Речные цивилизации Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:30, реферат

Описание работы

Цивилизация – это ограниченная во времени и пространстве, культурно-историческое общество (система),
обеспечивающее её (цивилизацию) стабильность(ю) и способность(ю) к саморазвитию, путём саморегуляции обмена с окружающей средой.

Работа содержит 1 файл

речные.doc

— 37.00 Кб (Скачать)
 
 

Речные  цивилизации Древнего Востока 

Цивилизация –  это ограниченная во времени и  пространстве, культурно-историческое общество (система),

обеспечивающее её (цивилизацию) стабильность(ю) и способность(ю) к саморазвитию, путём саморегуляции обмена с окружающей средой. 

Когда речь заходит  о наиболее ранних цивилизациях, в  качестве дополнительного признака (наряду с тремя основными признаками) называют систему ирригации - искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянную влагу почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких  областях в  IV-III тыс. до н.э. и возникают великие культуры древности – «речные цивилизации», которые находились на поймах рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы. Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры.  

Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей.

Проявляеться  первый и самый главный признак Древне-Восточных речный Цивиллизаций «Коллективизм», а так же появляеться «Разделение труда» -  Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины (Община - это основная ячейка общества). Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, а так же для постройки орошительной системы требовались познания в разных науках, таких как: математика, плотницкое дело (строительное дело), а также требовалось познание в писменности, для учета проделанной работы. Еще не менее важная наука – это астрономия, так как наблюдая за звездами, за лунлой, вообще за небом в целом, люди могли определять время разливов рек, какой будет урожай и многое другое.

В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. И именно у них, молодое государство, организовывавшее полезное для всех невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка, так как уже само место расположение возле рек, позваляло этим государствам (цивиллизациям) развивать мореходство, торговые отношения с другими государствами и племенами. Экономический подьем в свою очередь позвалял содержать большую армию, для защиты границ и захвата новых земель.

Урожаи с орошаемых  каналами земель возросли многократно. С появлением ирригационных систем в Месопотамии дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма - резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой, своей личной охраной (дружиной), становится естественной защитой обогатившихся общинников от отсталых и более бедных соседей-варваров.  
 
 
 

Итоги 

Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднее ранних городах. Увеличило урожаи, ускорило научный процесс, способствовало экономическому процессу, способствовало содержанию армии, защите границ и захвату новых земель. 

Непосредственным производителем материальных благ в ирригационных системах был крестьянин, юридически свободный, но обязанный государству трудовой повинностью. Производственный труд рабов по самым элементарным экономическим причинам не мог применяться: не было не только дефицита, но существовал избыток трудовых ресурсов (населения в трудоспособном возрасте). В период разливов рек, когда сельскохозяйственные работы прекращались, эти избыточные трудовые ресурсы необходимо было занять. Поэтому-то древневосточные государства силами трудообязанных крестьян могли вести строительство грандиозных сооружений - египетских пирамид, вавилонских башен, великой китайской стены и др. Рабство захваченных на войне и кабальных людей (несостоятельных должников)носило домашний, а не производственный характер, преследовало политические и идеологические цели. Огромные массы слуг в домах царей и знати - все это лишний раз подчеркивало престиж деспотии, ее безграничную власть. Поэтому правовое положение рабов не очень отличалось от положения свободного населения: фактически все были рабами государства. 

Итак, появление  системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство - надобщинная и «профессиональная» власть. Но есть и другой, более общий признак цивилизации - монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти.

Однако государственная власть формируется обычно немногим ранее самой цивилизации. Она как бы создаёт условия для общественного и культурного «рывка», основные признаки которого - сосредоточение населения в городах и развитие письма.


Информация о работе Речные цивилизации Древнего Востока