Развитие права в Киевском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение. Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности. Обычай, в отличие от закона, не имеет санкций, то есть утверждение его какой-либо определенной законодательной властью.

Работа содержит 1 файл

16 вопрос.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Вопрос о развитии права в Киевском государстве  имеет особое значение. Обычно право  предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности. Обычай, в отличие  от закона, не имеет санкций, то есть утверждение его какой-либо определенной законодательной властью.

К X в. на Руси оформились основные институты нищелюбия, которые  отождествлялись с человеколюбием. Анализируя характерные особенности  наших далеких предков Соловьев С.М. отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных” сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостливы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествию известного срока могли вернуться в родные места или “остатъся жить между славянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.( с.91-97).В процессе развитя общино-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев, вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим институтам славянам пришлось осознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов, детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первых документальных источниках. В ранний период исторического развития на Руси главнейшее место занимали иноземные источники права. Первоначально на Руси распространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборников обычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В документах содержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Их переводы получили на Руси особое название, которые назывались как кормчиме книги. Постепенно к их текстам, снабженным толкованиями византийских канонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболее обширными явились византыйские кодексы из которых нами выделенны следующие:

Эклога - законодательный  свод, один из важнейших источников славянского права.

Прохирон (практическое руководство для судей, нормы  граждансого, уголовного и церковного права, один из источников православного права) императора Василия Македонянина, изданный в 879 году в отмену Эклоги.

“Книги законные”  состоящие из четырех частей: а) Законов  земледельческих; б) Законов “о казнях”, т.е. уголовных законах; в)Законов  о разделении браком, содержащие постановления о повадах к разводу и о незаконных браках; г) Главы из послусех, т.е. постановления о свидетелях.

Большое значение имел на Руси “Закон судный людем” или  судебник царя Константина. Именно эти  источники позволили на Древней  Руси создать собственные юридические документы, на формирование которых повлияла церковь.

“…духовенство …шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря  и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, в последствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастырях имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовентсва по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богоделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.”

“Церкви никогда  бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появились подвижники, не щадившие живота своего во имя общего дела. Сергий (Сергий Радонежский, 1322 - 1392 гг.) принадлежал к их числу. Его жизнь в пустыне была заполнена каждодневным изнурительным трудом. Собравшейся братии он служил, по словам современника, как купленный раб…; от источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал, на своих плечах в город носил и каждому у кельи ставил. Труд был одушевлен и идеей служения ближнему, что и являлось причиной нравственного влияния Сергия на современников… В отличие от старых монастырей Троицкий не блистал богатстовом… Ворота Троицкого монастыря были всегда открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в подаянии, ни в духовном поучении…”.()

Церковь опекала  и кормила тех, кто не мог сам  себя кормить: нищих, больных, убогоих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим зашиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в свое владение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность по защите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становились поддаными церкви. И как бы ни слаб был и ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека.Для церковного сознания все были братья во Христе, и небыло пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь к ближниму полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню”, - писал В.О.Ключевский( с.78-79).

“Нищенство  считалось в древней Руси не экономическим  бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практичкским институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва.”(Ключевский)

После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в 996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных, престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных стихий.( )

Летом 996г. Владимир увидел, что церковь святой Богородицы (построенная греческими мастерами) возведена, вошел в нее и помолился  богу... И помолившись богу, сказал он так: ”Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов”. И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: ”Если кто это осудит, то будет проклят”. И устроил в тот день большой праздник боярам и старцам градским, а бедным раздал много богатств. (с.523-524, 534.).

На ряду с  церковными историческими источниками  возник основной источник древнерусского права - “Русская правда”,которая является одним из крупнейших юридических  документов средневековья. В ней  содержатся весьма ценные сведения о развитии феодальных отношений, о политическом строе Древней Руси, о категориях феодально-зависимого населения. Кроме этого анализ статей “Русской правды” дает нам возможность получить сведения о быте, о нравах человека Древней Руси и о первых формах поддержки населения.

Древнейшей редакцией  является краткая редакция, которая  в свою очередь состоит из двух частей: так называемой “Правды  Ярослава” и “Правды Ярославичей”. Наиболее древние списки этой редакции называются “Академическими” и “Археографическими”( ). По разным спискам “Русская правда” является в двух основных редакциях, в краткой и пространной. Пространную Правду мы уже встречаем в новгородской Кормчей XIII столетия, тогда как список древнейшей краткой редакции находим в списке новгородской летписи конца XV века.

Основными источниками  “Правды Ярослава” надо признать обычное право, приспособленное  к нуждам княжеской власти, а также  законодательство самого Ярослава.

В “Правде Ярославичей” уже ясно выражены принципы феодального  права как права-привелегии. Правовой комплекс, известный под именем “Правды Ярославичей” является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.

В краткой редакции “Русской правды” наряду с “Правдой Ярослава” содержится новый пласт  правовых норм, в 
 

Информация о работе Развитие права в Киевском государстве