Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:41, доклад
Около 200 лет назад в Российском государстве произошло знаменательное событие. С первого дня нового 1810 г. управление государством, в том числе финансами, стало осуществляться по новым порядкам. Это событие связано с именем Михаила Михайловича Сперанского. Переосмысливая события двухсотлетней давности, можно обнаружить, что реформы государственной власти совпали с началом бурного развития финансовой мысли в России. Случайное ли это совпадение или это закономерное следствие проводимых реформ? Роль М. М. Сперанского как реформатора российской государственности в аспекте финансовых преобразований и развития финансовой мысли является интересным полем для исследования.
Реформа Сперанского: финансовый аспект
Около 200 лет назад в Российском
государстве произошло
В целом роль М. М. Сперанского в
российской истории можно понять
по тому, кто, что и как о нем
писал. Например, историк B. И. Семевский
в дореволюционном словаре
С. Н. Южакову, российскому публицисту и экономисту, была хорошо известна деятельность М.М. Сперанского, а как экономист Сергей Николаевич не мог пропустить значения Михаила Михайловича для российских государственных финансов. В статье сказано, что он разработал "замечательные финансовые планы, впервые вносившие порядок и научную систему в управление русскими финансами", а также подготовил указ, которым "повышался образовательный ценз чиновников" [13, с. 725]. Таким образом, позиция С. Н. Южакова позволяет увидеть роль М.М. Сперанского как реформатора российских финансов и финансового образования.
В первом издании "Большой Советской Энциклопедии" автором статьи о М. М. Сперанском был известный российский историк и специалист по социально-экономическим проблемам, академик АН СССР Владимир Иванович Пичета (1878 - 1947). В небольшой своей статье В. И. Пичета немало сказал о финансовой деятельности М.М. Сперанского. Но особенно ценно то, что идеи М.М. Сперанского о преобразовании государственных финансов представлены в контексте общего плана государственного преобразования, а развитие финансов - как условие политических реформ.
В оценке деятельности М. М. Сперанского отсутствуют слова, оскорбляющие его, но при этом существует критика в форме полемики, спора при обсуждении, выяснении проблем, вопросов. Да и как можно иначе исследовать и оценивать деятельность М. М. Сперанского? По крайней мере, нужно дорасти до его миропонимания, научной образованности, уровня его профессиональной состоятельности.
М. М. Сперанский был реформатором, но был ли он тем, кто оказал влияние на науку требуется обосновать, доказать, и тогда его роль в науке прояснится.
Исследуя научное творчество М.М. Сперанского, важно, и это главное, представить себе не отдельную его записку, не отдельный факт, действие, а в целом всю совокупность бумаг, событий, поступков Михаила Михайловича. Одно отдельно взятое не позволит увидеть целого, т.е. требуется системный подход к осознанию роли М. М. Сперанского в финансовой мысли России, потому что сам Михаил Михайлович был, говоря словами В. О. Ключевского, "воплощенная система".
Сложно найти пример не только в России, но и в мировом опыте, когда один человек мог предложить столь подробно взаимосвязанную совокупность политических, социальных, экономических идей трансформации национальной общественной системы. Финансовые аспекты не только содержатся в плане реформ М. М. Сперанского, их совокупность составляет существенную часть, финансы - причина реформ, их состояние заставило безотлагательно приступить к преобразованиям российского государства, о чем свидетельствуют следующие слова Михаила Михайловича: "Скрывать затруднения финансов есть верный способ умножать запутанность и питать беспокойство; к тому же ежедневное падение бумаг преграждает всякую возможность скрыть настоящее их положение. Первый шаг исправления есть признать публично сии затруднения, но вместе с тем показать средства и пути исправления... Кто чувствует свою силу, тот не боится угроз или нареканий. Россия в отношении к ее финансам точно стоит в сем отношении" [12, с. 234].
Увидеть финансовые идеи М. М. Сперанского в содержании всего его реформаторского плана, понять, что совокупность его финансовых взглядов представлена им частью науки о государстве, а финансы - частью государственной системы - это значит определить генезис финансов как системы, это значит начать осознавать его роль в российской финансовой науке.
Михаил Михайлович продуцировал идеи,
которые его характеризуют
Охватить весь масштаб и разнообразие предлагаемых М.М. Сперанским мероприятий по преобразованию российского государства трудно, и тем удивительнее то, как он это мог осмыслить и в подробностях изложить. Многие, почти все исследователи жизни М.М. Сперанского, характеризуют его, говоря современным жаргоном, как трудоголика и необыкновенно от природы одаренного. В. О. Ключевский пишет, что Михаил Михайлович способен был "бесконечно работать (48 часов в сутки)... Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей... Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий" [1, с. 198 - 200].
Невозможно охватить все аспекты
научной деятельности М. М. Сперанского
для того, чтобы в полной мере
представить его как
Это роль М. М. Сперанского в отечественной финансовой науке - роль ученого-финансиста. Но есть еще одна его роль - это роль государственного чиновника, который разработал законы для успешного осуществления реформ в стране образованными государственными чиновниками.
В 1809 г. издаются два указа: (в апреле - о придворных званиях и в августе - об экзаменах на гражданские чины). Первый указ должен был изменить процедуру карьерного роста. До этого звания камергера и камер-юнкера могли быть получены уже, как сказал М.А. Корф, в колыбели 2, с. 173]. Эти звания давали сразу же высокие чины: соответственно 4-го и 5-го классов по табелю о рангах, в котором низшим был 14-й класс (надворный библиотекарь, надворный аптекарь). Молодые люди, имея звания и чин, могли не состоять на государственной службе, не выполнять никаких обязательств, а вести праздный образ жизни. Апрельским указом давалось распоряжение тем, кто не состоял на службе, в течение двух месяцев выбрать род занятий и начать службу, а иначе звание становится лишь знаком отличия, не дающим права на чин. Таким образом, карьерный рост государственных чиновников, в том числе финансистов, должен был стать зависимым от практической, профессиональной деятельности.
Второй, августовский, указ имел целью
поднять общий уровень
Александр I еще задолго до указов
1809 г. пытался устранить этот недостаток.
В 1803 г. были обнародованы "Общие
правила народного просвещения"
Августовский указ 1809 г. прозвучал для многих не имеющих образования как приговор, запретив производить в чины служащих, не имеющих свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержавших в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. Программа включала в себя ряд дисциплин университетского курса, которые как тогда, так и сегодня служат многостороннему образованию, но не навыкам работы в будущей профессии, на конкретной должности. И вот это, а именно обязанность приобретать "лишние знания", вызвало, мягко говоря, недовольство, которое среди прочих претензий к осуществляемым в стране переменам, высказал Н.М. Карамзин в записке о древней и новой России.
Смысл недовольства по поводу образования и экзаменов чиновников заключался в том, что лишние знания не нужны. Читая об этом, невольно встает образ недоросля у Дениса Ивановича Фонвизина (1744 или 1745 - 1792): "Зачем, - спрашивает Митрофанушка, - знать географию, если извозчик тебя довезет?" Зачем, спрашивает Н.М. Карамзин, знать геометрию тем, кто не землемер? [2, с. 181].
Эти указы произвели большой
переполох в придворном обществе
и чиновной среде, и выразились во
враждебности к ее автору - М. М. Сперанскому,
который ясно и твердо высказал требования,
каким должны соответствовать служащие
в правительственных
Эти указы затем дополнялись
всякими исключениями, послаблениями,
сам автор пострадал. Враждебность
общества заставила Александра I отправить
М. М. Сперанского в ссылку, но, как
бы то ни было, эти указы стали
толчком к получению