Развитие тактики декабристских организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Уже в силу этого сама проблеме изучения тематики декабристского движения и сопряженных с ним сюжетов рождает целый ряд проблем, как-то: историческая идентификация декабристов («кто такие декабристы?») / мировоззренческая основа декабристов / «ранний» и «поздний декабризм» / степень ограниченности революционизма декабристов и т.д. Все они, так или иначе, связаны с проблемой политико-общественной презентации декабристских организаций, т.е. с вопросом их тактических установок:

Содержание

Оглавление 2
Введение 2
Тактические установки преддекабристских организаций 2
Тактика декабристских организаций «раннего декабризма» 2
«Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов Отечества» 2
«Союз благоденствия» 2
Эволюция тактических установок декабристских организаций «позднего декабризма» 2
«Южное общество». «Русская Правда» П.И. Пестеля 2
«Северное общество». Проект Конституции Н. Муравьева. К.Ф. Рылеев 2
«Общество соединенных славян»: славянский вопрос и революционное движение 2
Разработка общих основ тактической линии декабристских организаций 2
Слияние «Южного общества» и «Общества соединенных славян» 2
Общие замыслы восстания «Северного» и «Южного общества» декабристов 2
Заключение 2
Список источников и литературы 2

Работа содержит 1 файл

Реферат по спец. курсу. Развитие тактики декабристов.docx

— 67.54 Кб (Скачать)

     Было  решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822 года и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта. Было принято решение дать членам годичный срок для обдумывания этих основ. На втором съезде руководителей в январе 1823 года основы конституции Пестеля были приняты Южным обществом декабристов.

     Декабрист Павел Иванович Пестель играл  крупную роль в тайном обществе.

     Пестель, сын сибирского генерал-губернатора, родился в 1793 году в Москве, воспитывался сначала дома, затем, с 12-летнгео  возраста, в Дрездене. Вернувшись в  Россию, он закончил свое образование в Пажеском корпусе в Петербурге, заняв на выпускных экзаменах первое место. Участник войны 1812 года, награжденный за Бородино, Пестель стал адъютантом командующего 2-й армией графа Витгенштейна, был переведен в кавалергарды, а в 1821 году стал командиром Вятского пехотного полка.

     Пестель отличался страстной преданностью революционным идеям и непреклонной волей. Он был человеком огромных дарований и блестящего образования, был прекрасно знаком с политической и философской литературой своего времени. Разбуженная 1812 годом, его  политическая мысль неустанно работала над планом революционного переворота в России, которую он страстно любил.

     Некоторое время Пестель был сторонником  конституционной монархии, но около 1820 года республиканские мысли начали брать в нем верх. «Я сделался в душе республиканец, - показывал  Пестель на следствии, - и ни в  чем не видел большего благоденствия  и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». Пестель был пламенным патриотом. Пушкин, лично знакомый с Пестелем, записал о нем в своем кишиневском  дневнике: «Умный человек во всем смысле этого слова… один из самых оригинальных умов, которых я знаю».

     Южное общество во главе с Пестелем решительно высказалось против учредительного собрания и было сторонником диктатуры временного революционного правительства, рассматривая ее как решающее условие успеха революции. Конституционный проект Южного общества – «Русская Правда» Пестеля9 – являлся наказом временному революционному правительству, облеченному диктаторской властью.

     Проект  Пестеля предусматривал решительное  уничтожение крепостного права  и сословного строя, объявлял равенство  всех граждан перед законом и  установление в России республиканского правления. «Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в истории революционного движения России.

     В «Русской Правде» объявлялось, что  крепостное право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство  должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми»

     Крестьянство  должно было быть освобождено с землей. После революции земля делилась на две равные части. Первая половина представляла собой общественный земельный  фонд, из которого каждый гражданин, желавший заниматься земледелием, мог получить надел. Земли этой половины не могли  не продаваться, ни покупаться. Вторая половина земли была предназначена  для производства «изобилия». Земли  этой половины можно было покупать и продавать, они являлись частной, а не общественной собственностью. Таким образом, не уничтожая полностью  помещичьего землевладения, проект южных декабристов все же сильно подрывал его и открывал путь для  утверждения в России буржуазных форм хозяйства.

     По  «Русской Правде» политические права  в будущей республике получали все  мужчины, достигшие 20-летнего возраста (женщинам избирательных прав не предоставлялось). Пестель являлся решительным  противником имущественного ценза, и избирательное право не зависело от имущественной состоятельности  гражданина. Ежегодно в каждой волости должно было собираться земское народной собрание, на котором выбирались депутаты в три постоянно действующих органа местной власти: 1) в неместное волостное собрание;2) в неместное уездное собрание; 3) в неместное окружное или губернское собрание. Выборы в эти органы были прямыми. Верховным органом власти в стране являлось однопалатное Народное вече. Выборы в него были двухстепенными. Исполнительная власть в стране вручалась Державной думе, состоявшей из 5 членов, выбираемых Народным вече на 5 лет. «Блюстительная» власть в государстве (контроль за точным соблюдением конституции) вручалась Верховному собору, состоявшему из 120 человек, избираемых пожизненно.

