Автор: l***************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:26, доклад
Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 Мая 1801 "Негласного комитета".
Реформы Александра
I
Александр I занял
престол в возрасте 23 лет. Он был
подготовлен к своей
Вершиной политического
творчества Сперанского М.М. стал конституционный
проект 1809 под названием "Введение
к уложению государственных законов".
Проект предполагал установление в
России конституционной монархии с
разделением властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Парламентский
орган впервые в русской
Следующим шагом
в реализации плана преобразований
стало создание Государственного совета,
торжественное открытие которого состоялось
1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный
орган, без мнения которого ни один
закон не мог вступить в силу.
С некоторыми изменениями Государственный
совет просуществовал до 1917.
Реализация принципа
разделения властей не могла не затронуть
старейший государственный
Понимая пагубность
для России крепостного права, Александр
I и его советники разработали
план постепенной его ликвидации.
Первым звеном этого плана стал указ
от 20 ФеВраля 1803 о вольных хлебопашцах.
Согласно указу, помещики получали право
отпускать на волю своих крепостных
и наделять их землёй. По этому указу
в период царствования Александра I
было отпущено на свободу относительно
немного крестьян, чуть более 40 тыс.
Его главное значение заключалось
в др.: создавался юридический прецедент.
Отныне по указу крестьяне получали
право стать не только свободными,
но и собственниками земли. Не случайно
поэтому 19 ФВ 1861 в документах об отмене
крепостного права делалась ссылка
на указ о вольных хлебопашцах. В
первой четв.XIX в. были осуществлены ограничения
крепостничества: прекратились раздачи
имений сановникам, запрещалось делать
объявления о продаже крепостных
без земли, вводились принудительные
меры по отношению к помещикам, жестоко
обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике
было проведено личное освобождение
крепостных крестьян, но без земли.
Произошли изменения
и в системе образования. В
сёлах начали открываться приходские
школы, в уездах - уездные училища,
в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге,
Харькове, Казани и Варшаве были
основаны университеты. 19 ОКября 1811 в
Царском Селе был основан знаменитый
лицей, учеником которого был Пушкин
А.С.
Менее заметна деятельность
правительства по совершенствованию
местного управления. Россия очень
страдала от произвола губернской и
уездной администрации. С участием
того же Сперанского М.М. были проведены
ревизии ряда губерний и создана
новая система местного управления
Сибири. Правительство стало настойчиво
вводить имперское
В особом положении
находились Польша и Финляндия, получившие
при Александре I конституции, хотя
и с очень ограниченными
Вслед за польской конституцией
8 ИН 1815 Александр I сделал публичное
заявление о введении российской
конституции "наподобие польской".
В 1818 близкий к Александру I Новосильцев
H. Н., служивший в это время
в Польше, получил указание составить
проект российской конституции. Опираясь
на политические сочинения Сперанского
М.М., конституцию Царства Польского
и дру.европейские
Наиболее известна
деятельность Александра I как вершителя
судеб Европы. После победы русского
народа в Отечественной войне 1812
и заграничных походов русской
армии значение России и лично
Александра I в европейской политике
сильно возросло. Во время Венского
конгресса по инициативе русского императора
был создан Священный союз монархов
Европы. Даже в глазах современников
эта акция воспринималась как
реакционная, направленная на подавление
народных движений.
Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.