Реформаторские
проекты Александра I и М. М. Сперанского
Начало
реформ
Вступив
на престол, Александр не рискнул
прямолинейно проводить политику
абсолютизма. Первые его внутриполитические
мероприятия были связаны с
исправлением наиболее одиозных
распоряжений Павла I, вызвавших
возмущение не только петербургской
аристократии, но и широкой русской
общественности. Он выступил против
деспотизма и самодурства отца, обещал
проводить политику 'по законам и сердцу'
своей бабки Екатерины II. В этом сочетались
как его либеральные воззрения, так и стремление
завоевать популярность в обществе. Александр
восстановил отменённые Павлом 'Жалованные
грамоты' дворянству и городам, объявил
широкую амнистию людям, которые подверглись
преследованиям при Павле. Был вновь разрешён
свободный въезд и выезд за границу, ввоз
иностранных книг, отменялись ограничения
на торговлю с Англией и раздражавшие
людей регламентациями в быту, одежде,
общественном поведении и т.д. Эти меры
создали Александру славу либерала.
Вступив
на престол, Александр дал понять,
что намерен провести реформы
по самым насущным общественно-политическим
проблемам. 5 апреля 1801 был создан
Непременный совет - законосовещательный
орган при государе, получивший
право опротестовывать действия
и указы царя. Однако основным
центром, в котором разрабатывались
идеи преобразований, стал так
называемый Негласный комитет.
В него вошли молодые друзья
царя - граф П. А. Строганов,
польский князь А. Чарторыйский,
граф В. П. Кочубей и граф
Н. Н. Новосильцев. Проекты,
которые они разрабатывали, не
привели к коренным реформам.
Дело ограничилось некоторыми
частными преобразованиями, которые
лишь слегка подновили фасад
Российской империи.
Реформы
государственного управления
В
1802 г. устаревшие коллегии, которые
ещё с петровских времён являлись
главными органами исполнительной
власти, были заменены министерствами.
Эта мера завершила процесс
разграничения функций органов
государственного управления. Она
привела к утверждению системы
отраслевого управления, смене коллегиальности
на единоначалие, к прямой ответственности
министров перед императором,
усилению централизации и укреплению
самодержавия. В России начала
быстро складываться прослойка
бюрократии, всецело зависящей от милости
царя и получаемого за службу жалованья.
Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных
сил, военно-морских сил, иностранных дел,
юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции
и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при
реорганизации министерств их количество
увеличилось, а функции были ещё более
чётко разграничены. Для совместного обсуждения
министрами некоторых вопросов был учреждён
Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован
в Совет министров, просуществовавший
до 1917 г.) .
В
1802 г. был реформирован Сенат,
ставший высшим судебным и
контролирующим органом в системе
государственного управления. Его
участие в законодательной деятельности
выразилось в том, что он
получил право делать 'представления'
императору по поводу устаревших
законов.
Введение
принципа единоначалия затронуло
и управление православной церковью,
которая по-прежнему была подчинена
государству. Духовными делами
ведал Святейший Синод, члены
которого назначались императором.
Во главе Синода стоял обер-прокурор,
человек, как правило, очень
близкий к царю из военных
или гражданских чиновников. Его
роль и полномочия всё больше
усиливались. При Александре I должность
обер-прокурора исполнял в 1803-1824
князь А. Н. Голицын, бывший
с 1816 г. также и министром
народного просвещения.
Александр
I надеялся с введением министерской
системы центрального управления
навести порядок и укрепить
государство. Но решительной победы
с злоупотреблениями достигнуто не было.
В новых министерствах поселились старые
пороки. Разрастаясь, они поднимались
до верхних этажей государственной власти.
Александру были известны сенаторы, бравшие
взятки. Желание изобличить их боролось
в нём с опасением уронить престиж Сената.
Становилось очевидно, что одними перестановками
в бюрократической машине нельзя решить
задачу создания такой системы государственной
власти, которая активно содействовала
бы развитию производительных сил страны,
а н пожирала её ресурсы. Требовался принципиально
новый подход к решению задачи.
Разочарование
в ближайшем окружении заставило
его искать опору в людях,
лично ему преданных и не
связанных с сановной аристократией.
Он приближает к себе сначала
А. А. Аракчеева, а позднее
М. Б. Барклая де Толли, ставшего
в 1810 военным министром, и
М.
М. Сперанского
(1772 - 1839)
, которому Александр поручил разработку
нового проекта государственной реформы.
Сперанский
происходил из семьи сельского
священника. Выдающиеся способности
и трудолюбие выдвинули его
на важные государственные посты.
В 1807 г. Александр приблизил
его к себе, а затем взял
с собой, отправляясь в Эрфурт
на встречу с Наполеоном. Французский
император быстро оценил скромного
статс-секретаря, внешне ничем
не выделявшегося в русской
делегации. 'Не угодно ли вам,
государь, - в шутку спросил он
Александра, - обменять мне этого
человека на какое-нибудь королевство?'
Сперанский отличался широтой
кругозора и строгой системностью
мышления. Он не терпел хаоса
и сумбура. Любой, самый запутанный
вопрос в его изложении приобретал
упорядоченную стройность. В 1809 г.
