Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:38, доклад

Описание работы

Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Работа содержит 1 файл

Реформаторские проекты Александра I.docx

— 21.53 Кб (Скачать)
   

Реформаторские  проекты  Александра I и М. М.  Сперанского 

 Начало  реформ

 Вступив  на престол, Александр не рискнул  прямолинейно проводить политику  абсолютизма. Первые его внутриполитические  мероприятия были связаны с  исправлением наиболее одиозных  распоряжений Павла I, вызвавших  возмущение не только петербургской  аристократии, но и широкой русской  общественности. Он выступил против  деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику 'по законам и сердцу' своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом 'Жалованные грамоты' дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала.

 Вступив  на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы  по самым насущным общественно-политическим  проблемам. 5 апреля 1801 был создан  Непременный совет - законосовещательный  орган при государе, получивший  право опротестовывать действия  и указы царя. Однако основным  центром, в котором разрабатывались  идеи преобразований, стал так  называемый Негласный комитет.  В него вошли молодые друзья  царя - граф П. А. Строганов,  польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф  Н. Н. Новосильцев. Проекты,  которые они разрабатывали, не  привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми  частными преобразованиями, которые  лишь слегка подновили фасад  Российской империи.

 Реформы  государственного управления

 В  1802 г. устаревшие коллегии, которые  ещё с петровских времён являлись  главными органами исполнительной  власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс  разграничения функций органов  государственного управления. Она  привела к утверждению системы  отраслевого управления, смене коллегиальности  на единоначалие, к прямой ответственности  министров перед императором,  усилению централизации и укреплению  самодержавия. В России начала  быстро складываться прослойка  бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.) .

 В  1802 г. был реформирован Сенат,  ставший высшим судебным и  контролирующим органом в системе  государственного управления. Его  участие в законодательной деятельности  выразилось в том, что он  получил право делать 'представления'  императору по поводу устаревших  законов.

 Введение  принципа единоначалия затронуло  и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена  государству. Духовными делами  ведал Святейший Синод, члены  которого назначались императором.  Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень  близкий к царю из военных  или гражданских чиновников. Его  роль и полномочия всё больше  усиливались. При Александре I должность  обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший  с 1816 г. также и министром  народного просвещения.

 Александр  I надеялся с введением министерской  системы центрального управления  навести порядок и укрепить  государство. Но решительной победы  с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а н пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

 Разочарование  в ближайшем окружении заставило  его искать опору в людях,  лично ему преданных и не  связанных с сановной аристократией.  Он приближает к себе сначала  А. А. Аракчеева, а позднее  М. Б. Барклая де Толли, ставшего  в 1810 военным министром, и

 М.  М.  Сперанского 

(1772 - 1839) , которому Александр поручил разработку нового  проекта государственной реформы.

  Сперанский  происходил из семьи сельского  священника. Выдающиеся способности  и трудолюбие выдвинули его  на важные государственные посты.  В 1807 г. Александр приблизил  его к себе, а затем взял  с собой, отправляясь в Эрфурт  на встречу с Наполеоном. Французский  император быстро оценил скромного  статс-секретаря, внешне ничем  не выделявшегося в русской  делегации. 'Не угодно ли вам,  государь, - в шутку спросил он  Александра, - обменять мне этого  человека на какое-нибудь королевство?'  Сперанский  отличался широтой  кругозора и строгой системностью  мышления. Он не терпел хаоса  и сумбура. Любой, самый запутанный  вопрос в его изложении приобретал  упорядоченную стройность. В 1809 г.  по поручению Александра он  составил  проект  коренных преобразований.

 Осуществление   проекта  М. М.  Сперанского   могло бы способствовать началу  конституционного процесса в  России. В основу государственного  устройства  Сперанский  положил  принцип разделения властей - законодательной, исполнительной  и судебной. Каждая из них, начиная  с самых нижних звеньев, должна  была действовать в строго  очерченных рамках закона. Создавались  представительные собрания нескольких  уровней во главе с Государственной  думой - всероссийским представительным  органом. Дума должна была давать  заключения по законопроектам, представленным  на её рассмотрение, и заслушивать  отчёты министров.

 Все  власти - законодательная, исполнительная  и судебная - соединялись в Государственном  совете, члены которого назначались  царём. Мнение Государственного  совета, утверждённое царём, становилось  законом. Если в Государственном  совете возникало разногласие,  царь по своему выбору утверждал  мнение большинства или меньшинства.  Ни один закон не мог вступить  без осуждения в Государственной  думе и Государственном совете.

 Реальная  законодательная власть по  проекту   Сперанского  оставалась в  руках царя. Но  Сперанский  подчёркивал,  что суждения Думы должны быть  свободными, они должны выражать 'мнение народное' . В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

 По  проекту   Сперанского  избирательными  правами пользовались все граждане  России, владеющие землёй или  капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них  Сперанский  сформулировал так: 'Никто не может быть наказан без судебного приговора' . Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

 Осуществление  проекта началось в 1810 г., когда  был создан Государственный совет.  В течение 1810-11 в Государственном  совете обсуждались предложенные  Сперанским  планы финансовой, министерской  и сенатской реформ. Реализация  первой из них привела к  сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование  министерств.

 Между  тем сам Александр испытывал  сильнейшее давление придворного  окружения, включая членов его  семьи, стремившихся не допустить  радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах  Сперанского   наделить гражданскими правами  крепостных, выражало недовольство. Против  Сперанского  объединились  все консерваторы, среди которых  особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший  в милость и к новому императору. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и 'Записка о древней и новой России' Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность  Сперанского как антигосударственную.  Сперанский  был окружён платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку.

 Реформы  1802-1812 гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы  России. Они усилили централизацию  и бюрократизацию государственного  аппарата. Как и прежде, император  обладал верховной законодательной  властью.

 В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815) , сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя 'Уставной грамоты Российской империи' (1819-1820) . В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

 Использованная  в докладе литература:

 История  России. Учебник. А. С. Орлов,  В. А. Георгиев - М.: ПРОСПЕКТ, 1997

 История  Россия с начала XVII до конца  XIX века. Л. В. Милов, П. Н. Зырянов,  А. Н. Боханов - М.: АСТ, 1996

 Попытка  осуществления либеральных реформ  Александром Реформаторская дея тельность М М. Почему идеи и проекты   Сперанского Новосильцева Пестеля Муравьева не были реализованы. Александр и М М  Сперанский  реформаторские идеи и реформаторская деятельность. Какими функциями согласно  проекту М М  Сперанского должны были обладать Сенат. Какими функциями согласно  проекту М М  Сперанского должен был обладать Сенат. Какими функциями согласно проэкту М М  Сперанского должен был обладать сенат. Почему  проект   сперанского  в начале поддержан императором не был реализован. В гг М М  Сперанский  провёл реформу государственного управления по которой. Какими функциями согласно  проекту М М  Сперанского должны были обладать. Назовите основные направления реформаторской деятельности Александра. От реформаторского к консервативному политическому курсу Александра. Какими функциями согласно  проекту   Сперанского должны были обладать. Реформаторская деятельность М М  Сперанского противники и союзники. Причины побудившие Александра отправить М М  Сперанского в ссылку. Сравнение реформа новосильцева и сперанского  сходства и различия.

Информация о работе Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского