Расширение сферы советского влияния после 1945 года и начало эпохи «холодной войны»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 23:53, реферат

Описание работы

В результате победы СССР во Второй Мировой войне его позиции на международной арене значительно укрепились. Целый ряд стран Восточной Европы и Азии приступили к строительству социализма, в целом следуя советской модели, но не всегда автоматически копируя её. Возникновение мощного социалистического лагеря во главе с СССР кардинально изменило геополитическую ситуацию в мире и послужило поводом наряду с другими причинами для начала затяжной «холодной войны». В ходе этой «войны», длившейся до конца 80-х годов, социалистическая и капиталистическая системы активно соперничали в самых различных сферах – от вооружений и экономики до культуры и идеологии (одной из главных составляющих конфронтации).

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

   МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

   ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 

   Дисциплина (по выбору):

   «Россия в системе международных отношений XX века». 
 
 
 

   Реферат на тему: 

   РАСШИРЕНИЕ  СФЕРЫ СОВЕТСКОГО ВЛИЯНИЯ ПОСЛЕ 1945 ГОДА И НАЧАЛО ЭПОХИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 
 
 
 
 

   Выполнила:

   студентка 4 курса 

     2 группы

   6 подгруппы 

   Спивак  Е.А. 

   МОСКВА

   2010

      Вступление

      В результате победы СССР во Второй Мировой  войне его позиции на международной  арене значительно укрепились. Целый  ряд стран Восточной Европы и  Азии приступили к строительству социализма, в целом следуя советской модели, но не всегда автоматически копируя её. Возникновение мощного социалистического лагеря во главе с СССР кардинально изменило геополитическую ситуацию в мире и послужило поводом наряду с другими причинами для начала затяжной «холодной войны». В ходе этой «войны», длившейся до конца 80-х годов, социалистическая и капиталистическая системы активно соперничали в самых различных сферах – от вооружений и экономики до культуры и идеологии (одной из главных составляющих конфронтации).

      Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны, две сверхдержавы – победительницы во Второй мировой войне – пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

      Выражение «Холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

      «Холодная война» - переход  к системе двухполярного мира

      «Холодная война» (в современном видении) –  это глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

      Внутренняя  логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и  вмешательства в развитие событий  в любой части мира. Усилия США  и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

      США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками  – НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

      Холодная  война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года.

      Расширение  сферы советского влияния

      Итак, установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу.

      В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:

  • во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для Америки и Европы;
  • во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения;
  • в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
  • в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин;
  • в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;
  • в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами;
  • в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…

      В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.

      В 1946 году активизировались греческие  повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

      К 1947 году гражданская война в Греции закончилась поражением коммунистов. В 1949 году окончательно оформился военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли  США и большинство стран Западной Европы.

      В ответ СССР и страны Восточной  Европы с целью укрепления своей сплочённости создали СЭВ – Совет Экономической Взаимопомощи, куда первоначально вошли СССР, Чехословакия, Польша, Румыния, Венгрия и Болгария, (который позднее был преобразован в военный союз социалистических государств при ведущей роли Советского Союза – Варшавский договор, куда вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). В том же 1949 г. произошло ещё одно событие, которое надолго раскололо не только Европу, но и Германию: на западной её территории была провозглашена ФРГ, а на восточной – ГДР.

    Речь  У. Черчилля в Фултоне, как повод к  началу «Холодной  войны»

      Формальным  началом холодной войны часто  считается 5 марта 1946 года, когда Черчилль произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946 под нажимом Великобритании и США). Речь Черчилля очертила новую реальность:

      «Никакое  надёжное предотвращение войны или  постоянный рост международной организации  не будут достигнуты без того, что  я назвал братской ассоциацией народов, говорящих на английском языке. Это означает особые отношения между Британским содружеством наций и империей, с одной стороны, и США – с другой. <...>

      Это должно сопровождаться сохранением  нынешних условий, созданных в интересах  взаимной безопасности, путём совместного использования всех военно-морских и авиационных баз, принадлежащих обеим странам, во всём мире».

      Обрисовав складывающуюся ситуацию в мире после  окончания войны как угрозу для  западной демократии, Черчилль призвал  к сдерживанию СССР, введя при этом понятие «железного занавеса»:

      «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент.<...>

      Турция  и Персия также глубоко встревожены  и обеспокоены требованиями, которые  предъявляет к ним Московское правительство.<...>

      Коммунистические  партии, которые были очень незначительны  во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. <...>

      Русские в Берлине пытаются создать квази-коммунистическую партию в своей оккупационной зоне в Германии посредством предоставления специальных привилегий левому крылу Германских лидеров. <...>

      Если  теперь советское правительство  попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

      Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая  Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.

      … В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от Коммунистического центра. За исключением Британского содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации...<...>

      Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения  своей силы и своих доктрин...

      Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...».

      Черчилль  призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

      Часть политических деятелей Запада выступала за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль:

      «... Никто не знает, что Советская  Россия и её коммунистическая международная  организация намереваются сделать  в ближайшем будущем или каковы границы их экспансионистских тенденций».

      Ответ И.В. Сталина на речь Черчилля

      Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с  Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР:

      Я расцениваю ее [последнюю речь г. Черчилля] как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество. По сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И г. Черчилль здесь не одинок, – у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

      Следует отметить, что г. Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира.

      Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, Призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка г. Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР.

      Г-н  Черчилль утверждает, что «Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы». Г-н Черчилль квалифицирует все это, как не имеющие границ «экспансионистские тенденции» Советского Союза.

      Г-н  Черчилль утверждает дальше, что «коммунистические  партии, которые были очень незначительны  во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль, полицейские правительства превалируют почти во всех этих стран до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них существует никакой подлинной демократии».

Информация о работе Расширение сферы советского влияния после 1945 года и начало эпохи «холодной войны»