Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 19:15, реферат
Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую науку ценными исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и животных. К- Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, которая лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Исследования Н. Е. Жуковского — «отца русской авиации» — и С. А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, лежат в основе развития современной авиации.
Развитие науки в СССР
Советские ученые в 20-х и 30-х годах
достигли больших успехов в развитии
многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил
мировую науку ценными
Академиком И.
М. Губкиным и его сотрудниками проведены
глубокие исследования в области
геологии нефтяных месторождений, которые
привели к открытию нового богатейшего
нефтеносного района между Волгой и
Уралом — Второго Баку.
Труды выдающегося преобразователя природы
И. В. Мичурина, его последователя Д. Н.
Прянишникова и других играют большую
роль в развитии сельского хозяйства.
Ученые сделали ряд крупных географических
открытий, в особенности в изучении Крайнего
Севера. Большую услугу науке оказал длившийся
274 дня дрейф на льдине в районе Северного
полюса, осуществленный в 1937 г. И. Д. Папаниным,
Э. Т. Кренкелем, П. П. Ширшовым и Е. А. Федоровым.
В 30-х годах советская наука и техника
создали первоклассные самолеты, на которых
наши летчики ставили мировые рекорды
дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолете
АНТ-25 (конструктора А. Н. Туполева) В. П.
Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершили
беспосадочный перелет Москва — Портленд
(США) через Северный полюс, покрыв расстояние
свыше 10 тыс. км. Вскоре по этой же трассе
совершил еще более дальний перелет —
до мексиканской границы — экипаж самолета
АНТ-25: М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин.
Советские люди начали штурм стратосферы.
В сентябре 1933г. на стратостате «СССР»
совершили подъем в стратосферу Г. Прокофьев,
Э. Бирнбаум и К- Гудов. Они достигли высоты
19 тыс. м, установив мировой рекорд высоты.
В январе 1934 г., в дни работы XVII съезда ВКП
(б), стратонавты П. Федосеенко, А. Васенко
и молодой ученый комсомолец И. Усыскин
на стратостате «Осоавиахим-1» поднялись
на рекордную высоту — 22 тыс. м — и несколько
часов провели в стратосфере, ведя научные
наблюдения. Но успешно завершить свой
полет им не удалось... Солнце начало клониться
к закату, и быстро охладевший стратостат
упал на землю. Все три героя погибли. Столица
с почестями похоронила их на Красной
площади.
Советская наука
все теснее связывалась с жизнью
и играла возрастающую роль в социалистическом
строительстве.
Источник нашей силы и непобедимости,
состоит в том, что многомиллионные коммунизма,
массы трудящихся сознательно участвуют
в социалистическом строительстве. Ясное
понимание народом своих целей имеет решающее
значение для победы социализма, который
строится сознательно, а не возникает
стихийно.
Поэтому Коммунистическая партия неустанно
заботилась и заботится о воспитании и
политическом просвещении масс, настойчиво
и широко пропагандирует великое учение
Ленина о путях построения социализма
и коммунизма, разъясняет свою политику,
выражающую коренные интересы народа,
и мобилизует массы на борьбу за ее осуществление.
Партия вела и ведет непримиримую борьбу
против нерадивого отношения к труду и
к общественной собственности, противопоставления
личных интересов общественным, против
национализма, шовинизма, бюрократизма
и волокиты, взяточничества и других пережитков
капитализма в сознании и поведении людей.
Для воспитания
народа широко использовались клубы, избы-читальни,
библиотеки, музеи, театры, кино, радио,
газеты, журналы, книги. Советское государство
неустанно заботилось о развитии
этих очагов культуры.
В 1939 г. число клубов в СССР превысило 111
тыс. — это в 500 раз больше, чем до революции.
В СССР издавалось 9 тыс. газет— в 10 с лишним
раз больше, чем в 1914 г. Огромными тиражами
печатались научные, политические и художественные
произведения. В 1939 г. в СССР книги издавались
на 111 языках. А до революции более 40 народностей
СССР не имели своей письменности. Мощным
средством культурно-политического просвещения
масс стало радио, развитию которого Ленин
придавал исключительное значение. К концу
30-х годов наша страна располагала несколькими
мощными радиостанциями. Радио широко
проникало в дома трудящихся.
