Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Разго́н Верхо́вного Сове́та Росси́йской Федера́ции (также известный как «Конституционный кризис 1993 года», «Государственный переворот 1993 года», «Расстрел Белого дома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч») — конфликт двух ветвей российской власти, происходивший 21 сентября — 4 октября 1993 года вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года.
29 марта 1993 года, после провала попытки импичмента, Съезд назначил на 25 апреля референдум с 4 вопросами, результаты которого удовлетворили ожидания сторонников президента Ельцина:
На вопрос «Доверяете ли вы президенту России Борису Ельцину» 58,7 % проголосовавших ответили «Да»
На вопрос «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года» 53 % проголосовавших ответили «Да»
На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы президента Российской Федерации» ответили лишь 49,5 %
На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы народных депутатов Российской Федерации» ответили «Да» 67 %.
1 мая 1993 года в Москве во время уличной манифестации коммунистов и сторонников Верховного совета впервые произошли массовые беспорядки. Участники акции отклонились от согласованного с властями маршрута — вместо разрешённого шествия по Садовому Кольцу, двинулись многотысячной колонной по Ленинскому проспекту в сторону Ленинских гор. В районе дома 37 проспект был перегорожен грузовиками и автобусами ОМОН, где произошло столкновение с сотрудниками правоохранительных органов, в результате которого погиб сотрудник милиции — сержант милиции Владимир Толокнеев, он был раздавлен грузовым автомобилем за рулём которого, по свидетельствам очевидцев, находился один из демонстрантов в камуфляжной форме. Десятки манифестантов получили травмы.
1 сентября 1993 года Б. Ельцин временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства. Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранения вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции, в связи с которыми проводилось расследование, позже подтверждены не были.
3 сентября ВС принял решение направить в Конституционный суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента Александра Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном суде действие указа приостанавливается.
Однако главной темой российских СМИ года первой половины сентября 1993 было отнюдь не отстранение Руцкого с поста вице-президента, никто не писал и о возможном силовом разгоне Верховного Совета — такое развитие событий мало кто предполагал. На первых полосах газет печатались материалы о предстоящем концерте Майкла Джексона, который состоялся на стадионе «Лужники» 15 сентября (это был первый приезд мировой поп-звезды такого масштаба в Россию).
По воспоминаниям бывшего начальника Службы безопасности президента России Александра Коржакова, проект указа № 1400, впервые обсуждали в Ново-Огарёве, куда Ельцин пригласил министра иностранных дел Андрея Козырева, министра обороны Павла Грачёва, министра внутренних дел Виктора Ерина, и. о. председателя правительства Виктора Черномырдина и министра безопасности Николая Голушко. По словам Коржакова, указ одобрили все участники совещания. Спор вызвала лишь дата предполагаемого роспуска Верховного совета. Первоначально предлагалась дата 19 сентября. Но затем решили сделать это 18 сентября — это воскресенье и в Доме советов никого не должно было быть. Планировалось перекрыть входы в здание и не пускать депутатов внутрь:
«Указ никому не показался ни антиконституционным, ни экстремистским. Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе»
16сентября Борис Ельцин пригласил руководителей силовых ведомств — Александра Коржакова, Михаила Барсукова и Павла Грачёва в Завидово для обсуждения деталей будущего роспуска Верховного Совета. Президент сообщил о своём решении отложить подписание указа о роспуске ВС на несколько дней. Выяснилось, что против подписания указа выступает глава администрации президента Сергей Филатов, а силовые структуры до сих пор не согласовали свои будущие действия.
20 сентября в аналитическом журнале ИД «КоммерсантЪ» «Власть» его обозреватель Максим Соколов, комментируя события прошедшей недели не предполагал силовых решений политических вопросов в стране и разгона Верховного Совета, в статье обсуждалось возвращение министров команды Егора Гайдара в правительство и возможной реакции на это Верховного Совета:
С популярной в патриотически-парламентских кругах точкой зрения полемизировать вообще трудно, поскольку в этих кругах принято считать исчадием ада всякого, чьи речи и поступки не вполне укладываются, как выражается экономист проф. Шмелёв, в «логику сумасшедшего дома». Попутно заметим, что это обстоятельство существенно облегчало проблему возвращения: отличайся ВС некоторой гибкостью и пребывай он в рамках относительной адекватности, предубеждение депутатов против Гайдара могло бы сыграть свою роль и затормозить его назначение.
— М. Соколов. «Пожарный для безнадёжных ситуаций» назначен первым вице-брандмейстером «Власть» № 37 (37) от 20.09.1993
«Нулевой вариант».
Наряду с двумя основными сторонами конфликта, каждая из которых намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти, в конфликте косвенно участвовала и третья сила. К ней, в частности, относилось большинство региональных органов власти (представленных в тот период в Москве Советом Федерации, ещё не являвшимся официальным государственным органом и верхней палатой парламента), а также большинство вооружённых формирований, которые часто принято считать «нейтральными». Официальной позицией третьей силы был так называемый «нулевой вариант», по которому все нормативные акты и решения противостоящих сторон откатываются на период «до издания Указа № 1400», а для разрешения конфликта объявляются внеочередные одновременные перевыборы Президента и Съезда народных депутатов России по действующей Конституции.
С похожим предложением 24 октября выступил Григорий Явлинский, распространив заявление в котором говорится, что «отправным пунктом является общее согласие относительно необходимости досрочных выборов». Явлинский предложил провести досрочные выборы и президента, и Верховного Совета в срок не ранее февраля 1994 года.
