Рецензия на монографию Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:30, аттестационная работа

Описание работы

Целью данной работы является краткое изложение содержания книги и формирование оценочных суждений относительно задач, поставленных автором, при написании монографии.

Работа содержит 1 файл

Кокорева. Реферат..doc

— 53.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокорева Валерия Евгеньевна

Рецензия на монографию Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси»

 

 

Реферат по истории России студентки

1-го курса очной формы обучения

группа 3 специальность «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

к.и.н., доцент кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ

 

Шебалдина Галина Викторовна

 

                                  

 

 

 

 

Москва  2010

Романов Борис Александрович (1889-1957) - российский историк, свою жизнь посвятивший изучению отношений России со странами Востока, исследованию новой истории и истории древней Руси. Будучи блестящим источниковедом, в своих работах он вплотную опирался на жития и летописи великих, памятники древнерусского права такие как «Русская Правда», Судебник 1550 и другие, сочетая выдержки из первоисточников
с новаторской манерой повествования. Анализируя труды Романова, нельзя обойти стороной наилучшую, по его собственному мнению, книгу «Люди и нравы древней Руси»,
обличающую быт и характер людей периода домонгольской Руси. Целью данной работы является краткое изложение содержания книги и формирование оценочных суждений относительно задач, поставленных автором, при написании монографии.

Стоит упомянуть об особенностях создания книги, о которых повествует автор
в предисловии. Множество препятствий вставало перед лицом Романова по мере написания историко-бытовых очерков. Тяжелые месяцы в ссылках и заточении совпадали с работой над текстом книги, изданию же ее помешала не только обстановка разгоревшейся войны, но и идеологический спор Романова с главой советской исторической науки Б.Д.Грековым, воззрения которого не нашли место в очерках. Лишь преобразование издания из специального исследования в научно-популярную книгу позволило ей выйти
в свет. Однако обвинения в антипатриотизме не переставали сыпаться на автора, и только после кончины Романова благодаря выступлениям и статьям именитых критиков того времени начался продолжительный процесс «реабилитации» книги с ее последующими переизданиями.

Предисловие также знакомит нас с теми необычными авторскими приемами, в корне изменившими представление о труде, носящем исторический характер. Например, нельзя недооценивать роль центральной фигуры работы - образа Даниила Заточника, подобно путеводителю, открывающему нам доселе невиданный мир древнерусского
общества. «Слово Даниила Заточника» и «Русская Правда» являются едва ли не основополагающими материалами очерков. Тем не менее, Романов отказался от доскональной
трактовки материалов летописных повествований, применив к ним метод литературного анализа, тем самым позволив себе осторожно взаимодействовать с силуэтными отображениями исторических фактов, так или иначе попавших в летопись. Эти особенности позволили Романову показать разные социальные типы древнерусского общества от челяди до духовенства, обличить коллективное мышление представителей каждой общности, описать жизнь человека от рождения до смерти и изучить семью как самостоятельную ячейку общества.

К слову о названии книги: необходимо отметить, что именно люди являются центральной темой работы, тогда как их нравы представляют собой некий фон, посредством которого эти люди нам являются в тех или иных образах.

Содержание книги намеренно разделено на семь глав, большинство из которых несет в себе концепцию образов и нравов, присущих той или иной касте людей.

Центральной фигурой первой главы является Даниил Заточник - средний человек того времени, испытавший все трудности жизни периода домонгольской Руси. Романов решил разбавить скупость сведений о данном персонаже путем привлечения «Русской Правды» в качестве дополнительного источника к «Молению Заточника», тем самым воссоздав не только картину его жизни, но и пролив свет на многие статьи самого памятника древнерусского права. В данной главе Заточник делится своими взглядами на многие аспекты жизни. Он делится подробностями своего изгнания, рассказывает о своей жизни
в лишениях и сетует на несчастную судьбу. Заточник поведал о своих представлениях
о князе не только как о лице, вершащем военные подвиги, но и как о фигуре совсем иного масштаба, иных бытовых ассоциаций. Крайне нелестно отзывается он и о браке, в частности, о злых женах и о неравном браке по расчету, однако Романов считает сие отношение, скорее, проявлением того самого «мизантропизма» XII-XIII вв, ежели женоненавистничесва. Сопоставление сведений о себе ключевой фигуры главы с выдержками из «Русской Правды» позволяет исключить представление о Данииле как о беглом холопе, тем самым сузив круг предположений о его социальном происхождении.

Вторая глава непосредственно вводит нас в представление о людском составе населения древней Руси. Ее главная тема - феодальная челядь. Челядь была почти полностью бесправной. «Русская Правда» приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», - говорит одна из ее статей. За отсутствием литературных зарисовок отдельных представителей челяди Романов на основе все той же Русской Правды сумел открыть нашему взору череду сцен, повествующих о положении холопа в укладе феодального общества. Это
и драматическая картина погони за беглым холопом, и житейские происшествия с непосредственным участием холопа и даже описание условий работорговли. Особое внимание автор уделил картине сопровождения холопами своего господина в монастырь, нюансы которой иной раз напоминают о бесправном положении холопа. Этот ряд жизненно воспроизводимых сцен показывает, какими методами пользуется законодательство в своем стремлении удержать рабочую силу в феодальном хозяйстве. Из сего можно сделать вывод, что основой феодального хозяйства остается насильно втягиваемый в ее рутину смерд.