Неоценимую роль в коммунистическом воспитании
народа играют советская литература и
искусство. Яркие образы мужественных,
непоколебимых борцов за социализм, созданные
пером писателя, кистью художника, резцом
скульптора, талантливой игрой артиста,
оказывают могучее воздействие на широчайшие
массы.
Коммунистическая
партия вырастила большой отряд
советских писателей. Его ядро составили
такие выдающиеся пролетарские писатели
и поэты, как А. М. Горький, В. В. Маяковский,
А. С. Серафимович, Демьян Бедный и другие,
которые поддержали Октябрьскую
революцию и пошли вместе с
народом.
Партия помогла многим старым писателям
преодолеть свои колебания и вступить
на правильный путь. Примечательна в этом
отношении судьба А. Н. Толстого, который
вначале враждебно встретил революцию
и уехал из России. В 1923 г. он вернулся на
Родину. Советская действительность, заботливое
отношение со стороны Коммунистической
партии помогли Толстому перейти на сторону
народа, влиться в семью советских писателей
и создать талантливые произведения, получившие
общее признание.
Партия заботливо воспитывала молодых
писателей. Из их среды выросли такие замечательные
мастера слова, как Михаил Шолохов, Александр
Фадеев, Дмитрий Фурманов, Александр Твардовский,
Николай Островский. В большой семье советских
писателей видное место заняли представители
расцветающих национальных культур: Янка
Купала, Якуб Колас, Кондрат Крапива (Белоруссия),
Павло Тычина, Микола Бажан, Максим Рыль-ский
(Украина), Шалва Дадиани (Грузия), Садриддин
Айни (Таджикистан), А. Токомбаев (Киргизия),
Джамбул Джабаев, С. Муканов (Казахстан),
Сулейман Стальский (Дагестан) и многие
другие.
Советская литература
росла в острой идейной борьбе
с буржуазной идеологией, с различного
рода литературными группами (футуристы,
имажинисты и др.), отражавшими влияние
враждебных классов. Представители
этих течений и групп на словах
называли себя «революционерами в искусстве»,
а на деле многие из них призывали
выбросить за борт все лучшее, что
создано выдающимися писателями
и поэтами прошлого — Пушкиным,
Гоголем, Толстым, Чеховым, отрывали форму
произведений от их содержания.
Преодолевая антинародные течения в искусстве,
партия сплотила писателей на основе творческого
метода социалистического реализма в
единый Союз советских писателей (ССП).
Этот союз был окончательно оформлен в
августе 1934 г. на I Всесоюзном съезде писателей.
Съезд обсудил доклад А. М. Горького о состоянии
и задачах советской литературы, принял
Устав ССП. В нем говорилось, что членом
союза может быть писатель, стоящий на
платформе Советской власти и активно
участвующий в социалистическом строительстве.
Съезд избрал председателем Союза писателей
А. М. Горького.
Советскими писателями
и поэтами были созданы талантливые
произведения, в которых отображена
героическая история
В таких творениях, как «Тихий Дон» М. Шолохова,
«Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев»
Д. Фурманова, «Как закалялась сталь» Н.
Островского, «Разгром» А. Фадеева и других,
воспевается бессмертный героизм, проявленный
советскими людьми в годы гражданской
войны. «Цемент» Ф. Гладкова, поэма «Волховстрой»
Акопа Акопяна, «Гидроцентраль» М. Шаги-нян,
«Время, вперед!» В. Катаева, «Большой конвейер»
Я. Ильина отразили героику восстановления
промышленности, борьбу за индустриализацию
страны. Великий революционный переворот
в деревне в годы коллективизации получил
яркое отображение в замечательном романе
М. Шолохова «Поднятая целина».
Коммунистическая
партия сплотила на идейной основе
марксизма-ленинизма деятелей искусства:
композиторов, художников, скульпторов,
артистов, музыкантов — и вдохновила
их на создание глубокоидейных, высокохудожественных
творений, отображающих революционный
пафос народа, героизм строителей
социализма, пропагандирующих благородные
и гуманные идеи коммунизма.
