Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:13, реферат
Реформы начального периода царствования Александра I. Проекты М.М. Сперанского.Либерализм Александра I
Реформы М.М. Сперанского
Либерализм Александра I
Реформы М.М. Сперанского
Реформы Александра
I
Александр I занял
престол в возрасте 23 лет. Он был
подготовлен к своей
Вершиной политического
творчества Сперанского М.М. стал
конституционный проект 1809 под
названием "Введение к уложению государственных
законов". Проект предполагал установление
в России конституционной монархии
с разделением властей на
законодательную, исполнительную и судебную.
Парламентский орган впервые в русской
политической практике был назван
Государственной думой. Высшей законодательной
палатой объявлялся Государственный
совет. Ряд государственных органов сохраняли
свои прежние названия, но их функции существенно
изменялись. В основу избирательной системы
был положен не сословный принцип,
а имущественный ценз, т.е. владение имуществом.
Формально проект не затрагивал крепостного
права, но созданная Сперанским М.М. правовая
система не оставляла для него места. Проект
Сперанского М.М. содержал в себе большую
политическую силу, и поэтому почти столетие
он держался в секрете и в полном виде
стал известен только в н.XX в. Сперанскому
М.М. и тем более Александру I было ясно,
что разом внедрить новую государственную
систему невозможно: слишком сильно было
влияние консервативных кругов общества.
Поэтому план стал внедряться по частям.
Началу перемен положило учреждение
министерств вместо прежних петровских
коллегий, изрядно устаревших за прошедшее
столетие. Министерства были учреждены
8 СН 1802, но первоначально они мало что
изменили, т.к. сохранился чиновничий
аппарат из коллегий. Только после появления
общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства
обрели окончательную структуру исполнительной
власти.
Следующим шагом
в реализации плана преобразований
стало создание Государственного совета,
торжественное открытие которого состоялось
1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный
орган, без мнения которого ни один
закон не мог вступить в силу.
С некоторыми изменениями Государственный
совет просуществовал до 1917.
Реализация принципа
разделения властей не могла не затронуть
старейший государственный
Понимая пагубность
для России крепостного права, Александр
I и его советники разработали
план постепенной его ликвидации.
Первым звеном этого плана стал указ
от 20 ФВ 1803 о вольных хлебопашцах.
Согласно указу, помещики получали
право отпускать на волю своих
крепостных и наделять их землёй. По
этому указу в период царствования
Александра I было отпущено на свободу
относительно немного крестьян, чуть
более 40 тыс. Его главное значение
заключалось в др.: создавался юридический
прецедент. Отныне по указу крестьяне
получали право стать не только свободными,
но и собственниками земли. Не случайно
поэтому 19 ФВ 1861 в документах об отмене
крепостного права делалась ссылка на
указ о вольных хлебопашцах. В первой четв.XIX
в. были осуществлены ограничения крепостничества:
прекратились раздачи имений сановникам,
запрещалось делать объявления о продаже
крепостных без земли, вводились принудительные
меры по отношению к помещикам, жестоко
обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике
было проведено личное освобождение крепостных
крестьян, но без земли.
Произошли изменения
и в системе образования. В
сёлах начали открываться приходские
школы, в уездах - уездные училища,
в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге,
Харькове, Казани и Варшаве были
основаны университеты. 19 ОК 1811 в
Царском Селе был основан знаменитый
лицей, учеником которого был Пушкин
А.С.
Менее заметна деятельность
правительства по совершенствованию
местного управления. Россия очень
страдала от произвола губернской и
уездной администрации. С участием
того же Сперанского М.М. были проведены
ревизии ряда губерний и создана
новая система местного управления
Сибири. Правительство стало настойчиво
вводить имперское законодательство
на национальных окраинах, что нередко
приводило к вспышкам протеста и
даже вооружённой борьбе, как, напр.,
на Кавказе.
В особом положении
находились Польша и Финляндия, получившие
при Александре I конституции, хотя
и с очень ограниченными
Вслед за польской конституцией
8 ИН 1815 Александр I сделал публичное
заявление о введении российской
конституции "наподобие польской".
В 1818 близкий к Александру I Новосильцев
H. Н., служивший в это время в Польше, получил
указание составить проект российской
конституции. Опираясь на политические
сочинения Сперанского М.М., конституцию
Царства Польского и дру.европейские конституционные
акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили
конституционный проект под названием
"Государственная уставная грамота
русскому народу". В нём развивались
принципы политической свободы, народного
представительства и правопорядка. Особенностью
проекта Новосильцева Н.Н. было стремление
ввести политические свободы на местах,
не затрагивая самодержавия. В этом он
сильно уступал "Введению к уложению..."
Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое.
Несмотря на крайне умеренный либерализм
"Государственной уставной грамоты...",
от российской общественности она скрывалась.
Только случай позволил извлечь её на
свет. 17 НЯ 1830 вспыхнуло восстание в Польше,
и в руках повстанцев оказались имперские
документы, в т.ч. и "Государственная
уставная грамота...". В результате она
была опубликована повстанцами как акция
политического сочувствия русскому народу.
Наиболее известна
деятельность Александра I как вершителя
судеб Европы. После победы русского
народа в Отечественной войне 1812
и заграничных походов русской
армии значение России и лично
Александра I в европейской политике
сильно возросло. Во время Венского
конгресса по инициативе русского императора
был создан Священный союз монархов
Европы. Даже в глазах современников
эта акция воспринималась как
реакционная, направленная на подавление
народных движений.
Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.