Реформы 60 – 70 –х г. г.
XIX века в России, их последствия
К середине 19 в. явственно
проявилось отставание России от передовых
капиталистических государств в
экономической и социально-политической
сферах. Международные события (Крымская
война) показали значительное ослабление
России и во внешнеполитической области.
Поэтому главной целью внутренней политики
правительства во второй половине 19 в.
было приведение экономической и социально-политической
системы России в соответствие с потребностями
времени. Во внутренней политике России
2-ой половины 19 в. выделяются три этапа:
1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов
– подготовка и осуществление крестьянской
реформы; 2) – 60-70-е годы проведение либеральных
реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация,
укрепление государственности и социальной
стабильности традиционными консервативно-административными
методами. Поражение в Крымской войне
сыграло роль важной политической предпосылки
отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало
отсталость и гнилость социально-политической
системы страны. Россия утратила международный
авторитет и почти потеряла влияние в
Европе. Старший сын Николая 1 – Александр
11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно
хорошо подготовлен к управлению гос-вом.
Он получил прекрасное образование и воспитание.
Его наставником был поэт Жуковский и
он повлиял на формирование личности будущего
царя. С юных лет Александр приобщился
к военной службе и к 26 годам стал “полным
генералом”. Путешествия по России и Европе
расширили кругозор наследника. Отец привлекал
его к государственной службе. Он занимался
руководством деятельности Секретных
комитетов по крестьянскому вопросу. И
36-летний император был подготовлен психологически
и практически к тому, чтобы в качестве
первого лица в государстве стать инициатором
освобождения крестьян. Поэтому он вошел
в историю как царь “Освободитель”. Его
фраза, о том “ лучше отменить крепостное
право сверху, чем дожидаться, когда оно
начнет отменяться снизу”, означало, что
правящие круги пришли, наконец, к мысли
о необходимости реформирования гос-ва.
В подготовке реформ принимали участие
члены царской семьи, представители высшей
бюрократии – министр внутренних дел
Ланской, товарищ министра внутренних
дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев.
После отмены кр.права возникла необходимость
изменения местного управления в 1864 г.
была проведена земская реформа. В губерниях
и уездах создавались земские учреждения
(земства). Это были выборные органы из
представителей всех сословий. Все население
было разделено на 3 избирательные группы
- курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие
> 2 десятин земли или владельцы недвижимости
от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались
городские промышленники и торговцы, имевшие
оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская.
Для сельской курии выборы были многоступенчатыми.
В куриях преобладали помещики. Земства
были лишены каких-либо политических функций.
Сфера их деятельности ограничивалась
решением хозяйственных вопросов местного
значения: устройство и содержание путей
сообщения, земских школ и больниц, заботы
о торговле и промышленности. Земства
находились под контролем центральной
и местной власти, которые имели право
приостанавливать любое постановление
земского собрания. Несмотря на это земства
сыграли огромную роль в развитии просвещения
и здравоохранения. И стали центрами формирования
либеральной дворянской и буржуазной
оппозиции. Структура земских учреждений:
это орган законодательный и исполнительный.
Председателями были местные предводители
дворянства. Губернские и уездные собрания
работали независимо друг от друга. Они
лишь раз в год собирались для координации
действий. Исполнительные органы – губернские
и уездные управы выбирались на земских
собраниях. Решали проблемы сбора налогов,
при этом определенный % оставался на местах.
Земские учреждения подчинялись только
сенату. Губернатор в деятельность местных
учреждений не вмешивался, а только следил
за законностью действий.