрасте 23 лет. Он был  подготовлен к своей венценосной  роли и имел сложившиеся представления  об управлении страной. Взгляды Александра I отличались  гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя:  русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский  просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего  императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из  ссылок, многие др.восстановлены в  гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 МЙ 1801 "Негласного комитета". Члены "Негласного комитета" были людьми  образованными, способными оценить свежую мысль, высказать полезные  идеи, но систематический  труд был не для них. Поэтому в качестве исполнителя общего замысла  реформ был привлечён тогда ещё малоизвестный  Сперанский М.М., который постепенно стал ключевой фигурой при подготовке проектов.Значение Сперанского М.М. особенно возросло с 1807, когда распался "Негласный комитет". Впоследствии из членов комитета лишь  Кочубей В.П. играл видную  государственную роль как при Александре I, так и при Николае I. Придерживаясь либеральных взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую государственную мудрость. Неуклонно проводя либеральный курс, он мастерски мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему людей для дальнейших  действий. При тесном взаимодействии Сперанского М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти все реформы первых лет царствования Александра I. 

Вершиной  политического  творчества Сперанского М.М. стал  конституционный проект  1809 под  названием "Введение к уложению государственных  законов". Проект предполагал установление в России  конституционной монархии с  разделением властей на  законодательную, исполнительную и судебную.  Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван  Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся  Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не  сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал  крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов  общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение  министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 СН 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился  чиновничий аппарат из коллегий. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной  власти. 

Следующим шагом  в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось  1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный  орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный  совет просуществовал до 1917. 

Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть  старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и  административных функций. Он превращался  в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью  и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала  важный шаг в направлении верховенства закона над властью. 

Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали  план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 ФВ 1803 о вольных хлебопашцах. Согласно указу,  помещики получали право отпускать на волю своих  крепостных и наделять их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на  свободу  относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в др.: создавался юридический  прецедент. Отныне по указу  крестьяне  получали право стать не только свободными, но и  собственниками земли. Не случайно поэтому 19 ФВ 1861 в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах. В первой четв.XIX в. были осуществлены ограничения крепостничества: прекратились раздачи имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли. 

Произошли изменения  и в системе образования. В  сёлах начали открываться приходские школы, в  уездах - уездные училища, в  губерниях -  гимназии. В  Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны  университеты. 19 ОК 1811 в  Царском Селе был основан знаменитый  лицей, учеником которого был  Пушкин А.С. 

Менее заметна  деятельность правительства по совершенствованию  местного управления. Россия очень  страдала от произвола губернской и  уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены  ревизии ряда губерний и создана  новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить  имперское законодательство на  национальных окраинах, что нередко  приводило к вспышкам протеста и  даже вооружённой  борьбе, как, напр., на Кавказе. 

В особом положении  находились Польша и  Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский  самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным  монархом. В политическом отношении  провозглашение конституций имело  большое значение. Они порождали  в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался. 

Вслед за польской конституцией 8 ИН 1815 Александр I сделал публичное  заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В 1818 близкий к Александру I Новосильцев H. Н., служивший в это время в Польше, получил указание составить проект российской конституции. Опираясь на политические сочинения Сперанского М.М., конституцию Царства Польского и дру.европейские конституционные акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под названием "Государственная уставная грамота русскому народу". В нём развивались принципы политической свободы, народного представительства и правопорядка. Особенностью проекта Новосильцева Н.Н. было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал "Введению к уложению..." Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое. Несмотря на крайне умеренный либерализм "Государственной уставной грамоты...", от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь её на свет. 17 НЯ 1830 вспыхнуло восстание в Польше, и в руках повстанцев оказались имперские документы, в т.ч. и "Государственная уставная грамота...". В результате она была опубликована повстанцами как акция политического сочувствия русскому народу. 

Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя  судеб Европы. После победы русского народа в  Отечественной войне 1812 и  заграничных походов русской  армии значение России и лично  Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время  Венского конгресса по инициативе русского императора был создан  Священный союз монархов Европы. Даже в глазах  современников  эта  акция воспринималась как  реакционная, направленная на подавление народных  движений. 

Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого  десятилетия его правления. Прежний  план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили  феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.

Информация о работе Реформы Александра I