Спектакли о героических подвигах советского
народа все чаще ставились на сценах советских
театров. «Шторм» В. Билль-Белоцерковского,
«Разлом» Б. Лавренева, «Любовь Яровая»
К- Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова
посвящены революции и гражданской войне.
В спектаклях «Человек с ружьем» Н. Погодина,
«На берегу Невы» К. Тренева получил яркое
сценическое воплощение образ великого
Ленина.
Успешно развивалось советское киноискусство.
В 1925 г. под руководством режиссера Сергея
Эйзенштейна создан лучший фильм немого
кино «Броненосец «Потемкин», получивший
исключительно высокую оценку во всем
мире. В 1926 г. режиссер Всеволод Пудовкин
поставил замечательный фильм «Мать»
по одноименному роману А. М. Горького,
получивший мировое признание. В 1929—1930
гг. выдающийся украинский режиссер Александр
Довженко создал картины «Арсенал» и «Земля».
Всемирную славу советскому кино принес
фильм «Чапаев», поставленный в 1934 г. режиссерами
Васильевыми. Огромную воспитательную
роль сыграли фильмы о Ленине: «Ленин в
Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек
с ружьем». Неизгладимое впечатление на
молодое поколение произвел образ Максима,
созданный артистом Б. Чирковым в трилогии
«Юность Максима», «Возвращение Максима»
и «Выборгская сторона».
Советские художники,
скульпторы, графики овладели творческим
методом социалистического
Замечательные картины, посвященные гражданской
войне, создал талантливый художник-баталист
М. Б. Греков — «В отряд к Буденному», «Тачанка»
и др. Героическим годам гражданской войны
посвящены картины «Оборона Петрограда»
А. А Дей-неки, «Рабочий отряд уходит на
фронт» П. П. Соколова-Скаля, «Допрос коммунистов»
Б. В. Иогансона и др.
Образ нового, советского человека — строителя
социализма — постоянно был и остается
в центре внимания художников, скульпторов.
Так, всемирную известность приобрела
скульптура «Рабочий и колхозница» В.
И. Мухиной.
Титаническая фигура Ленина служила и
служит постоянным источником вдохновения
для советских мастеров искусства. В 20—30-е
годы был создан ряд выдающихся произведений
живописи и скульптуры, рисующих бессмертный
образ Ленина. Среди них картины «В. И.
Ленин на трибуне» А. М. Герасимова, «В.
И. Ленин в Смольном» И. И. Бродского, «В.
И. Ленин у прямого провода» И. Э. Грабаря.
Замечательным созданием советского искусства
является «Лениниана» Н. А. Андреева —
большая серия скульптурных портретов
В. И. Ленина. Лучшее творение «Ленинианы»
— статуя «Ленин — вождь», хранящаяся
в Третьяковской галерее. Великолепный
памятник В. И. Ленину создал талантливый
скульптор И. Д. Шадр. Этот памятник установлен
на Земо-Авчальской ГЭС, в Грузии. Прекрасная
скульптура Ленина, созданная С. Д. Меркуровым,
установлена в зале заседаний Верховного
Совета СССР в Кремле.
Плодотворно трудились
советские композиторы Р. М. Глиэр,
Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян,
Т. Н. Хренников, Д. Д. Шостакович и многие
другие. В национальных республиках
в результате творческого содружества
русских и местных композиторов
создавалась национальная опера. Р.
Глиэр и Т. Садыков написали узбекскую
оперу «Лейли и Меджнун», С. Н. Василенко
и М. Ашрафи — оперу «Буран», В.
Власов, А. Молдыбаев и В. Фере —
киргизскую оперу «Ай-Чурек», азербайджанский
композитор У. Гаджибеков создал оперу
«Кер-Ог-лы», грузинский композитор 3. Палиашвили
— оперу «Даиси».
Во всех советских республиках расцветало
подлинное народное искусство, социалистическое
по содержанию, национальное по форме,
интернациональное по духу.
В результате победы культурной революции
Советский Союз превратился в страну почти
всеобщей грамотности с самой прогрессивной
системой народного образования, передовой
науки и культуры. Выросла большая армия
специалистов из рабочих и крестьян. В
советском народе прочно утвердилась
социалистическая идеология.