Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:30, реферат
Цивилизация – это ограниченная во времени и пространстве, культурно-историческое общество (система),
обеспечивающее её (цивилизацию) стабильность(ю) и способность(ю) к саморазвитию, путём саморегуляции обмена с окружающей средой.
Речные
цивилизации Древнего Востока
Цивилизация – это ограниченная во времени и пространстве, культурно-историческое общество (система),
обеспечивающее
её (цивилизацию) стабильность(ю) и способность(ю)
к саморазвитию, путём саморегуляции обмена
с окружающей средой.
Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного признака (наряду с тремя основными признаками) называют систему ирригации - искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянную влагу почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.
Именно в таких
областях в IV-III тыс. до н.э. и возникают
великие культуры древности – «речные
цивилизации», которые находились на поймах
рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга,
Хуанхе и Янцзы. Это были аграрные цивилизации
с элементами урбанистической культуры.
Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей.
Проявляеться первый и самый главный признак Древне-Восточных речный Цивиллизаций «Коллективизм», а так же появляеться «Разделение труда» - Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины (Община - это основная ячейка общества). Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, а так же для постройки орошительной системы требовались познания в разных науках, таких как: математика, плотницкое дело (строительное дело), а также требовалось познание в писменности, для учета проделанной работы. Еще не менее важная наука – это астрономия, так как наблюдая за звездами, за лунлой, вообще за небом в целом, люди могли определять время разливов рек, какой будет урожай и многое другое.
В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. И именно у них, молодое государство, организовывавшее полезное для всех невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка, так как уже само место расположение возле рек, позваляло этим государствам (цивиллизациям) развивать мореходство, торговые отношения с другими государствами и племенами. Экономический подьем в свою очередь позвалял содержать большую армию, для защиты границ и захвата новых земель.
Урожаи с орошаемых
каналами земель возросли многократно.
С появлением ирригационных систем в Месопотамии
дворы общинников начали сосредоточиваться
вокруг общего храма - резиденции царя-жреца.
Глава раннего государства, располагавший
постоянной вооружённой силой, своей личной
охраной (дружиной), становится естественной
защитой обогатившихся общинников от
отсталых и более бедных соседей-варваров.
Итоги
Таким образом,
возникновение ирригации
Непосредственным
производителем материальных благ в ирригационных
системах был крестьянин, юридически свободный,
но обязанный государству трудовой повинностью.
Производственный труд рабов по самым
элементарным экономическим причинам
не мог применяться: не было не только
дефицита, но существовал избыток трудовых
ресурсов (населения в трудоспособном
возрасте). В период разливов рек, когда
сельскохозяйственные работы прекращались,
эти избыточные трудовые ресурсы необходимо
было занять. Поэтому-то древневосточные
государства силами трудообязанных крестьян
могли вести строительство грандиозных
сооружений - египетских пирамид, вавилонских
башен, великой китайской стены и др. Рабство
захваченных на войне и кабальных людей
(несостоятельных должников)носило домашний,
а не производственный характер, преследовало
политические и идеологические цели. Огромные
массы слуг в домах царей и знати - все
это лишний раз подчеркивало престиж деспотии,
ее безграничную власть. Поэтому правовое
положение рабов не очень отличалось от
положения свободного населения: фактически
все были рабами государства.
Итак, появление системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство - надобщинная и «профессиональная» власть. Но есть и другой, более общий признак цивилизации - монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти.
Однако государственная власть формируется обычно немногим ранее самой цивилизации. Она как бы создаёт условия для общественного и культурного «рывка», основные признаки которого - сосредоточение населения в городах и развитие письма.