По мере относительно мирного развития конфликта такая позиция пользовалась всё большей поддержкой в народе и силовых органах. Однако она не устраивала обе активные стороны конфликта по понятным причинам:
Б. Н. Ельцин и его окружение могли рассчитывать на победу на выборах президента, однако после этого им пришлось бы работать со Съездом народных депутатов, имевшим всё те же неограниченные полномочия, но который уже нельзя было бы обвинить в том, что он избран давно и поэтому уже не представляет народ России. В таких условиях вполне реальной была корректировка политико-экономического курса и отстранение либеральных политиков от реальной власти;
А. В. Руцкой как вице-президент не имел шансов на победу на президентских выборах против Ельцина, однако в качестве вице-президента, исполняющего обязанности «узурпатора», он мог рассчитывать на поднятие своей популярности на выборах;
Р. И. Хасбулатов к моменту роспуска Съезда народных депутатов утратил свой избирательный округ (Чечено-Ингушская Республика), поскольку Чечня фактически отделилась от России, прекратив подчиняться российским законам, платить налоги в федеральный бюджет и т. п. Но даже в случае избрания по другому округу, что было маловероятно, он не имел шансов возглавить новый Верховный Совет России, поскольку даже в имевшемся Верховном Совете его избрание стало результатом сложной политической ситуации при уходе Ельцина с этого поста, и даже в сентябре 1993 года поднимался вопрос о его немедленной замене Бабуриным;
Многие из назначенных Руцким министров и близких к Руцкому и Хасбулатову участников конфликта связывали свои судьбы с этими лидерами оппозиции, в связи с чем, вероятно, они опасались результатов одновременных перевыборов;
В рядах оппозиции многие считали необходимым отстранить Ельцина от власти и не допускать к выборам Президента как преступника, совершившего попытку государственного переворота.
К 3 октября 1993 года обозначились признаки того, что в случае продолжения мирных переговоров или противостояния без решительных действий с любой стороны, «нулевой вариант» становится основным. Согласно одной из версий, поскольку он не устраивал ни одну из активных сторон конфликта, Ельцин принял решение о силовом решении проблемы, а лидеры оппозиции (в первую очередь, Хасбулатов и Руцкой) вместо того, чтобы удержать прорвавшихся на помощь Съезду людей от необдуманных действий, направили их на захват телецентра в «Останкино» и даже Кремля.
Политические итоги.
В России была ликвидирована вся структура Советской власти, существовавшей с 1917 года, «двоевластие», выражавшееся в конфронтации президента, с одной стороны и вице-президента и законодателей, с другой, закончилось. На переходный период в России установился авторитарный режим Б. Н. Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Был ликвидирован пост вице-президента. Ельцин своими указами отменял нормы действующей Конституции, законодательства. В связи с этим, многие известные юристы, государственные деятели, политологи, политики, журналисты, а также историки выражали обеспокоенность судьбой демократии в России, в частности генеральный прокурор Алексей Казанник, бывший активный сторонник Б.Ельцина, отправленный им в отставку, отмечал в 1994 году, что в стране возможно установление диктатуры.
12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по принятию новой Конституции в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утвержденным указом Президента. В тот же день были проведены выборы депутатов в Государственную думу и Совет Федерации — палаты нового парламента, который должен был возникнуть в случае одновременного принятия конституции, в заключительных положениях которой и оговаривались сами эти выборы.
Проведение данного голосования прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики, принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету РСФСР (ст. 9). Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10). Данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Согласно новой конституции в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.
Публицисты высказывают мнение, что начало военного решения конфликта в Чечне в декабре 1994 года — прямое следствие событий октября 1993 года в Москве.
Данные о погибших и раненых.
По официальным данным, число погибших во время беспорядков составило 123 человека, число раненых 389.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, на которые ссылается газета «Завтра» во время штурма в здании Дома Советов России погибло 148 человек, вокруг здания — 101 человек, из них 77 гражданских лиц и 24 военных и сотрудников МВД.
Основную часть погибших составляют случайные жертвы из числа гражданского населения, в том числе несовершеннолетние, а также сторонники Верховного Совета, прибывшие за защиту Дома Советов, в частности, 4 октября гражданского населения погибло почти в 3 раза больше, чем военнослужащих и сотрудников милиции.
4 октября большое количество раненых, в том числе и среди военных, было связано из-за несогласованности действий различных подразделений силовых структур, выступавших на стороне президента Ельцина, которые из-за отсутствия координации открывали хаотичный огонь даже друг по другу.
Жертвой танковых выстрелов и последующего пожара в здании Дома Советов, согласно данным Комиссии госдумы РФ, стал 24-летний Павел Алферов, активно интересовавшийся политикой и защищавший Дом Советов и в 1991 году среди сторонников Бориса Ельцина. Выпускник Радиотехнического института сгорел на 13 этаже Дома Советов. Все остальные жертвы среди мирного населения, согласно данным комиссии, 4 октября были убиты либо рядом с Домом Советов или в его окрестностях и на других улицах в центре Москвы из огнестрельного оружия, либо скончались в результате побоев после того как попали в руки правоохранительных органов. При этом лишь некоторая часть из них была среди защитников Дома советов.
Расследование комиссии Госдумы РФ.
В результате проведённого расследования комиссии Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года под председательством члена ЦК КПРФ Татьяны Астраханкиной, участвовавшей в событиях на стороне Верховного Совета, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции Российской Федерации — России, действовавшей на тот момент времени. По материалам следствия, проведённого Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении депутатов Верховного Совета и Департамента охраны Верховного Совета.
Информация о работе Разгон Верховного совета РФ( октябрьский путч)