Реформы Александра I

Автор: l***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:26, доклад

Описание работы

Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 Мая 1801 "Негласного комитета".

Работа содержит 1 файл

Реформы Александра I.docx

— 18.25 Кб (Скачать)

Реформы Александра I 

Александр I занял  престол в возрасте 23 лет. Он был  подготовлен к своей венценосной  роли и имел сложившиеся представления  об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский  священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить  у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при  Павле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских  правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 Мая 1801 "Негласного комитета". Члены "Негласного комитета" были людьми образованными, способными оценить свежую мысль, высказать  полезные идеи, но систематический  труд был не для них. Поэтому в  качестве исполнителя общего замысла  реформ был привлечён тогда ещё  малоизвестный Сперанский М.М., который  постепенно стал ключевой фигурой при  подготовке проектов.Значение Сперанского  М.М. особенно возросло с 1807, когда распался "Негласный комитет". Впоследствии из членов комитета лишь Кочубей В.П. играл видную государственную роль как при Александре I, так и  при Николае I. Придерживаясь либеральных  взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую  государственную мудрость. Неуклонно  проводя либеральный курс, он мастерски  мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему  людей для дальнейших действий. При  тесном взаимодействии Сперанского  М.М. и Кочубея П.В. были проведены  почти все реформы первых лет  царствования Александра I. 

Вершиной политического  творчества Сперанского М.М. стал конституционный  проект 1809 под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в  России конституционной монархии с  разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский  орган впервые в русской политической практике был назван Государственной  думой. Высшей законодательной палатой  объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов  сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы  был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная  Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому  почти столетие он держался в секрете  и в полном виде стал известен только в н.XX в. Сперанскому М.М. и тем  более Александру I было ясно, что  разом внедрить новую государственную  систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних  петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 Сентября 1802, но первоначально  они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Только после появления общего плана  Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру  исполнительной власти. 
 

Следующим шагом  в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось 1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный  орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный  совет просуществовал до 1917. 

Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть  старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и  административных функций. Он превращался  в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью  и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала  важный шаг в направлении верховенства закона над властью. 

Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали  план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 ФеВраля 1803 о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право  отпускать на волю своих крепостных и наделять их землёй. По этому указу  в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось  в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Не случайно поэтому 19 ФВ 1861 в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах. В  первой четв.XIX в. были осуществлены ограничения  крепостничества: прекратились раздачи  имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко  обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли. 

Произошли изменения  и в системе образования. В  сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища, в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. 19 ОКября 1811 в  Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого был Пушкин А.С. 

Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию  местного управления. Россия очень  страдала от произвола губернской и  уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены  ревизии ряда губерний и создана  новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко  приводило к вспышкам протеста и  даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе. 

В особом положении  находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным  монархом. В политическом отношении провозглашение конституций имело большое значение. Они порождали в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался. 

Вслед за польской конституцией 8 ИН 1815 Александр I сделал публичное  заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В 1818 близкий к Александру I Новосильцев H. Н., служивший в это время  в Польше, получил указание составить  проект российской конституции. Опираясь на политические сочинения Сперанского  М.М., конституцию Царства Польского  и дру.европейские конституционные  акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под названием "Государственная  уставная грамота русскому народу". В нём развивались принципы политической свободы, народного представительства  и правопорядка. Особенностью проекта  Новосильцева Н.Н. было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал "Введению к уложению..." Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое. Несмотря на крайне умеренный  либерализм "Государственной уставной грамоты...", от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь её на свет. 17 НЯ 1830 вспыхнуло  восстание в Польше, и в руках  повстанцев оказались имперские  документы, в т.ч. и "Государственная  уставная грамота...". В результате она была опубликована повстанцами  как акция политического сочувствия русскому народу. 

Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя  судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 и заграничных походов русской  армии значение России и лично  Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса по инициативе русского императора был создан Священный союз монархов Европы. Даже в глазах современников  эта акция воспринималась как  реакционная, направленная на подавление народных движений. 

Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого  десятилетия его правления. Прежний  план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных  поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак  не укладывались в систему просвещённой монархии.

Информация о работе Реформы Александра I