     В «Русской Правде» утверждалось свобода  вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и  равный для всех суд.

«Северное общество». Проект Конституции  Н. Муравьева. К.Ф. Рылеев

     После ликвидации Союза благоденствия  в 1821 году в Петербурге также образовалось тайное общество. Его основное ядро составили Н. Муравьев, Николай Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин. В дальнейшем состав общества значительно расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений – умеренного, конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного общества, решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все же тесно объединила оба общества, решившие выступить совместно. Северное общество, как и Южное, приняло тактику  военного переворота.

     Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно обсуждался среди декабристов10.

     Проект  конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным цензом: полные политические права предоставлялись  лишь владельцам сравнительно крупного имущества – 500 рублей в движимости или недвижимости. Лишь при выборах волостного старшины к избранию допускались «все граждане без изъятия и различия». Н. Муравьев вводил особо высокий имущественный ценз и для лиц, которые избирались на выборные должности.

     Несмотря  на ярко выраженные черты классовой  дворянской ограниченности, конституция  Муравьева все же является документов передовой идеологии, отличаясь  характерными чертами дворянской революционности. Уничтожались сословия, и устанавливалось  равенство всех перед законом. Россия объявлялась федерацией; она делилась на 15 «держав», каждая из которых имела  свою столицу. В каждой державе высшим органом власти было особое представительское  учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю палату – Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы. Императору принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона, вернув его в парламент и, поставив на вторичное обсуждение, но совсем отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась, должности в государстве становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений, провозглашалась свобода вероисповедования, свобода слова, печати, собраний, передвижений.

     Конституция Н.Муравьева, несомненно, имела большое  значение в идейной жизни и  борьбе тайного общества, однако ее нельзя считать документом, отражающим политическую платформу всего Северного  общества. Там все же было сильно более радикальное, отмеченное республиканскими идеями, течение, главою которого стал вождь северных декабристов Кондратий  Федорович Рылеев.

     Отдельные представители Северного общества и ранее придерживались более  радикальных взглядов, нежели Н.Муравьев. Споры о конституционных проектах, обсуждения тяжелого положения родины, гнета крепостного строя и  злодеяний аракчеевщины, подготовка тайного  общества к предстоящему открытому выступлению и упорная работа над объединением политической платформы как северных, так и южных декабристов – такова была идейная атмосфера вызревания нового, рылеевского течения.

     К.Ф.Рылеев был ярким представителем республиканских  воззрений11. Он вступил в тайное общество в 1823 году, приняты другом Пушкина - И. Пущиным. К этому моменту Рылеев был уже широко известен в передовых кругах как знаменитый свободолюбивый поэт, пламенный патриот, певец свободы, вдохновитель революционной молодежи. Вступив в тайное общество, Рылеев быстро стал центром его радикальной группировки, сыгравшей основную роль в подготовке восстания в Петербурге. Убежденные республиканцы – Рылеев, Оболенский – оказывали большое идейное воздействие на других членов Северного общества Рылеевская группа, и приняла на себя основную тяжесть подготовки восстания декабристов в Петербурге.

«Общество соединенных славян»: славянский вопрос и  революционное движение

     Общество  соединённых славян, как и основная декабристская организация, имело  сложную первоначальную историю. В том же 1818 году, когда в Москве оформился Союз благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое Общество первого согласия, преследовавшее цель борьбы за демократический строй. В 1823 году молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря - в соответствии с четырьмя морями - символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь»12. Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной массовой революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.

     Так вошёл в русское революционное  движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких  по культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно - демократическая  идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как  крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью  освобождение всех славянских племён от самовластия», - сообщается в воспоминаниях  члена общества Горбачевского (эти  воспоминания - важный источник для  изучения идеологии Общества соединённых  славян). «Предполагалось с точностью  определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить  конгресс для управления делами Союза  и для изменения в случае надобности общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым  в составлении частных своих  узаконений». Таким образом, предполагалось единение преобразованных революцией славянских стран, завоевавших демократическое  представительное правление. Этот план глубоким и коренным образом отличается от планов реакционного панславизма, противоположен ему. Реакционный панславизм предполагал  «единение» славянских народов под главенством русского самодержавия - угнетателя трудовых масс, задавленных феодальным гнётом, тюремщика народов. Идея панславизма обычно лишь прикрывала захватнические цели российского самодержавия, отражая интересы хищнических эксплуататорских классов - поработителей трудовых народных масс. Таким образом, революционную идею славянской демократической солидарности никак нельзя смешивать с идеей реакционного панславизма.

 

Разработка  общих основ тактической  линии декабристских  организаций

Слияние «Южного общества»  и «Общества соединенных  славян»

     Осенью 1825 года, накануне выступления, Общество соединённых славян влилось в  Южное общество и составило его  особое отделение - Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей пели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их мнению, лишь отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом», - убеждал славян Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.

Информация о работе Развитие тактики декабристских организаций