Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:48, реферат
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного периода вызывают, скажем прямо, противоречивые толки...
Введение ……………………………………………………….3
1. Социально- политическое и экономической
положение в России на рубеже веков. …………………..4
2. Аграрная реформа:
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы……. 8
2.2. Содержание столыпинской аграрной реформы…..9
2.3. Методы столыпинской аграрной реформы……….11
2.4. Итоги реализации аграрной реформы…………….13
3. Иные направления реформирования………………….15
Заключение………………………………………………….18
Список испльзованных источников………………………20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………………….3
1. Социально- политическое и экономической
положение в России
на рубеже веков.
…………………..4
2. Аграрная реформа:
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы……. 8
2.2.
Содержание столыпинской
аграрной реформы…..9
2.3.
Методы столыпинской
аграрной реформы……….11
2.4.
Итоги реализации
аграрной реформы…………….13
3.
Иные направления
реформирования………………….15
Заключение………………………………………………….
Список
испльзованных источников………………………20
Введение
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного периода вызывают, скажем прямо, противоречивые толки...
Между
тем исторический опыт
представляет собой представляет собой
неисчерпаемый источник ценнейшей информации:
конкретно- исторических примеров. Если
речь идет о реформаторской деятельности,
то можно с уверенностью сказать, что на
основе этих примеров можно в какой- то
мере приблизиться к пониманию реформ
современных, а в определенных случаях
и предсказать, спрогнозировать принципиальные
направления их развития в будущем. . В
печати часто можно встретить словосочетание
"столыпинская реформа", под которой
разумеется лишь аграрная реформа. Но
так как мы имеем дело с программой,
т. е. своего рода упорядоченной системой,
то совершенно необходимо рассмотреть
аграрную реформу в ее неразрывной связи
с некоторыми другими направлениями реформирования,
а также с проблемами, которые так или
иначе имеют к ней отношение: к примеру,
вопрос о соотношении реформы и Думы.
1. Социально- политическое и экономической положение в России на рубеже веков.
К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.
На рубеже XIX- XX веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально- экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции. К сожалению, верхи не редко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
1905-
1907 гг. со всей очевидностью показали
нерешенность аграрного и
Н. Эйдельмана, предлагает три пути :
1. Продолжение
революции снизу, что
2. Контрреволюция сверху; в какой- то степени она осуществляется: переворот
3 июня 1907 г. -разгон II Государственной Думы - довольно отчетливый
пример...
Однако большего правители
"бесстыжего" избирательного закона, увеличившего представительство в Думе
крупных землевладельцев и буржуазных элементов, никаких крупных контрреволюционных мер не последовало.
При угрозе новых революционных волнений снизу и более чем скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по третьему пути - еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии. С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе!
Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (напр. политической или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы.
6
марта 1907 года, П. А. Столыпин
выступил перед II Государственной
Думой с изложением
10
мая Столыпин выступил с
Всегда были и будут тунеядцы, решительно заявил премьер. Но не на них должно ориентироваться государство: только "право способного, право даровитого создало право собственности на Западе". Способный, трудолюбивый крестьянин- "соль земли русской", и поэтому его надо поскорее освободить "от тисков" общины, передав ему землю в неотъемлемую собственность.
24
августа 1906 года была опубликована
правительственная программа,
Второй центральной
задачей правительства Столыпин объявлял
проведение аграрного закона 9 ноября,
являющегося "коренной мыслью правительства,
руководящей его идеей... не беспорядочная
раздача земель, не успокоение бунта подачками-
бунт погашается силой,
а признание неприкосновенности частной
собственности и как последствие, отсюда
вытекающее, создание мелкой личной собственности,
реальное право выхода из общины и разрешение
вопросов улучшенного землепользования
- вот задачи, осуществление которых правительство
считало и считает вопросами бытия русской
державы
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы.
Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы- создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что "...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского строя. Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной "подкормке" в виде казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое- сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки общины, могли обойти "убогих и пьяных". И второе- добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению
крестьянской общины способствовал не
только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие
законы 1909- 1911 гг., предусматривающие роспуск
общины и возможность его проведения решением
простого большинства, а не 2/3, как это
было раньше. После принятия указа 9 ноября
Государственной Думой он поступил на
обсуждение Государственного совета и
также был принят, после чего стал именоваться
законом 14 июня 1910 года.
2.2. Содержание столыпинской аграрной реформы
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.
Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Условия продаж были довольно жесткими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом(крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей(радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства- , как предполагалось, опору самодержавия.
В конце августа- начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчет, с учетом которого Столыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земледелия направило в Государственную думу главнейший из тех документов- "Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей". Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.
Проведение
законопроекта в жизнь