Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:46, реферат
Александр I, но поэт В.А.Жуковский, по-видимому, догадывался, какая судьба ожидает новорожденного. В стихотворном послании матери младенца поэт высказал пожелание, чтобы на чреде высокой ее сын не забыл святейшего из званий человек. Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Жуковскому занять должность наставника наследника престола. Поэт согласился. Он старался воспитать в цесаревиче гуманность, любовь к своему народу.
д.
Судебная реформа.
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Страна была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
суд делается устным и гласным;
власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.
по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
устраняется канцелярская тайна;
и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 году был
принят закон, отменивший телесные наказания
шпицрутенами, плетьми, кнутами и
клеймами по приговорам судов гражданских
и военных. От телесных наказаний полностью
освобождались женщины. Но сохранялись
розги для крестьян (по приговорам волостных
судов), для ссыльных, каторжных и штрафных
солдат.
е.
Военная реформа.
Военное управление подверглось также преобразованиям.
Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом,
результатом реформы стало
Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
К концу XIX века
численность русской армии
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.
Особое отношение
было к пленным. Военнослужащие, взятые
в плен и не бывшие на службе у
противника, по возвращении домой
получали от государства жалование за
все время нахождения в плену. Пленный
считался лицом пострадавшим. А тех, кто
отличился в боях, ждали воинские награды.
Ордена России ценились особенно высоко.
Они давали такие привилегии, что даже
меняли положение человека в обществе.
ж.
Реформы в области
просвещения.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г.
появился новый устав о
Обращено было
внимание и на женское образование.
Уже в 60-х годах вместо прежних
закрытых женских заведений стали
устраивать открытые, с допущением
девиц всех сословий, причем эти новые
учреждения находились в ведомстве учреждений
императрицы Марии. Подобные гимназии
стало утверждать и Министерство народного
просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было
новое Положение о женских гимназиях и
прогимназиях Министерства народного
просвещения. Потребность к высшему женскому
образованию привела к учреждению педагогических
курсов и высших женских курсов в Петербурге,
Москве, Киеве, Казани и Одессе.
з.
Реформы в области
печати.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).
Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 г.
были утверждены «Временные
«Временные правила
о печати» действовали
2 Контрреформы 80-х начала 90-х гг. XIX в. Утверждение капитализма в России
1 марта 1881 г.
на престол вступил Александр
III, сын императора Александра II.
Мировоззрение нового
Прежде всего
новому императору предстояло закончить
обсуждение проекта графа М.Т.Лорис-
Однако против
продолжения курса реформ выступил
Победоносцев. Он нарисовал мрачную
картину общественного
Лорис-Меликов и либеральные министры вынуждены были подать в отставку. В 1882 г. главой министерства внутренних дел – ключевого ведомства, отвечающего за внутриполитический курс, - стал граф Д.А. Толстой, считавшийся символом не только консерватизма, но и крайней реакции. С этого времени во внутренней политике правительства возобладало стремление сохранить в незыблемости самодержавный строй. Власть отказалась от любых преобразований, способных «поколебать» самодержавие. Происходило укрепление административного аппарата в центре и на местах. Борясь с революционным движением, власть не допускала любой (в том числе и мирной) оппозиции правительственному курсу. Проводилась корректировка реформ 1860 – 1870-х гг. с целью ограничения и ликвидации тех институтов, которые служили «рассадниками инакомыслия». В социальной сфере наряду с всемерной поддержкой «первенствующего сословия»- дворянства – осуществлялись ограниченные мероприятия по крестьянскому и рабочему вопросу, чтобы ликвидировать или ослабить социальные конфликты и являющееся их следствием массовое движение. Восторжествовала политика государственного национализма и антисемитизма. Вместе с тем правительство Александра III сосредоточило внимание на хозяйственно развитии страны, что позволтло в 1880 – 1890-е гг. добиться впечатляющих экономических успехов.
14 августа 1881
г. было издано «Положение о
мерах к охранению
В период борьбы с террористами-народовольцами в 1879 – 1882 гг. было казнено 29 человек; в 1883 -1890 гг. суды вынесли 58 смертных приговоров, но в большинстве случав Александр III заменял смертную казнь каторжными работами или пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости.
Политика правительства была направлена на усиление цензуры. 27 августа 1882 г. были утверждены «Временные правила» о печати, которые устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами. В 1884 г. был введён новый университетский устав, ликвидировалась автономия университетов. Плата за обучение повышалась в 5 раз, были уволены либеральные профессора. Министр народного просвещения И.Д. Делянов 5 июня 1887 г. опубликовал циркуляр о «кухаркиных детях» с запрещением принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.»