по поручению Александра он
составил проект коренных преобразований.
Осуществление
проекта М. М. Сперанского
могло бы способствовать началу
конституционного процесса в
России. В основу государственного
устройства Сперанский положил
принцип разделения властей -
законодательной, исполнительной
и судебной. Каждая из них, начиная
с самых нижних звеньев, должна
была действовать в строго
очерченных рамках закона. Создавались
представительные собрания нескольких
уровней во главе с Государственной
думой - всероссийским представительным
органом. Дума должна была давать
заключения по законопроектам, представленным
на её рассмотрение, и заслушивать
отчёты министров.
Все
власти - законодательная, исполнительная
и судебная - соединялись в Государственном
совете, члены которого назначались
царём. Мнение Государственного
совета, утверждённое царём, становилось
законом. Если в Государственном
совете возникало разногласие,
царь по своему выбору утверждал
мнение большинства или меньшинства.
Ни один закон не мог вступить
без осуждения в Государственной
думе и Государственном совете.
Реальная
законодательная власть по проекту
Сперанского оставалась в
руках царя. Но Сперанский подчёркивал,
что суждения Думы должны быть
свободными, они должны выражать
'мнение народное' . В этом и заключается
его принципиально новый подход: действия
властей в центре и на местах он хотел
поставить под контроль общественного
мнения. Ибо безгласность народа открывает
путь к безответственности властей.
По
проекту Сперанского избирательными
правами пользовались все граждане
России, владеющие землёй или
капиталами, включая государственных
крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга
и крепостные крестьяне в выборах не участвовали,
но пользовались важнейшими гражданскими
правами. Главное из них Сперанский
сформулировал так: 'Никто не может быть
наказан без судебного приговора' . Это
должно было ограничить власть помещиков
над крепостными.
Осуществление
проекта началось в 1810 г., когда
был создан Государственный совет.
В течение 1810-11 в Государственном
совете обсуждались предложенные
Сперанским планы финансовой, министерской
и сенатской реформ. Реализация
первой из них привела к
сокращению бюджетного дефицита,
к лету 1811 было завершено преобразование
министерств.
Между
тем сам Александр испытывал
сильнейшее давление придворного
окружения, включая членов его
семьи, стремившихся не допустить
радикальных реформ. Высшее дворянство,
прослышав о планах Сперанского
наделить гражданскими правами
крепостных, выражало недовольство.
Против Сперанского объединились
все консерваторы, среди которых
особо выделялся А. А. Аракчеев,
бывший фаворит Павла, попавший
в милость и к новому императору.
Определенное влияние на него,
по-видимому, оказала и 'Записка
о древней и новой России' Н. М. Карамзина,
которая дала, очевидно, повод императору
усомниться в правильности избранного
им пути. Немаловажное значение имел фактор
и международного положения России: усиливавшееся
напряжение в отношениях с Францией и
необходимость подготовки к войне давали
возможность оппозиции трактовать реформаторскую
деятельность Сперанского как антигосударственную.
Сперанский был окружён платными и
добровольными шпионами, которые передавали
царю каждое его неосторожное слово. В
марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан
в ссылку.
Реформы
1802-1812 гг. не изменили самодержавной
сущности политической системы
России. Они усилили централизацию
и бюрократизацию государственного
аппарата. Как и прежде, император
обладал верховной законодательной
властью.
В последующие
годы реформаторские настроения Александра
I отразились во введении конституции
в Царстве Польском (1815) , сохранении сейма
и конституционного устройства в Финляндии,
присоединённой к России в 1809 г., а также
в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению
царя 'Уставной грамоты Российской империи'
(1819-1820) . В проекте предусматривалось разделение
ветвей власти, введение представительных
органов, равенство всех граждан перед
законом и федеративный принцип государственного
устройства. Однако все эти предложения
остались на бумаге.
Использованная
в докладе литература:
История
России. Учебник. А. С. Орлов,
В. А. Георгиев - М.: ПРОСПЕКТ, 1997
История
Россия с начала XVII до конца
XIX века. Л. В. Милов, П. Н. Зырянов,
А. Н. Боханов - М.: АСТ, 1996
Попытка
осуществления либеральных реформ
Александром Реформаторская дея
тельность М М. Почему идеи и проекты
Сперанского Новосильцева Пестеля Муравьева
не были реализованы. Александр и М М
Сперанский реформаторские идеи и
реформаторская деятельность. Какими
функциями согласно проекту М М
Сперанского должны были обладать Сенат.
Какими функциями согласно проекту
М М Сперанского должен был обладать
Сенат. Какими функциями согласно проэкту
М М Сперанского должен был обладать
сенат. Почему проект сперанского
в начале поддержан императором не был
реализован. В гг М М Сперанский
провёл реформу государственного управления
по которой. Какими функциями согласно
проекту М М Сперанского должны были
обладать. Назовите основные направления
реформаторской деятельности Александра.
От реформаторского к консервативному
политическому курсу Александра. Какими
функциями согласно проекту Сперанского
должны были обладать. Реформаторская
деятельность М М Сперанского противники
и союзники. Причины побудившие Александра
отправить М М Сперанского в ссылку.
Сравнение реформа новосильцева и сперанского
сходства и различия.