«Свободному» смерду как основной фигуре хозяйства феодала посвящена третья глава. Смерды, по Романову, являли собой обширную группу социально угнетенных
и приниженных общинников, некогда побежденных и вновь побеждаемых киевскими феодалами и принужденных к платежу даней. Следовательно, войны рождали этих бесправных «двуногих существ». Тем не менее, автор, раскрывая бытовую обстановку жизни смердов, показывает различное к ним отношение начиная от полнейшего презрения
к смерду как к животному и кончая «смердолюбием» Мономаха.

Четвертая глава посвящена главным героям арены древней Руси - светским феодалам и князьям. Романов не скупится на подробности в описании ближайших княжеских слуг: «середний телом» Ян Усмошвец, варяжский «князь» Африкан, внук Георгий - воспитатель Юрия Долгорукого и прочие. За этой свитой следуют князья Святослав и Игорь, а затем и Мономах - центральная фигура данной главы. Романов раскрывает биографию Мономаха не как нечто уникальное, а как среднюю и типическую, «плотно включенную
в княжеский быт своего времени». Основными качествами характера Мономаха автор считает хладнокровие и мудрость. Мономах показан как хозяин своего «дома», взывающий к развитию своего хозяйства. Это качество Романов особенно подчеркивает в наставлениях Мономаха о походе. Он не боится противопоставлять Мономаха Святославу, тем самым отвергая его как мелкую историческую фигуру, но при этом, не возвышая его образ над эпохой. 

Следующая глава повествует нам еще об одном крупном типе феодалов - об отцах духовных. Глава эта начинается с демонстрации личности ростовского епископа «Феодорца». Не обделяет вниманием автор и низы общества в церковной сфере: для них он дает целую галерею из зарисовок в Киево-Печерском патерике.

«Жизнь всякого человека» древней Руси становится ключевой темой шестой главы. Так или иначе, но этого всякого человека захватывали одни и те же стороны церковного быта, потому Романов в общих чертах ведует нам о таких аспектах как роды, крестины, взросление ребенка, его половое воспитание, брак, семейный быт, развод и других. Не боится автор упоминать и о вопросах, связанных со смертью, а именно о составлении завещания и последствиях смерти главы семьи для ее членов. В данной главе примечательно то, что почти все нюансы семейной жизни находили отклик в отношениях с церковью, из чего можно было сделать вывод о том, в чем быт противоречил установлениям церкви,
а в чем нет.

Заключительная глава очерков возвращает нас к центральному персонажу Даниилу Заточнику. Он по-своему читает «Слово о полку Игореве», оценивая его с несколько необычной точки зрения. Таким образом, Романов хотел объединить в этой главе оба «Слова», пролив свет автора одного на проблематику другого. Затем мы можем наблюдать Заточника в поисках своего жизненного положения, что заставляет его еще раз пройти по тем кругам жизни, которые были обличены в предыдущих главах. «На распутьи» - название этой главы будто вводит нас в преддверие новой эпохи, давая понять, что становление нового общества будет отнюдь не легким процессом.

Мое отношение к работе Романова «Люди и нравы древней Руси» достаточно объективно и сходится с мнением современников автора, в свое время выступавших за публикацию книги. Это, бесспорно, уникальный труд, расширивший представления о жизни отдельного представителя той эпохи. Необходимо отметить необычный для научной книги стиль, который требует оценки не только ее научных утверждений, но и ее своеобразного художественного замысла. Пожалуй, главной заслугой автора является проделанная им переводческая работа, позволившая читателю не только ознакомиться с выдержками из летописей и сводов законов, но и воссоздать черты прошлого в зримых образах. Что примечательно, несмотря на все антагонизмы в содержании проделанной Романовым работы, она абсолютно гармонична по своей сути: восхваление заслуг предков, исторического прошлого домонгольской Руси граничит с исповедью о всей жестокости периода феодальной раздробленности. Также мне удалось заметить, что хоть название книги
и предполагает освещение бытовой сферы жизни обывателей, автор не пренебрегает трактовкой социально-экономических процессов и политического устройства государства. Создавая данную работу, Романов задавался целью воссоздать жизнь домонгольской Руси, воссоздать исторические типы людей с тем, чтобы «дать живое и конкретное представление о процессе классобразования в древнерусском феодальном обществе».              

Я считаю, что он справился с поставленной задачей. Стремление Романова давать психологические портреты персонажей истории, выяснять цели их поступков и природу побуждений позволило показать процесс развития общества через судьбы отдельных личностей, воссозданных в результате анализа первоисточников и художественного воображения.

Монография Б.А.Романова «Люди и нравы древней Руси» - редкий пример симбиоза литературоведческого и исторического исследований, сумевший пролить свет на,
казалось бы, скрытую от посторонних глаз сторону жизни древней Руси, потому я настоятельно рекомендую ее к прочтению всем, кто интересуется историческим развитием личности давно ушедшей эпохи.

 

Литература:

Романов Б.А. «Люди и нравы древней Руси»; Москва - Ленинград, "Наука"; 1966; 240 стр.



Информация о работе Рецензия на монографию Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси»