Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 08:56, контрольная работа
Неоседлое скотоводство оказывало значительное влияние и на социальное развитие общества Месопотамии. Одним из постоянных факторов являлся постепенный переход части скотоводческих племен к оседлости. Самые богатые предпочитали оседлость, когда размеры их стад превышали возможности пастбищной зоны, и становились землевладельцами, военачальниками, пополняли собой городскую элиту. Самые бедные оседали на землю, когда потери скота уменьшали их стада ниже минимума, необходимого, чтобы прокормить семью, и поступали на службу в государственное или храмовое хозяйство, получая за свой труд земельный надел или натуральное довольствие и пополняя собой число беднейшего и наиболее зависимого населения. Все это усиливало социальное расслоение населения Месопотамии.
Введение
1. Социально-экономические аспекты развития Месопотамии.
2. Зарождение благотворительности в Месопотамии
3. Сравнительный анализ развития систем призрения в Месопотамии и Древней Индии
Заключение
Список литературы
Главной задачей большинства мелких хозяйств было самовоспроизводство, товарность их была низкой, тем не менее каждому хозяйству приходилось, хотя и редко, приобретать необходимые орудия и предметы, которые оно не могло изготовить само. Не только мерилом цен, но зачастую и средством платежа в это время служило серебро, которое значительно потеснило зерно, употреблявшееся ранее для этой цели. Все имело свою оценку в серебре — любые виды движимого и недвижимого имущества, доходы от жреческой должности, плата наемному работнику, расходы, связанные с несением определенных повинностей. Однако у большинства горожан, а тем более жителей мелких сельских поселений серебра в наличии не было совсем, им располагали в основном только лица, занимавшиеся торговлей. Некоторым количеством серебра владели в виде украшений наиболее обеспеченные семьи. Ручные и ножные браслеты, серьги, кольца, имевшие стандартный вес, мелкий серебряный лом могли в случае необходимости употребляться при денежных расчетах. Но основная масса наличного серебра была сосредоточена в руках государства (во дворце и храмах), которое распределяло часть своих запасов среди высших дворцовых и храмовых служащих посредством выдач или подарков.
Отсутствие в обращении достаточного количества серебра, особенно за пределами больших городов, вдали от центральных учреждений и торговых компаний, и низкая товарность хозяйства приводили к тому, что не только не всегда и не везде можно было продать за серебро продукты сельского хозяйства, но и купить их за серебро также бывало затруднительно. Купля-продажа за серебро при отсутствии чеканной монеты необходимо требовала взвешивания, расчетов, т.е. определенных знаний и квалификации, которыми большинство населения, конечно, не обладало. Это еще больше затрудняло обращение серебра, особенно в сельской местности. В крупных городах, где были меняльные лавки и жило много торговцев, такого рода затруднений не возникало. Серебро здесь могло обращаться свободнее, и его, вероятно, всегда можно было реализовать, так как потребность в серебре в связи с развитием хозяйства все возрастала.
Естественным
следствием низкой товарности хозяйства
было развитие кредита. Поскольку серебра
было мало, то дать его в долг, рассчитывая
на возвращение долга с процентами
серебром же, можно было только в том случае,
если должник имел торговый капитал или
занимал значительное положение в государственном
хозяйстве, т.е. принадлежал к той небольшой
группе лиц, в руках которых сосредоточивались
основные доходы от сбора налогов и торговли.
Большинство семей стояло вне этого круга
и не могло рассчитывать на получение
займа, если кредитору не предоставлялась
достаточно твердая гарантия. Такой гарантией
могла служить личность должника или его
недвижимость — в этих случаях должник,
нуждаясь в займе, шел на заклад или на
продажу в рабство членов своей семьи
или даже себя самого или (если он жил не
в пределах государственного хозяйства)
на продажу своей недвижимости. Продажи
такого рода, которые скрывали за собой
долговые сделки, носили временный характер
и по истечении определенного срока или
выполнении определенных условий должны
были аннулироваться.
2.
Зарождение
В Междуречье благотворительность и социальное призрение основывались на законах царя Ур-Намму; Законах Хаммурапи; законах среднеасирийского царства.
Важнейшим деянием царствования Хаммурапи было составление свода законов. Но Законы Хаммурапи — не первый в истории Месопотамии памятник законодательства. О законодательных мероприятиях рассказывают так называемая «Овальная пластинка» Энметены, правителя Лагата XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства — возможно, устного, — не приводя его текстуально.
Первый дошедший до нас текст законов — Законы Шульги (прежнее название — Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным «автором» является сын и преемник Ур-Намму, Шульги. Этот сильно поврежденный текст состоял из «Пролога», за которым следовали конкретные правовые нормы. Имелся ли «Эпилог», сказать пока невозможно. В «Прологе» содержатся слова о защите сироты и вдовы, слабого против сильного, бедного против богатого — уверения, которые мы впервые встречаем еще в тексте Уруинимгины. Было бы ошибкой видеть в них только социальную демагогию. Царь в Месопотамии очень долго сохранял многие черты вождя племени, обязанного заботиться о сирых и убогих. Таким его воспринимало массовое сознание, так понимал свой долг и он сам. Была тут, разумеется, и политическая необходимость: общество не может существовать без некоего минимума справедливости.
В законах Ур-Намму
В законах Хаммурапи вводилось понятие усыновление, которое осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и для рабочей силы. Усыновленный с правом наследования терял право наследования в своей родной семье. Усыновленный без права мог вернуться к своим родителям бесприпятственно. В Среднеассирийских законах вводился институт «оживления», заключающийся в принятии на содержание члена голодающей семьи, обычно девушки. Принявшая девушку семья пользовалась ее трудом, распоряжалась ее судьбой, выдавала замуж. Закон рабам разрешал иметь семью, дом и имущество, их дети считались полноправными. Более тяжелым было положение рабов из числа преступников, военнопаленных, они могли продаваться, при этом их семейное положение не учитывалось. Закон Хаммурапи запрещал укрывать беглых рабов и воровать рабов. Женщины обладали меньшими правами, чем в Египте. Законы Хаммурапи свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон.
Одним
из распрастраненных условий брака
была выкупная плата, вносимая женихом
за невесту в качестве компенсации
потери рабочей силы. Нельзя было покидать
супругу, если ее постигнет тяжелая болезнь.
Муж не мог ввести в дом наложницу, если
бездетная жена предлагала ему рабыню,
жена при этом оставалась хозяйкой. Замужняя
женщина могла иметь свое имущество, сохраняла
право на приданное, имела право на развод.
Сестра получала такое же наследство,
как и братья. В соответствии с моральными
требованиями дети должны были полностью
подчиняться родителям, уважать их и помогать
по хозяйству. Неповиновение каралось
по закону.
3.
Сравнительный анализ
развития систем
призрения в Месопотамии
и Древней Индии
Во всех старовавилонских городах и в большинстве селении: имелись храмы. Храм в древней Месопотамии, как и в других древних обществах, был не только местом почитания божества, но и одним из важнейших компонентов социально-экономической структуры государства. Действуя среди группы населения, находящегося в сфере его влияния, храм мог в случае необходимости оказать поддержку как самым бедным семьям — помогая им избавиться от разорения, а в критических случаях и просто избежать голодной смерти,— так и наиболее обеспеченным кругам, предоставляя им удобные возможности для помещения и сохранения «излишков» имущества.
С древнейших времен одной из важных социальных функций храма была роль «дома призрения» для лиц, которые оказались отвергнутыми строго регламентированным во всех отношениях древним обществом из-за своей неполноценности (физической или социальной),—для одиноких женщин, инвалидов, престарелых, детей — брошенных или осиротевших. В периоды экономического кризиса (войны, неурожаи) бедняки посвящали в храм престарелых и больных членов семьи, подбрасывали детей, которых не в состоянии были прокормить. Главной причиной посвящений такого рода было стремление избавиться от лишних ртов, от неполноценных членов семьи, которые не могли работать в полную силу, а внешне это принимало форму дара божеству от поклоняющегося ему. В периоды стабилизации и экономического подъема увеличивалось число посвящаемых в храм от богатых семей. Многие наиболее богатые семьи отдавали в храмы своих дочерей. И здесь соображения чисто религиозные переплетались с экономическими мотивами. Входя в храмовую обитель, девушка забирала свое приданое, пользовалась им и, живя в обители, даже увеличивала его посредством различного рода деловых операций, а после ее смерти имущество возвращалось обратно в отцовский дом. Роль храма как социального центра проявлялась и в том, что именно храм выкупал общинников, попавших в плен во время царского похода, если у них дома не хватало средств на выкуп.
Чрезвычайно важной была роль храма как места разрешения различного рода споров. Здесь давали показания свидетели, здесь перед лицом божественных символов выигравшая сторона вводилась в свои права.
Древнее общество Месопотамии выработало целую систему экономических рычагов, способствовавших товарообмену в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений и помимо частного кредита. В числе таких рычагов было широкое развитие государственной кредитной системы. Представителями этой системы были государственные чиновники-тамкары, а также кабатчики (корчмари) и пекари. Их деятельность предоставляла сельскому, а в значительной степени и городскому населению основной, а нередко и единственный источник товарообмена.
Имущественное положение большинства жителей старовавилонской Месопотамии колебалось в незначительных пределах, было относительно стабильно и давало им возможность поддерживать свою жизнь и жизнь своей семьи в рамках принятых в данном обществе норм. Над этой массой стояла небольшая группа богатых семей, представители которых занимали высшие должности в государственном или храмовом хозяйстве (и в общинах) либо входили в число приближенных или родственников царя. Эти семейства владели многочисленными строениями в городах, десятками гектаров садов, большими земельными имениями, доход с которых исчислялся десятками тысяч литров зерна, значительными по тем масштабам стадами овец. Все работы в таких имениях велись с помощью арендаторов (в полеводстве и садоводстве)(Арендаторами выступали не обязательно обезземелившиеся хозяйства — нередко брали в аренду землю дополнительно к своему основному наделу или собственности хозяева состоятельные, имевшие средства для дополнительных затрат. Земля либо обрабатывалась силами своей семьи и рабов, либо, возможно, сдавалась в субаренду.), наемных работников (в скотоводстве) и рабов, труд которых мог применяться во всех отраслях большого хозяйства.
Низший слой общества составляли бедняки — из числа крестьян и горожан, разорившихся вследствие каких-либо природных или социальных катастроф, или из пришлых людей, которые ничего не имели и жили только выдачами из дворца или храма, к покровительству которых они обратились. В количественном отношении бедняков и богачей в мирное время было немного по сравнению с основной средней массой населения, но их существование оказывало огромное влияние на социальную жизнь общества и общественное развитие.
Скромное
имущественное положение и
В сословном отношении общество того времени делилось па полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства в какой-либо (городской или сельской) общине, на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами {мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась к авилумам. Собственность на землю не носила сословного характера, и в той мере, в какой земельные участки продавались (главным образом сады, дома, весьма редко поля), их могли покупать и мушкенумы.
В
основе правовых документов Индии лежал
принцип разделения поведения людей
на добрых и злых. Регулировались правила
наследования движимого и недвижимого
имущества в законах Ману, которые исключали
из числа наследников детей, слабоумных,
больных, бедствующих. Недействительными
считались сделки, заключенные пьяными,
безумными, стариками. Особо оговаривались
правила выдачи девушки замуж, существовало
8 форм брака, из них 4 одобрялись и предполагали
приданное. К порицаемым формам относились:
покупка невесты, насилие над невестой,
брак по любви без согласия родителей,
похищение невесты. Предназначением женщины
признавалось рождение и воспитание детей,
прежде всего сыновей, на которых по закону
падала обязанность выполнять поминальный
обряд по умершим родителям. Вдовам запрещалось
повторно выходить замуж, и они исполняли
обряд сатти – самосожжение вдовы. Муж
имел право привести в дом вторую жену
на 8 году жизни, если первая жена была
бесплодна; на 10 году, если рожала мертвых
детей; на 11 году, если рожала только девочек;
немедленно, если подвержена пьянству
или грубо разговаривает. В законах Ману
описан механизм усыновления, когда подаренные
или проданные в бездетные семьи сыновья
могли получить права прямых наследников
в новых семьях. Сложилось неоднозначное
отношение к проституции. Добрачная связь
считалась грешной. За супружескую неверность
предполагалась смертная казнь. При этом
внебрачные дети не припятствовали браку.
Но женщине, занимающейся проституцией,
запрещалось рожать. Они не могли претендовать
на замужество, не допускались к воспитанию
детей. Существовала каста царских куртизанок,
которые были наиболее образованными
женщинами Индии, служили предметом гордости
горожан. Проституция жены с согласия
мужа не наказывалась. Пьянство и алкоголизм
вызывали неприятие в обществе. Алкоголикам
на голову ставили клеймо в виде чарки
или заставляли пить вино до кончины.